Неточные совпадения
Володя ушел от
капитана, почти влюбленный в него, — эту влюбленность он сохранил потом навсегда — и пошел разыскивать старшего офицера. Но найти его было не так-то легко. Долго ходил он по корвету, пока, наконец, не увидал на кубрике [Кубрик — матросское помещение в палубе, передней части
судна.] маленького, широкоплечего и плотного брюнета с несоразмерно большим туловищем на маленьких ногах, напоминавшего Володе фигурку Черномора в «Руслане», с заросшим волосами лицом и длинными усами.
— Ну, пойди, покажи-ка нам твою конурку, Володя, — говорил маленький адмирал, подходя к Володе после нескольких минут разговора с
капитаном. — А ваш корвет в образцовом порядке, — прибавил адмирал, окидывая своим быстрым и знающим морским глазом и палубу, и рангоут. — Приятно быть на таком
судне.
«Разве вперед смотреть?», — думал он, и ему казалось, что он должен это сделать. Ведь часовые могут задремать или просто так-таки прозевать огонь встречного
судна, и корвет вдруг врежется в его бок… Он, Володя Ашанин, обязан предупредить такое несчастие… И ему хотелось быть таким спасителем. И хоть он никому ничего не скажет, но все узнают, что это он первый увидал огонь, и
капитан поблагодарит его.
Он видел, что «штормяга», как он выражался, «форменный», но понимал, что «Коршун» доброе хорошее
судно, а
капитан — хороший моряк, а там все в руках господа бога.
— Доложите
капитану, что на ONO бедствующее
судно… Живей!
Тогда только водворилось некоторое подобие порядка, и один за другим французы прыгали в баркас. Старик-капитан
судна соскочил последним.
«Но полузатопленное
судно не шло ко дну: вероятно, пустые бочки, бывшие в трюме, спасли нас», — вставил
капитан, — и надежда закралась в сердца моряков, надежда, что вот-вот на горизонте покажется парус
судна, которое заметит погибавших.
Едва только «Коршун» бросил якорь, как с обоих военных
судов прибыли шлюпки с офицером на каждой — поздравить с приходом и предложить услуги, если понадобится. Это обычная морская международная вежливость, свято соблюдаемая моряками всех наций. Каждое военное
судно, стоящее на рейде, приветствует приходящего товарища, а
капитан пришедшего
судна в свою очередь делает первый визит
капитанам стоящих на рейде
судов.
Все правительства цивилизованных государств согласились преследовать эту торговлю, и, в силу международной конвенции, Англия, Франция и Северо-Американские штаты обязались высылать крейсера в подозрительные места для поимки негропромышленников. Кроме того, каждое военное
судно держав, подписавших конвенцию, имело полное право задерживать подобные
суда и отводить их в ближайшие порты. С пойманными расправлялись коротко:
капитана и помощников вешали, а матросов приговаривали к каторжным работам.
И, наконец, одно пойманное
судно в год или в два года далеко не устрашало отчаянных
капитанов, занимавшихся перевозкой негров.
Предложить подобный вопрос моряку-капитану да еще американцу — значило задеть самую нежную струнку его сердца и поощрить наклонность к самому вдохновенному вранью, которым отличаются многие моряки, обыкновенно правдивые, кроме тех случаев, когда дело касается достоинств
судов, которыми они командуют.
Гости просидели с полчаса, осмотрели, по предложению
капитана, его «Петрель», удивляясь чистоте и порядку
судна, на котором было всего пятнадцать человек матросов, и распростились с милыми американцами.
— Прочтите об ураганах, и вы увидите, какие они страшные…
Судно, попавшее в центр его, неминуемо гибнет… Там хоть и полное безветрие, но зато волны так ужасны и так сталкиваются между собой со всех сторон, что образуют водоворот… По счастию, всегда возможно избежать центра и встретить ураган, стараясь держаться по касательной его… Потом зайдите за книгой, познакомьтесь с теорией ураганов… А жутко было? — спросил
капитан.
Бедняга-капитан потерял
судно (которого он был пайщиком) с грузом, и — главное — на злополучном корабле были убиты все, за исключением его,
капитана, и плотника, — они спаслись каким-то чудом.
— Что делать? Написал в Лондон хозяевам и своим компаньонам, чтобы прислали денег на возвратный путь — деньги-то из карманов подлецы вытащили, а пока живу у одного старого приятеля,
капитана,
судно которого стоит здесь в ожидании груза… Спасибо — приютил, одел и дал денег. Сегодня вот съехал на берег… был у доктора. Пора и на корабль. Милости просим ко мне в гости… Очень рад буду вас видеть! — прибавил старик. — «Маргарита», большой клипер, стоит на рейде недалеко от вашего корвета… Приезжайте…
А на другой день, когда корвет уже был далеко от С.-Франциско, Ашанин первый раз вступил на офицерскую вахту с 8 до 12 ночи и, гордый новой и ответственной обязанностью, зорко и внимательно посматривал и на горизонт, и на паруса и все представлял себе опасности: то ему казалось, что брам-стеньги гнутся и надо убрать брамсели, то ему мерещились в темноте ночи впереди огоньки встречного
судна, то казалось, что на горизонте чернеет шквалистое облачко, — и он нервно и слишком громко командовал: «на марс-фалах стоять!» или «вперед смотреть!», посылал за
капитаном и смущался, что напрасно его беспокоил.
Володя уже не испытывал волнения первых дней своего нового положения в качестве вахтенного начальника. Уж он несколько привык, уж он раз встретил шквал и управился, как следует: вовремя увидал на горизонте маленькое серое пятнышко и вовремя убрал паруса, вызвав одобрение
капитана. Ночью ему пришлось расходиться огнями со встречным
судном, проходившим очень близко, и тут он не сплошал. Теперь уж он не беспокоил из-за всяких пустяков
капитана, различая важное от неважного и умея принимать быстрые решения.
— Ну, погуляйте на здоровье… Может, и его величество гавайского короля Камеамеа IV увидите. Он не особенно чванный король и любит поиграть с
капитанами китобойных
судов на бильярде и выпить с ними бутылочку-другую… А послезавтра вы его увидите во дворце…
Володя повернул в другую улицу, потом в третью — все те же хижины, все те же идиллические картины в домах, все те же встречи гуляющих и катающихся верхом — и вышел, наконец, в лучше освещенную улицу с несколькими лавками и ресторанами, в которых
капитаны с купеческих
судов играли на бильярде, и многие канаки в более или менее европейских костюмах потягивали водку или пиво.
В эту минуту к коляске подошел какой-то господин, по-видимому,
капитан купеческого
судна, и, протягивая руку кучеру, проговорил...
— Еще бы! Теперь, Бастрюков, совсем другая жизнь пойдет во флоте. У нас вот
капитан прелесть, а на других
судах всякие бывают.
И
капитан рассказал, как однажды в ответ на дерзость Корнева он ответил такой же дерзостью и был уверен, что после этого вся карьера его кончена: Корнев отдаст молодого мичмана под
суд и его, по меньшей мере, исключат из службы, а вместо этого Корнев первый извинился перед мичманом на шканцах в присутствии всех офицеров.
Капитан между тем сказал уже приветствие его величеству, и король, крепко пожав руку
капитана, довольно правильным английским языком выразил удовольствие, что видит в своих владениях военное
судно далекой могущественной державы, обещал на другой же день посетить вместе с королевой «Коршун» и пригласил вечером обедать к себе
капитана и трех офицеров.
Отделан он был роскошно, и пассажиры, особенно пассажиры I класса, пользовались теми удобствами и тем изысканным комфортом, какими вообще щеголяют французские и английские пассажирские пароходы дальних плаваний. И содержался «Анамит» в том безукоризненном порядке, который несколько напоминал порядок на военных
судах. Морской глаз Володи тотчас же это заметил и объяснил себе чистоту и исправность коммерческого парохода тем, что
капитан и его помощники были офицеры французского военного флота.
— Арбузов опытный
капитан и, конечно, сделал все, что было возможно, для сохранения
судна и людей… Ну, и адмирал наш сам лихой моряк и сумеет несчастье отличить от неумения или небрежности… Да и все мы, моряки, никогда не застрахованы от беды… Вот хоть бы теперь… долго ли до несчастья в этом проклятом тумане… Какой-нибудь па…
Салют адмиральскому флагу раздался с обоих
судов, и как только дым рассеялся, оба
капитана, собиравшиеся ехать к адмиралу с рапортами, увидали, что гичка с адмиралом уже несется к «Забияке».
Исследовав в подробности дело и допросив
капитана, офицеров и команду клипера, комиссия единогласно пришла к заключению, что командир клипера нисколько не виноват в постигшем его несчастье и не мог его предотвратить и что им были приняты все необходимые меры для спасения вверенного ему
судна и людей.
— Признаться, и я изумлен! — проговорил старший офицер. — Положим, командир клипера вел себя во время крушения молодцом, но все-таки я не слыхал, чтобы
капитанов, имевших несчастье разбить
суда, представляли к наградам…
— Что же, этого адмирала отдали под
суд, Василий Федорович? — воскликнул Ашанин, слушавший — весь внимание — речь своего любимца-капитана.
И в данном случае, представляя к награде
капитана, хотя и попавшего в беду и едва не потерявшего вверенного ему
судна, но показавшего себя в критические минуты на высоте положения, адмирал дает полезный урок флоту, указывая морякам, в чем истинный дух морского дела, и поддерживая этот дух нравственным одобрением таких хороших моряков, как командир клипера…
— Так долго ли было до греха, доктор? — продолжал
капитан. — И у нас по борту прошло
судно… Помните, Степан Ильич? Если бы мы не услышали вовремя колокола… какая-нибудь минута разницы, не успей мы крикнуть рулевым положить руль на борт, было бы столкновение… Правила предписывают в таком тумане идти самым тихим ходом… А я между тем шел самым полным… Как видите, полный состав преступления с известной точки зрения.
— И Корнев, наверно, отдал бы под
суд или, по меньшей мере, отрешил меня от командования, если бы я поступил по правилам, а не так, как велит совесть… Вот почему он благодарил меня вместо того, чтобы отдать под
суд! Сам он тоже не по правилам спешил к Сахалину и тоже в густой туман бежал полным ходом… Так позвольте, господа, предложить тост за тех моряков и за тех людей, которые исполняют свой долг не за страх, а за совесть! — заключил
капитан, поднимая бокал шампанского.
И — странное дело! — адмирал совсем смягчился. Тронула ли его эта привязанность к
судну и к
капитану, тронуло ли его это желание юного моряка командовать вахтой вместо того, чтобы быть штабным, — желание, внезапно напомнившее адмиралу его молодость и радость первых вахт, — понравилась ли, наконец, ему откровенная смелость отказа от предложения, вызванная его же вопросом о желании, но дело только в том, что адмирал проговорил уже совсем мягко...
— Я и не знал, что вы так любите свое
судно и своего командира… Это делает честь и вам, Ашанин, и Василию Федоровичу, который умеет так привязывать к себе… Не хочу вас отнимать от такого
капитана и лишать вас вахты… Оставайтесь на «Коршуне»!