Неточные совпадения
Вера с объективной стороны есть откровение, в своем
содержании столь же мало зависящее от субъективного настроения, как и
знание, и, подобно последнему, лишь искажается субъективизмом [«Вера всегда есть следствие откровения, опознанного за откровение; она есть созерцание факта невидимого в факте видимом; вера не то что верование или убеждение логическое, основанное на выводах, а гораздо более.
И, прежде всего, вера никогда не возникает без некоторого, хотя для обоснования ее
содержания и недостаточного, но для ее зарождения достаточного
знания в предметах веры.
И это объективное
содержание веры имеет для верующего полную достоверность, есть его религиозное
знание, полученное, однако, путем откровения.
Конфликт между
содержанием веры и
знания, превращающий одно для другого в абсурд, может наступить, а может и не наступить, но объективность веры такова, что совершенно не считается с возможностью такого конфликта.
С. 293.]. «Вера есть постольку нечто субъективное, поскольку необходимость
содержания, доказанность называют объективным, — объективным
знанием, познанием» (67) [Ср. там же.
Общее
содержание отрицательного богословия, развиваемого преимущественно в первой и отчасти во второй книге «De divisione naturae», основного трактата Эриугены, последний определяет так: в нем выясняется, что «Бога Ничто из всего, что существует и чего не существует, не выражает в Его сущности, что и сам Он совершенно не знает, что Он есть, ибо Он никоим образом не может быть определяем по величине или свойству, ибо ничто не подходит к Нему и сам Он ничем не постигается, и что сам Он в том, что существует и не существует, собственно говоря, не выражается в самом себе, — род незнания, превосходящий всякое
знание и понимание»***.
Эта наличность несомненна в том случае, когда содержание познания «дано» мне, а не произведено деятельностью, которая чувствуется мною как «мое» субъективное усилие, когда
содержание знания присутствует и развивается в акте знания само собою, а я только следую за ним, сосредоточивая на нем внимание и дифференцируя его путем сравнения».
Неточные совпадения
Но методологический прием Лосского, отграничивающий теорию
знания от всякой онтологии, от всякого
содержания интуитивно-мистического
знания, должен импонировать его противникам из лагеря критицизма и позитивизма; эта слабость Лосского может оказаться силой в его борьбе с противниками.
Лосский утверждает, что само
содержание опыта заключает твердость
знания и критерий истины, что истина входит в нас и насилует нас.
Однако в конце он говорит: «Наш мистический эмпиризм особенно подчеркивает органическое, живое единство мира, а потому на почве нашей теории
знания должна вырасти онтология, близкая по
содержанию к онтологии древних или новейших рационалистов».
Наконец, признано всеми, что насильственно суживать пределы
знания вредно, а еще вреднее наполнять
содержание его всякими случайными примесями.
Я согласен, что действительность, которая
содержанием своим напоминает сказку о белом и буром бычке, способна возбуждать скорее скуку, нежели желание познакомиться с нею; но знать ее все-таки необходимо, потому что без этого
знания невозможна самая жизнь.