Неточные совпадения
Не следует бояться логической
противоположности этих признаков, ибо то, что ими выражается,
в своем живом процессе гибче и пластичнее, нежели угловатые, неподвижные логические определения.
Но, чувствуя Бога, человек тем самым ощущает себя
в «мире», другими словами, для него открывается основная религиозная антитеза, неизменно сопровождающая религиозную жизнь, —
противоположность Бога и мира.
И
в этом заключается глубокое отличие оккультного и религиозного путей, которое может при известных условиях стать и
противоположностью, и уже во всяком случае нельзя их смешивать, подменивать, выдавая один за другой, как это часто делается теперь.
Эту основную полярность религиозного сознания, напряженную
противоположность трансцендентного и имманентного, можно выражать
в разных терминах: «Бог и мир», «Бог и природа», «Бог и человек», «Бог и я» и под<обное>.
Что вы знаете или мните о природе вещей, лежит далеко
в стороне от области религии: воспринимать
в нашу жизнь и вдохновляться
в этих воздействиях (вселенной) и
в том, что они пробуждают
в нас, всем единичным не обособленно, а
в связи с целым, всем ограниченным не
в его
противоположности иному, а как символом бесконечного — вот что есть религия; а что хочет выйти за эти пределы и, напр., глубже проникнуть
в природу и субстанцию вещей, есть уже не религия, а некоторым образом стремится быть наукой…
В этом своеобразная парадоксия религиозного восприятия: будучи из всех жизненных актов наиболее индивидуальным, лично выстраданным, лично обусловленным, оно
в то же время оказывается и наиболее универсальным — явный знак того, что между индивидуальным и универсальным нет
противоположности; истинно индивидуальное и есть истинно универсальное, или же наоборот, истинно универсальное существует и познается лишь как индивидуальное.
Противоположностью этому символизму условных знаков и прагматических схем является символизм
в религии и искусстве, которые одинаково пользуются символом (чем намечается их таинственная близость).
Итак, к антиномии приводит нас уже самое общее определение объекта религии,
в котором содержится coincidentia oppositorum [Совпадение
противоположностей (лат.) — термин Николая Кузанского.], заложено основание для двух рядов мыслей, разбегающихся
в противоположных направлениях.
Потому те из представителей «отрицательного богословия», которые, отрицая
в применении к Божеству всякое кто или что, тем не менее оставляют
в качестве единственного его атрибута бытие, взятое
в его
противоположности к небытию, неправомерно вводят
в трансцендентную идею Божества определение, заимствованное из области имманентного [Так, напр., Филон Александрийский, утверждая бескачественность Бога,
в то же время приписывает ему,
в качестве единственного определения, бытие: о ων (Vita Mos. 1 (14) 75. IV, 115).
У дверей совпадения
противоположностей, которые стережет ангел, встав у входа
в твой рай.
Ибо кто мог бы понять неименуемое единство, которое бесконечно предшествует всякому противоречию, где все без сложности совокуплено
в простоте единства, без другого и
противоположности, где человек не отличается от льва, а небо не отличается от земли, и тем не менее каждое существует самым подвижным образом, не
в своей конечности, но как само величайшее единство!
Абсолютное «выше всякого утверждения и отрицания», «
противоположности имеют место лишь
в конкретном» (de docta ingnor., I, 4), но не
в абсолютном.
Ср. с определением
В. С. Соловьева: «Положительное ничто, или эн-соф каббалистов, есть прямая
противоположность Гегелеву отрицательному ничто — чистому бытию, происходящему через простое отвлечение или лишение всех положительных определений» (Соловьев
В. С. Соч.
Даже беглое знакомство с учениями отрицательного богословия оставляет убеждение, что о божественном Ничто говорится
в них далеко не
в одинаковом смысле, и
в сумеречных полутонах отрицательных определений таятся двусмысленности, многомысленности и
противоположности.
Теософизм мы определили сначала как
противоположность рациональной философии, следовательно, рационализма
в философии.
Между Абсолютным и относительным пролегает грань творческого да будет, и поэтому мир не представляет собой пассивного истечения эманации Абсолютного, как бы пены на переполненной чаше, но есть творчески, инициативно направленная и осуществленная эманация [Иногда различие между творением и эманацией пытаются связывать с
противоположностью свободы и необходимости
в Боге.
Этот Бог,
в свободе Которого содержится возможность
в себе сущее Своего существа положить как
противоположность, как отдельно от себя сущее и вне себя сущее, этот Бог есть полный Бог, Бог во всем всеединстве, не только
в себе сущий, ибо этот был бы не свободен для себя.
Отца — сначала как потенция — он положен лишь с началом творения, действительный же Сын он лишь после того, как он осуществил себя преодолением
противоположностей, следовательно,
в конце творения; как Сын он внешне (пред миром) объявляется
в еще более поздний момент» (ib., 332).
И можно, конечно, обманывать себя надеждой, что, миновав путь «феноменологии сознания» [Точнее, «Феноменология духа», о которой сам Гегель писал следующее: «
В «Феноменологии духа» я представил сознание
в его поступательном движении от первой непосредственной
противоположности между ним и предметом до абсолютного знания» (Гегель.
Именно
в этом пункте отчетливее, чем
в каком-либо другом, обозначается вся
противоположность учения Плотина христианской проповеди о спасении и воскресении тела, вере
в воскресение Христово и всеобщее грядущее воскресение.
Земля, как
противоположность небу, есть лишь потенциальность духовной телесности, сплав ее с ничто, некое первичное смешение (о котором говорит Платон
в «Тимее»).
Итак, мыслимое по
противоположности с добром по сущности не существует, так как что не существует само
в себе, то не существует совсем; следовательно, зло есть не бытие, а отрицание бытия» (In eccles.
«Итак, мыслимое по
противоположности с добром по сущности не существует, так как что не существует само
в себе, то не существует совсем: следовательно, зло есть не бытие, а отрицание бытия. Мы понимаем зло не как нечто самостоятельное
в нашей природе, но смотрим на него, как на отсутствие добра» [См. Несмелое, цит. соч. 407–410, 500.].
Итак, «воскресение первое», о котором говорит Апокалипсис, представляет собой до известной степени
противоположность тому, о чем идет речь
в «проекте» Федорова как о трудовом, постепенном воскрешении: там предполагается, по всей видимости, воскресение душевно-духовное, но еще не телесное, здесь же именно телесное, и только телесное, которое, однако, будто бы должно явиться и духовным. И вполне позволительно поставить вопрос: следует ли стремиться к такому воскрешению?
Неточные совпадения
Было что-то оскорбительное
в том, что он сказал: «вот это хорошо», как говорят ребенку, когда он перестал капризничать, и еще более была оскорбительна та
противоположность между ее виноватым и его самоуверенным тоном; и она на мгновенье почувствовала
в себе поднимающееся желание борьбы; но, сделав усилие над собой, она подавила его и встретила Вронского так же весело.
Несмотря на самую резкую
противоположность в привычках и во взглядах и на то, что Львов был старше Левина, они
в эту зиму очень сошлись и полюбили друг друга.
Это невинное веселье выборов и та мрачная, тяжелая любовь, к которой он должен был вернуться, поразили Вронского своею
противоположностью. Но надо было ехать, и он по первому поезду,
в ночь, уехал к себе.
Глядя на него, слушая его, видя его деятельность, распоряжения по хозяйству, отношения к окружающим его людям, к приказчикам, крестьянам — ко всем, кто около него был, с кем он соприкасался, с кем работал или просто говорил, жил вместе, Райский удивлялся до наивности каким-то наружно будто
противоположностям, гармонически уживавшимся
в нем: мягкости речи, обращения — с твердостью, почти методическою, намерений и поступков, ненарушимой правильности взгляда, строгой справедливости — с добротой, тонкой, природной, а не выработанной гуманностью, снисхождением, — далее, смеси какого-то трогательного недоверия к своим личным качествам, робких и стыдливых сомнений
в себе — с смелостью и настойчивостью
в распоряжениях, работах, поступках, делах.