Неточные совпадения
Раскрыть трансцендентальную
природу религии, выявив категории религиозного
сознания, установив здесь «синтетические суждения a priori» (как выразился бы Кант), и должен анализ религиозного
сознания.
Душа давно привыкла с тупою, молчаливою болью в
природе видеть лишь мертвую пустыню под покрывалом красоты, как под обманчивой маской; помимо собственного
сознания, она не мирилась с
природой без Бога.
Эту основную полярность религиозного
сознания, напряженную противоположность трансцендентного и имманентного, можно выражать в разных терминах: «Бог и мир», «Бог и
природа», «Бог и человек», «Бог и я» и под<обное>.
Из кафоличности, как общего качества религиозного
сознания, следует, что в религиозном
сознании, по самой его, так сказать, трансцендентальной
природе, уже задана идея церковности, подобно тому как в гносеологическом
сознании задана идея объективности знания.
Религиозное
сознание церковно по своей
природе.
В мифе констатируется встреча мира имманентного — человеческого
сознания (как бы мы его ни расширяли и ни углубляли), и мира трансцендентного, божественного, причем трансцендентное, сохраняя свою собственную
природу, в то же время становится имманентным, а имманентное раскрывается, чувствуя в себе внедрение трансцендентного.
Эти-то платоновские идеи-качества ведомы и мифологическому
сознанию народа и отразились в его сагах, сказках, фольклоре: отсюда происходят чары, заклинания, наговоры, отсюда тотемы [Тотем — класс (а не особь) объектов или явлений
природы, которому первобытная социальная группа людей, род, племя, иногда отдельный человек оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанными и по имени которого себя называют.
Язычество благодаря своей мистической зрячести видит «богов» там, где нашему «научному»
сознанию доступны лишь мертвые «силы
природы».
Из всех «секуляризованных» обломков некогда целостной культуры — культа искусство в наибольшей степени хранит в себе память о прошлом в
сознании высшей своей
природы и религиозных корней.
Когда же распространившееся христианство силою вещей сделалось и общеимперской религией, перед теократическим
сознанием его встал новый вопрос: какова же
природа власти христианского императора и поглощено ли в ней начало звериное божественным, иначе говоря, есть ли она теократия?
Муки полнейшего разочарования в себе и в своем пути, а в то же время нежелание и неспособность принять это разочарование, и вдобавок еще
сознание высшей своей
природы и мучительно завистливое влечение к божественному миру — терзают душу невыразимыми на человеческом языке страданиями.
Неточные совпадения
Но эта слабость и узость человеческого
сознания, эта выброшенность человека на поверхность не может быть опровержением той великой истины, что каждый человек — всемирный по своей
природе и что в нем и для него совершается вся история.
Еще одно из тех первичных ощущений, когда явление
природы впервые остается в
сознании выделенным из остального мира, как особое и резко законченное, с основными его свойствами.
На этом уровне
сознания чудесное не приобретает еще специфического значения, оно расплывается в таинственности всей
природы.
Напряженно хватаясь за утверждение жизни в
природе, угрожающей со всех сторон уничтожением, человек теряет
сознание и ощущение смысла жизни, он ищет просто жизни и умирает.
Лишь с
сознанием закономерности хода
природы связано
сознание чудесного как порождения сил сверхприродных, как действия Божией благодати.