Цитаты со словом «сатир»
Область
поиска
по произведению «О степени участия народности в развитии русской литературы» (Добролюбов Н. А., 1858)искать по всей классике
Область
поиска
«О степени участия народности в развитии русской литературы» (Добролюбов Н. А., 1858)по всей классике
Но победители забываются и начинают уж слишком теснить побежденных: является ропот, негодование, и в литературе он выражается
сатирой, сначала глухой, действующей намеками — в басне, потом более открыто в сатире лирической и драматической.
Даже
сатира имеет там характер вовсе не гуманный, а или отвлеченный, или лично раздражительный.
Скоро, впрочем, народ воспользовался иначе орудием, которое дали ему в руки: в XV веке он решительно изменяет тон и слагает злейшие
сатиры на своих притеснителей и на тех, от которых он прежде ждал спасения, но в которых жестоко обманулся, — на католических духовных.
Те, против кого писал Сумароков грозные
сатиры, слушали эти нелепости и хвалили, зная, что автор в милости у знатных особ; а простая публика, видя, что тут для нее ничего нет, преоткровенно грызла орехи во время представления.
Г. Милюков говорит, что «
сатира всегда сражалась с массою, которая постепенно уменьшается; что она враждовала с настоящим, как с остатками прошедшего, указывая на славное будущее; что она всегда производила благотворное действие на нравы; что в сатире общество наше нашло того двигателя, который постоянно продолжает вести его по пути к совершенству, уничтожая преграды, поставленные вековым отчуждением и невежеством».
Вот что говорит г. Милюков о значении
сатиры.
Не за что взяться, так он и принялся за
сатиру как за прекрасное средство дать почувствовать благородные стремления литературы.
Вот хоть бы и
сатира русская…
Стоит всмотреться пристальнее в нашу
сатиру, чтобы убедиться, что она проповедовала зады.
Но что же делала наша
сатира?
Ведь были у нас, конечно, люди образованные и раньше Кантемира; были и противники просвещения; отчего же только после указа Петра о том, что стыдно быть невеждою, особливо дворянину, и что все дворяне должны учиться, — отчего только после этого является
сатира на хулящих учение?..
Местничество при Петре уже окончательно пало, а Кантемир потешается над ним (т. е. вообще над боярской спесью) в целой длиннейшей
сатире.
Ответ, конечно, легок: тогда и
сатиры вовсе не было, а на нет и суда нет.
Сатирой бы их хорошенько, этих злочинцев!
Их-то именно и прикрыть бы
сатирой!
Но
сатира Кантемирова молчала об этом, а восставала с благородным негодованием против Медора, завивающего кудри, против Менандра, переносящего вести, против скупого Хризиппа, против расточительного Клеарха.
Если хотите проследить явления русской жизни, подлежащие
сатире, далее, то можете заглянуть во многие книги, только не в сатирические творения.
В русской
сатире современность вы редко найдете; скорее попадется она вам в каких-нибудь мемуарах Манштейна, Миниха, Храповицкого, Грибовского, в «Семена Порошина записках», в «Актах, извлеченных из иностранных архивов» Тургеневым, в «Полном собрании законов Российской империи».
Сатира не коснулась таких явлений до последнего времени.
Через 25 лет после него Капнист опять обличал то же, через 40 лет потом Гоголь восстал против того же в «Ревизоре»; ныне, через 20 лет после «Ревизора», образовалась целая литература приказной казуистики; видно, что мало пользы принесли
сатиры русских авторов, как они ни были разнообразны и ядовиты.
А все отчего? оттого, что
сатира всегда была робка, мелочна, близорука, пока сама жизнь не опережала ее.
Возьмите другой порок, который преследовала наша
сатира, — невежество. Кантемир смеялся над теми, которые не слушаются указов Петра I; чувства его очень похвальны, хотя опять нельзя сказать, чтоб они предупредили жизнь… Но посмотрим, что из того вышло. Прошло 30–40 лет; Сумароков опять выводит господина, который говорит...
По-нашему, то, что одно из двух положений г. Милюкова в пользу
сатиры неверно: или сатира не производила благодетельного влияния на нравы, или же она производила его, и тогда, значит, после Кантемира, она уж все повторяла зады единственно для своего удовольствия.
Повторять зады, впрочем, не в диковинку было русской
сатире: она отлично умела бранить то, что уж отжило свой век и было неопасно. В этом отношении особенным искусством отличался Державин. Он умел сочинить даже оду сатирическую, обративши стрелы своего остроумия на прошедшее да на некоторые анонимные личности, которых, впрочем, испугался, узнав, что до них дошла его ода. Между прочим, он остроумно и справедливо говорит, что при дворе Фелицы
А ведь когда это все совершалось, ничей сатирический голос не поднялся для порицания подобных потех! Вот вам и могущество русской
сатиры!
На них и
сатиры и басни писались, и в посланиях они задевались, и даже, кажется, в разговорах в царстве мертвых осмеивались.
Как хорошо рисуется этим домашнее, патриархальное значение русской литературы, которая писалась сама для себя, находила предметы в своем тесном кружке и довольна была тем, что производила послания одного поэта к другому, эпиграммы другого на третьего, критики третьего на послания первого,
сатиры первого на критики третьего и т. д.
не встретил насмешки ни в ломоносовское, ни в державинское время; а уже тогда, когда он отжил свой век, явилась злая
сатира Дмитриева: «Чужой толк». Над поэмами Хераскова тоже стали смеяться только с двадцатых годов нынешнего столетия. Только над Жуковским Батюшков осмелился посмеяться очень скоро, сочинивши пародию на его «Певца», зато пародия эта не была известна публике до прошедшего года.
Что же это за могучая
сатира, которая с ничтожным кружком в частном вопросе не может справиться?
Нет, как вы хотите, и в
сатире нашей постоянно господствовала та мелкость, та узкость взгляда, которые мы заметили вообще в нашей литературе. И сатира не возвышалась у нас до понимания народных интересов, несмотря на некоторые исключительные явления, почти всегда имевшие только частный смысл.
Вообще, что русская
сатира не народна, это видно уж из того, что она противоречит народной пословице: «Лежачего не бьют».
Ведь придет же, в самом деле, в голову русскому сатирику переводить «Боалову
сатиру о различии страстей человеческих»!
Или переделывать на русские нравы Ювеналову
сатиру о благородстве!
Нет, мы решительно недовольны русской
сатирой, исключая сатиры гоголевского периода.
Да если бы и провел, то результаты его оказались бы, вероятно, излишне плодотворны, опять по тому же крайнему уважению к
сатире.
Мы же, с своей стороны, признаем только плодотворность
сатиры Лермонтова, Гоголя и его школы, да и то не в таких громадных размерах, как представляет г. Милюков.
Повторим в заключение, что книжка г. Милюкова умнее, справедливее и добросовестнее прежних историй литературы, составлявшихся у нас в разные времена, большею частью с крайне педантической точки зрения. Особенно тем из читателей, которые стоят за честь русской
сатиры и которым наш взгляд на нее покажется слишком суровым и пристрастно-неблагонамеренным, таким читателям лучше книжки г. Милюкова ничего и желать нельзя в настоящее время.
Цитаты из русской классики со словом «сатир»
Картина представляла пещеру Пана, в которой плясали нимфы,
сатиры, вакханки;
сатиры ехали на козлах, на свиньях и обезьянах.
Ему легче казалось сносить тупое, бесплодное и карикатурное кокетничанье седеющей Калипсо, все ищущей своего Телемака, нежели этой простодушной нимфы, ищущей встречи с
сатиром…
Где светлый ключ, спускаясь вниз,
По серым камням точит слёзы,
Ползут на чёрный кипарис
Гроздами пурпурные розы.
Сюда когда-то, в жгучий зной,
Под тёмнолиственные лавры,
Бежали львы на водопой
И буро-пегие кентавры;
С козлом бодался здесь
сатир;
Вакханки с криками и смехом
Свершали виноградный пир,
И хор тимпанов, флейт и лир
Сливался шумно с дальним эхом.
На той скале Дианы храм
Хранила девственная жрица,
А здесь над морем по ночам
Плыла богини колесница…
В сущности, никакой противоположности между публикой и хором не было; ибо все представляло лишь один большой, величественный хор пляшущих и поющих
сатиров или людей, представителями которых являлись эти
сатиры».
Таким образом, значение сатирических изданий потерялось в публике:
сатиры на дурных стихотворцев, на подражателей французам, на скупцов и мотов, на хвастунов и рогатых мужей и т. п., конечно, оставались в полном распоряжении литературы; но эти предметы не могли уже так занять публику, как обличение дурных судей, помещиков, попов, вельможной спеси и невежества, пыток, ханжества и т. п.
Ассоциации к слову «сатир»
Предложения со словом «сатир»
- Так, тень возможной политической сатиры сообщает крошечной песне дополнительный смысловой оттенок.
- – Позвольте уйти! Как? Кто же может тронуть вас, моя голубка? – отвечал старый сатир. – Я ведь сказал, что хочу отдать вас супругу!
- Ни один из писателей-современников не надеялся ускользнуть от язвительности аристофановских комедий с их крепким словцом, социальной сатирой, личными выпадами, буффонадой и непристойностью.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «сатир»
Значение слова «сатир»
САТИ'Р, а, м. [греч. satyros].
1. В греческой мифологии — существо с конским или козлиным хвостом, развратный спутник бога вина и веселья Диониса-Вакха. За ним (за Вакхом) теснится козлоногий и фавнов и сатиров рой. Пушкин.
2. перен. О сладострастнике, о сладострастном, с повышенной чувственной возбудимостью человеке (книжн.). Вы вели себя, как старый волокита, обольщающий молодых девушек подарками, смотрели на меня, как сатир. А. Островский.
3. Род крупных дневных бабочек с коричневой верхней стороной крыльев и двумя глазками на ней (зоол.)
4. Птица из отряда куриных с двумя рогообразными выростами на голове (зоол.). (Толковый словарь Ушакова)
Все значения слова САТИР
Афоризмы русских писателей со словом «сатир»
- Всякая сатира, которая кусается, богата морально.
- Настоящее слишком живо, слишком шевелит, слишком раздражает; перо писателя нечувствительно и незаметно переходит в сатиру.
- Вооружись сатиры жалом.
Подчас прими ее свисток,
Рази, осмеивай порок,
Шутя наказывай смешное.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно