Неточные совпадения
— Ты во гневе твоем, — говорил я сам себе, — устремляешься на гордого господина, изнуряющего крестьянина своего на ниве своей; а сам не
то же
ли или еще хуже
того делаешь?
Давно
ли то было, как Вольтер кричал против суеверия до безголосицы; давно
ли Фридрих неутолимой его был враг не токмо словом своим и деяниями, но, что для него страшнее, державным своим примером.
Разверни новейшие таинственные творения, возмнишь быти во времена схоластики и словопрений, когда о речениях заботился разум человеческий, не мысля о
том, был
ли в речении смысл; когда задачею любомудрия почиталося и на решение исследователей истины отдавали вопрос, сколько на игольном острии может уместиться душ.
Кто более в глазах человечества заслуживает уважения, заимодавец
ли, теряющий свой капитал, для
того что не знал, кому доверил, или должник в оковах и в темнице?
Можно
ли почесть деяние оскорбляющим сохранность члена общественного, если я исполню его для моего спасения, если оно предупредит мою пагубу, если без
того благосостояние мое будет плачевно навеки?
Не больно
ли сердцу твоему, что сынок твой, знатный боярин, презирает заслуги и достоинства, для
того, что их участь пресмыкаться в стезе чинов, пронырства гнушаяся?
Кто скажет, что, вступая в супружество, помышлял о наследии и потомках; а если имел сие намерение,
то блаженства
ли их ради произвести их желал или же на сохранение своего имени?
Не моей
ли я в
том искал пользы, да благи будете.
Не ведаю, правда
ли сие, но
то правда, что наглость валдайских девок сократилася.
Не ведаю и
того, бросилась
ли сия новая Геро в озеро или же в следующую ночь паки топила баню для путешественника.
Если же ты добрый человек и не ругаешься над бедными,
то, взяв от тебя деньги, лихие люди мало
ли что подумают.
Крестьянка не хотела у меня взять непорочных, благоумышленных ста рублей, которые в соразмерности состояний долженствуют быть для полковницы, советницы, майорши, генеральши пять, десять, пятнадцать тысяч или более; если же госпоже полковнице, майорше, советнице или генеральше (в соразмерности моего посула едровской ямщичихе), у которой дочка лицом недурна или только что непорочна, и
того уже довольно, знатной боярин седмидесятой, или, чего боже сохрани, седмьдесят второй пробы, посулит пять, десять, пятнадцать тысяч, или глухо знатное приданое, или сыщет чиновного жениха, или выпросит в почетные девицы,
то я вас вопрошаю, городские матушки, не ёкнет
ли у вас сердечко? не захочется
ли видеть дочку в позлащенной карете, в бриллиантах, едущую четвернею, если она ходит пешком, или едущую цугом вместо двух заморенных кляч, которые ее таскают?
Если муж десяти лет, а жена двадцати пяти, как
то бывает часто во крестьянстве; или если муж пятидесяти, а жена пятнадцати или двадцати лет, как
то бывает во дворянстве, — может
ли быть взаимное чувств услаждение?
Неравенством лет нарушается единый из первейших законов природы;
то может
ли положительной закон быть тверд, если основания не имеет в естественности?
— Но будет
ли в
том взаимность?
И для
того обработывают ее лениво, и не радеют о
том, не запустеет
ли среди делания.
Не
то же
ли я вам могу сказать о нем, что друг мой говорил мне о произведениях Америки?
Язвительнейшие скорби и раны и самая смерть покажутся нам необходимыми действиями течения вещей, и являяся нам позади непрозрачныя завесы, едва возмогут
ли в нас произвести
то мгновенное движение, какое производят в нас феатральные представления.
В областях истины, в царстве мысли и духа не может никакая земная власть давать решений и не должна; не может
того правительство, менее еще его ценсор, в клобуке
ли он или с темляком.
Но если кто про кого скажет правду, бранью
ли то почитать,
того в законе нет.
Да вещают таковые переводчики, если возлюбляют истину, с каким бы намерением
то ни делали, с добрым или худым, до
того нет нужды; да вещают, немецкий язык удобен
ли к преложению на оной
того, что греческие и латинские изящные писатели о вышних размышлениях христианского исповедания и о науках писали точнейше и разумнейше?
— Друзья мои, — сказал я пленникам в отечестве своем, — ведаете
ли вы, что если вы сами не желаете вступить в воинское звание, никто к
тому вас теперь принудить не может?
Подошед к нему, я в дрожащую его руку толико же дрожащею от боязни, не тщеславия
ли ради
то делаю, положил ему рубль.
И стоит
ли то, что я сделал для покойного твоего отца, чтобы ты до гроба моего меня не забывала?
Но если кто умеет исчислить меру сего продолжения, если перст гадания назначит предел твоему имени,
то не се
ли вечность?..
Если бы не подкрепляла надежда, что, приучив слух свой к необыкновенности звуков и усвоив чуждые произношения, не откроются потом приятнейшие предметы,
то неуповательно, восхотел
ли бы кто вступить в столь строгий путь.
Но сие же самое соответствие, с другой стороны, служит и не малым, для летописателя, облегчением. Ибо в чем состоит, собственно, задача его? В
том ли, чтобы критиковать или порицать? Нет, не в том. В том ли, чтобы рассуждать? Нет, и не в этом. В чем же? А в том, легкодумный вольнодумец, чтобы быть лишь изобразителем означенного соответствия и об оном предать потомству в надлежащее назидание.
Неточные совпадения
Городничий.
Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят
ли проезжающие неприятностей. Эй, Свистунов!
Аммос Федорович. Помилуйте, как можно! и без
того это такая честь… Конечно, слабыми моими силами, рвением и усердием к начальству… постараюсь заслужить… (Приподымается со стула, вытянувшись и руки по швам.)Не смею более беспокоить своим присутствием. Не будет
ли какого приказанья?
Городничий (с неудовольствием).А, не до слов теперь! Знаете
ли, что
тот самый чиновник, которому вы жаловались, теперь женится на моей дочери? Что? а? что теперь скажете? Теперь я вас… у!.. обманываете народ… Сделаешь подряд с казною, на сто тысяч надуешь ее, поставивши гнилого сукна, да потом пожертвуешь двадцать аршин, да и давай тебе еще награду за это? Да если б знали, так бы тебе… И брюхо сует вперед: он купец; его не тронь. «Мы, говорит, и дворянам не уступим». Да дворянин… ах ты, рожа!
Артемий Филиппович.
То есть не изволите
ли вы спрашивать, как их зовут?
)Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны
ли? — чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен,
то ему после дам такого неудовольствия…