Неточные совпадения
5) Души человеческие, отделенные
телами друг от друга и от бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей любовью, с богом — сознанием своей божественности. В этом всё большем и большем соединении с душами других людей — любовью и с богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой
жизни.
30) Для человека, понимающего свою
жизнь так, как она только и может быть понимаема, всё большим и большим соединением своей души со всем живым любовью и сознанием своей божественности — с богом, достигаемым только усилием в настоящем, не может быть вопроса о том, что будет с его душою после смерти
тела. Душа не была и не будет, а всегда естьв настоящем. О том же, как будет сознавать себя душа после смерти
тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему.
Неосязаемое, невидимое, бестелесное, дающее
жизнь всему существующему, само в себе мы называем богом. То же неосязаемое, невидимое, бестелесное начало, отделенное
телом от всего остального и сознаваемое нами собою, мы называем душою.
Начало
жизни не в
теле, а в душе.
Прежде всего пробуждается в человеке сознание своей отделенности от всего остального вещества, то есть своего
тела. Потом сознание того, что отделено, то есть своей души, и потом сознание того, от чего отделена эта духовная основа
жизни — сознание всего — бога.
Тело — это пища души, это леса, посредством которых строится истинная
жизнь.
Душа и
тело — вот что человек считает своим, о чем беспрестанно печется. Но надо знать, что настоящее «ты» — это не твое
тело, а твоя душа. Помни это, вознеси душу свою выше плоти, соблюдай ее от всякой житейской грязи, не давай плоти подавлять ее, — тогда хорошо проживешь
жизнь.
Говорят, что не надо любить себя. Но без любви к себе не было бы
жизни. Дело только в том, чтó любить в себе: свою душу или свое
тело.
Нет такого крепкого и здорового
тела, которое никогда не болело бы; нет таких богатств, которые бы не пропадали; нет такой власти, которая не кончалась бы. Всё это непрочно. Если человек положит
жизнь свою в том, чтобы быть здоровым, богатым, важным человеком, если даже он и получит то, чего добивается, он все-таки будет беспокоиться, бояться и огорчаться, потому что будет видеть, как всё то, во что он положил
жизнь, уходит от него, будет видеть, что он сам понемногу стареется и приближается к смерти.
Делай то, чего хочет от тебя твое
тело: добивайся славы, почестей, богатства, и
жизнь твоя будет адом. Делай то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия, любви, и тебе не нужно будет никакого рая. Рай будет в душе твоей.
Человек живет духом, а не
телом. Если человек знает это и
жизнь свою полагает не в
теле, а в духе, то закуй его в цепи, посади на железные запоры, он все-таки свободен.
Для того, чтобы жить доброй
жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твое
тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.
Все живые существа
телами своими отделены друг от друга, но то, что дает им
жизнь — одно и то же во всех.
Мало сказать, что в каждом человеке такая же душа, как и во мне: в каждом человеке живет то же самое, что живет во мне. Все люди отделены друг от друга своими
телами, но все соединены тем одним духовным началом, которое дает
жизнь всему.
Всё, что мы познаем, мы познаем или нашими пятью чувствами, то есть тем, что видим, слышим, ощупываем вещи, или тем, что переносимся в другие существа, живем их
жизнью. Если бы мы познавали вещи только пятью чувствами, мир был бы нам совсем непонятен. То, что мы знаем о мире, мы знаем только потому, что мы можем посредством любви переноситься в другие существа и жить их
жизнью. Люди
телами своими разделены и не могут понимать друг друга. Любовью же они все соединены, и в этом великое благо.
Кроме всего телесного в себе и во всем мире, мы знаем еще нечто бестелесное, дающее
жизнь нашему
телу и связанное с ним. Это нечто бестелесное, связанное с нашим
телом, мы называем душою. Это же бестелесное, ни с чем не связанное и дающее
жизнь всему, что есть, мы называем богом.
Основа всякой веры в том, что, кроме того, что мы видим и чувствуем в своих
телах и
телах других существ, есть еще то, что невидимо, бестелесно, дает
жизнь нам и всему видимому и телесному.
Оно всё в том, что все люди живут одним и тем же духом, что все люди одно и то же, но все разделены в этой
жизни своими
телами, и потому, если они понимают, что живут одним и тем же во всех духом, то им надо соединяться друг с другом любовью. Если же люди не понимают этого и думают, что живут только своими отдельными
телами, то враждуют друг с другом и бывают несчастливы.
Тело хочет блага только себе, хотя бы во вред душе; душа же хочет блага себе, хотя бы во вред
телу. Борьба эта кончается только тогда, когда человек поймет, что
жизнь его не в
теле, а в душе, и что
тело — это только то, над чем должна работать его душа.
А знать это и необходимо и легко: смысл
жизни в одном — в том, чтобы всё больше и больше освобождать душу от
тела и соединять ее с другими существами и началом всего — богом.
То же и в
жизни. Грех это то, когда человек не удержал
тела, — оно сорвалось с пути и сделало не то, что должно.
В молодости люди, не зная истинной цели
жизни — единения любовью, ставят себе целью
жизни удовлетворение похотей
тела.
Хорошо бы было, если бы это заблуждение оставалось только заблуждением ума; но дело в том, что удовлетворение похотей
тела загрязняет душу, так что человек, загрязнивший похотливой
жизнью свою душу, уже теряет способность находить свое благо в любви.
Ты хочешь доставить как можно большее удовольствие твоему
телу. Но долго ли будет жить твое
тело? Заботиться о благе
тела — это всё равно, что строить себе дом на льду. Какая радость может быть в такой
жизни, какое спокойствие? Не опасаешься ли ты постоянно, что рано или поздно лед растает — рано или поздно придется тебе оставить смертное твое
тело.
В первое время
жизни человека растет в нем одно
тело, и человек считает собою только свое
тело.
И тогда-то люди, привыкшие служить своему
телу, чтобы не отречься от прошедшей
жизни, придумывают соблазны и суеверия, которые дают им возможность жить в грехах.
Но как бы ни старались люди защитить
тело от духовного «я», духовное «я» всегда побеждает, хотя бы в последние минуты
жизни.
Человек рожден в грехах. От
тела все грехи, но дух живет в человеке и борется с
телом. Вся
жизнь человека это — борьба духа с
телом. И хорошо тому человеку, который в борьбе этой на стороне не
тела, — того
тела, которое наверное будет побеждено, а на стороне духа, — того духа, который наверное победит, хотя бы в последний час
жизни.
Человек же сознает в себе в одно и то же время и животное и бога, и потому не может быть безгрешным. Мы называем безгрешными детей, это — неверно. Ребенок не безгрешен. В нем меньше грехов, чем во взрослом, но уже есть грехи
тела. Также не безгрешен человек самой святой
жизни. В святом меньше грехов, но грехи есть — без грехов нет
жизни.
В наше время большая часть людей думает, что благо
жизни в служении
телу. Это видно из того, что самое распространенное в наше время учение это — учение социалистов. По этому учению,
жизнь с малыми потребностями есть
жизнь скотская, и увеличение потребностей это первый признак образованного человека, признак сознания им своего человеческого достоинства. Люди нашего времени так верят этому ложному учению, что только глумятся над теми мудрецами, которые в уменьшении потребностей видели благо человека.
Несмышленый ребенок плачет и кричит, пока ему не дадут того, что нужно его
телу. Но как только ему дали то, что нужно его
телу, он успокаивается и ничего больше не просит. Но не то со взрослыми людьми, когда они полагают свою
жизнь не в духе, а в
теле. Такие люди никогда не успокаиваются, им всегда еще чего-нибудь нужно.
Потакать
телу, давать ему лишнее, сверх того, что ему нужно, — большая ошибка уже потому, что от роскошной
жизни не прибавляется, а уменьшается удовольствие от еды, от отдыха, от сна, от одежды, от помещения.
Отчего у разных людей есть разные привычки, а привычки курения и пьянства одни и те же у всех, и у богатых и у бедных? А оттого, что большинство людей недовольно своею
жизнью. А недовольны люди своею
жизнью оттого, что все ищут удовольствий
тела. А
тело никогда не довольно, и от этого недовольства люди, как бедные, так и богатые, стараются забыться в курении или пьянстве.
Ни вино, ни опиум, ни табак не нужны для
жизни людей. Все знают, что и вино, и опиум, и табак вредны и
телу и душе. А между тем, чтобы производить эти яды, тратятся труды миллионов людей. Зачем же делают это люди? Делают это люди оттого, что, впав в грех служения
телу и видя, что
тело никогда не может быть удовлетворено, они придумали такие вещества, как вино, опиум, табак, которые одуряют их настолько, что они забывают про то, что у них нет того, чего они желают.
«Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — сказано в евангелии. Если сокровищем своим человек будет считать свое
тело, он и будет полагать свои силы на то, чтобы у него для
тела были вкусные кушанья, покойные помещения, красивая одежда и всякие удовольствия. А чем больше полагает человек свои силы на
тело, тем меньше у него останется их для
жизни духовной.
Чем меньше потакать
телу в еде, одежде, помещении, увеселении, тем свободнее
жизнь. И напротив, только пустись улучшать еду, одежду, помещение, увеселения — и не будет конца трудам и заботам.
Страдать можно только
телом; дух не знает страданий. Чем слабее духовная
жизнь, тем сильнее страдания. И потому, если не хочешь страдать, живи больше душою, а меньше
телом.
Какая страшная ошибка думать, что души людей могут жить высокой духовной
жизнью в то время, как
тела их остаются в праздности и роскоши!
Тело всегда первый ученик души.
Ручной труд, и особенно земледельческий, полезен не только для
тела, но и для души. Людям, не работающим руками, бывает трудно здраво понимать вещи. Такие люди не переставая думают, говорят, слушают или читают. Уму нет отдыха, и ум раздражается и путается. Земледельческий же труд полезен человеку тем, что труд, кроме того отдыха, который он дает ему, труд этот помогает человеку просто, ясно и разумно понимать положение человека в
жизни.
Если чувствуешь боль в
теле, то знаешь, что что-нибудь неладно: либо делаешь то, чего не надо делать, либо не делаешь того, что надо делать. То же и в духовной
жизни. Если чувствуешь тоску, раздражение, то знай, что что-нибудь неладно: либо любишь то, чего не надо любить, либо не любишь того, что надо любить.
То же бывает и с людьми, когда они слепнут для духовной
жизни. Им кажется, что всё, что с ними случается, делается им назло, и они сердятся на людей, а не понимают того, что им, как той дурочке, нехорошо не от других людей, а оттого, что они слепы для духовной
жизни и живут для
тела.
Человек считает себя лучше других людей только тогда, когда он живет телесной
жизнью.
Тело одно может быть сильнее, больше, лучше другого, но если человек живет духовной
жизнью, то ему нельзя считать себя лучше других, потому что душа одна и та же у всех.
В том, чтобы делать то, что делаешь, не для своего
тела, не для своей души, а только для того, чтобы получить одобрение людей, — в этом одна из главных причин дурной
жизни людей.
В первое время своей
жизни, в детстве, человек живет больше для
тела: есть, пить, играть, веселиться. Это первая ступень. Что больше подрастает человек, то всё больше и больше начинает заботиться о суждении людей, среди которых живет, и ради этого суждения забывает о требованиях
тела: об еде, питье, играх, увеселениях. Это вторая ступень. Третья ступень, и последняя, это та, когда человек подчиняется больше всего требованиям души и для души пренебрегает и телесными удовольствиями и славой людской.
Прежде чем облечься в величие, прежде чем выйти в свет, нужно двигаться во мраке, терпеть гонения, отдать
тело, чтобы спасти душу; надо умереть, чтобы возродиться в
жизнь более могучую, более совершенную.
Единственное объяснение той безумной
жизни, противной сознанию лучших людей всех времен, которую ведут люди нашего времени, в том, что молодые поколения обучаются бесчисленным самым трудным предметам: о состоянии небесных
тел, о состоянии земли за миллионы лет, о происхождении организмов и т. п., не обучаются они только тому одному, что всем и всегда нужно: тому, какой смысл человеческой
жизни, как надо прожить ее, что думали об этом вопросе и как решили его мудрейшие люди всех веков.
У нас не хватает знаний, чтобы даже понять хоть только
жизнь человеческого
тела.
Следовательно, мы не можем вполне уяснить себе и
жизнь нашего
тела.
Люди говорят: «Нельзя жить, если мы не знаем того, что нас ожидает. Надо готовиться к тому, что будет». Это неправда. Настоящая хорошая
жизнь бывает именно тогда, когда не думаешь о том, что будет с моим
телом, а только о том, что мне для своей души нужно сейчас. А для души нужно только одно: делать то, что соединяет мою душу со всеми людьми и с богом.
Мы часто думаем, что главная сила мира — сила вещественная. Мы думаем так потому, что
тело наше, хочешь не хочешь, всегда чувствует такую силу. Сила же духовная, сила мысли нам кажется незначительной, и мы не признаем ее за силу. А между тем в ней-то, в ней одной истинная сила, изменяющая и нашу
жизнь и
жизнь всех людей.