Неточные совпадения
— Так… Так
будет, — сказала Никитишна. — Другой год я в Ключове-то жила, как Аксиньюшка ее родила. А прошлым летом двадцать лет сполнилось, как я домом хозяйствую… Да… Сама я тоже подумывала, куманек, что пора бы ее к месту. Не хлеб-соль родительскую ей отрабатывать, а в девках засиживаться ой-ой нескладное дело.
Есть ли женишок-от на примете, а то не поискать ли?
Дрожащей рукой налил Никифор рюмку и
выпил ее залпом. Затем, откромсав добрый кусок салфеточной икры, намазал на ломоть
хлеба и, подойдя к сестре, сказал...
На Ветлуге и отчасти на Керженце в редком доме брага и сыченое сусло переводятся, даром что
хлеб чуть не с Рождества покупной
едят.
— Сам посуди, Пантелей Прохорыч, каково
было мне, как родитель посылал нас с братишкой на чужие
хлеба, к чужим людям в работники!
Распрощавшись с Виринеей, снабдившей его на дорогу большим кульком с крупитчатым
хлебом, пирогами, кокурками, крашеными яйцами и другими снедями, медленными шагами пошел он на конный двор, заложил пару добрых вяток в легкую тележку, уложился и хотел
было уж ехать, как ровно неведомая сила потянула его назад. Сам не понимал, куда и зачем идет. Очнулся перед дверью домика Марьи Гавриловны.
Тишь
была невозмутимая, лишь вдали в заколосившемся
хлебе трещали кузнечики да по лесу раздавались изредка глухие звуки ботал [Ботало — глухой звонок, привешиваемый лошадям и коровам на шею, когда пускают их в ночное по лесам.
— Ерихоны, дуй вас горой!.. Перекосило б вас с угла на угол, — бранился дядя Елистрат, кладя в карманы оставшиеся куски белого и пеклеванного
хлеба и пару соленых огурцов… — Ну, земляк, — обратился он к Алексею, потягиваясь и распуская опояску, — за
хлеб, за соль, за щи спляшем, за пироги песенку
споем!.. Пора, значит, всхрапнуть маленько. Стало брюхо что гора, дай Бог добресть до двора.
И крепко-накрепко наказывали бабам поберегать парнишку, приглядеть иной раз, чтоб грехом не окривел аль зубов передних ему не вышибли… Тогда беда непоправимая — зáдаром пропадут хлеб-соль и мирское о сироте попечение — нельзя
будет в рекруты сдать.
Тем барыням, что из себя попригляднее
были, из удельных магазинов весь
хлеб роздал, а друзей-приятелей деньгами из мирских сумм снабжал.
Попил,
поел, погостил у поромовских Карп Алексеич, да вместо спасиба зá
хлеб за́ соль назавтра велел мужикам с поклоном в приказ приходить.
— По гривне с души, — сказал он. — По иным деревням у меня пятак положóн, а вы люди свои: с вас и гривна не обидна. Надо бы побольше, да уж так и
быть, хлеб-соль вашу поминаючи, больше гривны на первый раз не приму.
— И то надо
будет, — отозвался Трифон. — То маленько обидно, что работницей в дому меньше станет: много еще Паранька родительского
хлеба не отработала. Хоть бы годок, другой еще пожила. Мать-то хилеть зачала, недомогает… Твое дело отделенное, Савелью до хозяйки долга песня, а без бабы какое хозяйство в дому!.. На старости лет останешься, пожалуй, один, как перст — без уходу, без обиходу.
Первый летний уповодок от восхода солнца и перекуски (ломоть
хлеба) до завтрака (то
есть с четырех или пяти часов до восьми часов утра); второй — от завтрака до обеда (с восьми часов до полудня); третий — от обеда до пáуженки (еда между обедом и ужином), то
есть от полудня до трех или четырех часов пополудни; четвертый — от пауженки до солнечного заката и ужина, то
есть до восьми или девяти часов.
— Сам к нему поехал… Что понапрасну на черта клепать! — засмеялся Патап Максимыч. — Своя охота
была… Да не про то я тебе говорю, а то сказываю, что иночество самое пустое дело. Работать лень, трудом
хлеба добывать не охота, ну и лезут в скиты дармоедничать… Вот оно и все твое хваленое иночество!.. Да!..
Хорошо еще, коли
хлеб в цене; тогда и примет мужик маяты, а все-таки управится, и деньги у него в мошне
будут.
Хлеба —
ешь не хочу, брага не переводится, а хоть сыты живут, да всласть не
едят, не то что по вашим местам.
— Да, — подтвердил Василий Борисыч. — Все трудом да потом люди от земли взяли… Первая заповедь от Господа дана
была человеку: «В поте лица снéси
хлеб твой»… И вот каково благ, каково премудр Отец-от Небесный: во гневе на Адама то слово сказал, а сколь добра от того гневного слова людям пришло… И наказуя, милует род человеческий!..
Чищенина [Место, где лес вырублен, выкорчеван и сожжен под посев; пашня, расчищенная из-под лесу.]
была тут обширная и сплошь покрыта выколосившимся и налившимся уже
хлебом.
— Да как же это в никонианскую-то? — жалобно и трепетно заговорил Василий Борисыч. — Мне!.. Сраму-то что
будет на Москве!.. Помилуйте, Флена Васильевна!.. Ведь я Рогожским живу —
хлеба лишиться могу.
— И третий потерпит, — сказала казначея. — Оленушка девица еще молодая, в обитель взята с малолетства, совсем как
есть нагишом, надо ж ей обительскую хлеб-соль отработать. На покое-то жить, кажись бы, раненько.
— Матерям по ихнему делу иначе нельзя, — отозвался Самоквасов. — Ведь это ихний
хлеб. Как же не зазывать покупателей?.. Все едино, что у нас в гостином дворе: «Что́ изволите покупать? Пожалуйте-с! У тех не берите, у тех товар гнилой, подмоченный, жизни рады не
будете!.. У нас тафты, атласы, сукно, канифасы, из панталон чего не прикажете ли?»
[Петров пост зовется голодным, потому что ни овощи, ни грибы еще не
поспели, а
хлеб на исходе.
От часовни до келарни по обеим сторонам дорожки, что во многие годы протоптана стопами богомольных и трапезолюбивых келейниц, по зеленой траве-мураве ставлены
были козлы, а на них кладены тесины, крытые холстами и уставленные жбанами с квасом и пивом, великими укрухами ржаного и пшеничного
хлеба и деревянными кружкáми [Деревянная тарелка, на которой крошат говядину или рыбу.].
Про Свиблово говорят: стоит на горке,
хлеба ни корки, звону много,
поесть нечего. В приходе без малого тысяча душ, но, опричь погощан [Жители погоста.], и на светлу заутреню больше двадцати человек в церковь никогда не сходилось. Почти сплошь да наголо всё раскольники. Не в обиду б то
было ни попу, ни причетникам, если б влекущий племя от литовского выходца умел с ними делишки поглаже вести.
— Садиться милости просим, почтеннейший господин Чапурин, — говорил Алексей, указывая на диван Патапу Максимычу. — А ты, Марья Гавриловна, угощенья поставь: чаю, кофею, «чиколату». Чтобы все живой рукой
было! Закуску вели сготовить, разных водок поставь, ликеров, рому, коньяку, иностранных вин, которы получше. Почтенного гостя надо в аккурат угостить, потому что сами его хлеб-соль едали.