Преобразования же Петра давно уже сделались у нас достоянием народной жизни, и это одно уже должно заставить нас смотреть на Петра как на великого исторического деятеля, понявшего и осуществившего действительные потребности своего времени и народа, а не как на какой-то внезапный скачок в нашей истории, ничем не связанный с предыдущим
развитием народа.
Это бывает именно тогда, когда, по ходу исторического
развития народа, выдвигаются из общей массы некоторые фамилии и лица, в полное распоряжение которых переходит судьба народа.
Неточные совпадения
Без сомнения, великие исторические преобразователи имеют большое влияние на
развитие и ход исторических событий в свое время и в своем
народе; но не нужно забывать, что прежде, чем начнется их влияние, сами они находятся под влиянием понятий и нравов того времени и того общества, на которое потом начинают они действовать силою своего гения.
Следовательно, главная задача истории великого человека состоит в том, чтобы показать, как умел он воспользоваться теми средствами, какие представлялись ему в его время; как выразились в нем те элементы живого
развития, какие мог он найти в своем
народе.
Так, например, у самого Карамзина мы находим, что вся история
народа пожертвована строгому и последовательному проведению одной идеи — об образовании и
развитии государства российского.
Казалось, благоденствие должно было водвориться в государстве прочно и невозмутимо; в
народе должно было утвердиться довольство; с каждым годом все должно было улучшаться и совершенствоваться силою внутреннего, самобытного
развития; не предстояло, по-видимому, ни малейшей нужды в уклонении от прежнего пути; тем менее могла представляться надобность в каких-нибудь преобразованиях.
Напрасно приверженцы старой Руси утверждают, что то, что внесено в нашу жизнь Петром, было совершенно несообразно с ходом исторического
развития русского
народа и противно народным интересам.
Все эти факты убеждают нас, что тогдашним административным и правительственным деятелям действительно чуждо было, по выражению г. Устрялова («Введение», стр. XXVIII), «то, чем европейские
народы справедливо гордятся пред обитателями других частей света, — внутреннее стремление к лучшему, совершеннейшему, самобытное
развитие своих сил умственных и промышленных, ясное сознание необходимости образования народного».
Даже конечная цель преобразований — дать больший простор
развитию естественных сил
народа, как вещественных, так и нравственных, — даже самая цель эта не была никем ясно сознаваема во время преобразований Петра.
Вот тайна постоянного успеха, сопровождавшего его предприятия, несмотря на все препятствия, поставляемые невежеством и своекорыстием старинной партии, — и вот вместе с тем разгадка того, почему Петр мало тогда обратил внимания на главнейшие условия народного благоденствия — на распространение просвещения между всеми классами
народа и на средства свободного, беспрепятственного
развития всех производительных сил страны.
— И не покупайте, это не история, в ней только и говорится, что такой-то царь побил такого-то, такой-то князь такого-то и больше ничего… Истории
развития народа и страны там и нет.
— Общественная жизнь, это очень важно, потому что в
развитии народа, в судьбах, так сказать, отечества…
Но мы убеждены, что при известной степени
развития народа литература становится одною из сил, движущих общество; и мы не отказываемся от надежды, что и у нас в России литература когда-нибудь получит такое значение.
Неточные совпадения
— Мне кажется, — неторопливо и вяло отвечал Алексей Александрович, — что это одно и то же. По моему мнению, действовать на другой
народ может только тот, который имеет высшее
развитие, который…
— Но я всё-таки не знаю, что вас удивляет.
Народ стоит на такой низкой степени и материального и нравственного
развития, что, очевидно, он должен противодействовать всему, что ему чуждо. В Европе рациональное хозяйство идет потому, что
народ образован; стало быть, у нас надо образовать
народ, — вот и всё.
— Но вы сами сказали, что
народ стоит на низкой степени материального
развития. Чем же тут помогут школы?
К его вескому слову прислушиваются политики всех партий, просветители, озабоченные культурным
развитием низших слоев
народа, литераторы, запутавшиеся в противоречиях критиков, критики, поверхностно знакомые с философией и плохо знакомые с действительной жизнью.
Величие
народа, его вклад в историю человечества, определяется не могуществом государства, не
развитием экономики, а духовной культурой.