Неточные совпадения
Люди «научного» сознания полны всякого рода вер и даже суеверий: веры в прогресс, в закономерность
природы, в справедливость, в социализм, веры в
науку — именно веры.
То, что я скажу, по внешности покажется парадоксальным, но по существу неопровержимо:
наука и религия говорят одно и то же о чуде, согласны в том, что в пределах порядка
природы чудо невозможно и чуда никогда не было.
Для религиозной веры не страшно, когда
наука говорит, что по законам
природы чудо невозможно, допущение чудесного нелепо; вера и сама это хорошо знает, ей и не надо чуда, совершающегося в порядке
природы и во исполнение ее законов.
Чудесное есть победа над
природой и над роковыми результатами действующих в ней сил, но не отмена законов
природы, не отрицание
науки, открывающей законы
природы.
Наука открывает внешнюю закономерность
природы, функциональную связь одного явления с другим.
Наука верно учит о законах
природы, но ложно учит о невозможности чудесного, ложно отрицает иные миры.
Доверие к абсолютной
науке, к возможности построить научное миропонимание, удовлетворяющее
природу человека, подорвано.
Природа дана лишь в естествознании, душевная жизнь — лишь в психологии, история — лишь в исторической
науке.
Ведь для Канта не только
наука, знание, но и сам мир, сама
природа созидаются познавательными категориями, судящим субъектом.
Все великое в
науке сотворено духом непосредственного, проникающего в объективность
природы реализма, а не рефлектирующего, гносеологического идеализма, не
наука предполагает гносеологию, а гносеология предполагает
науку.
От гносеологии нужно защищать ныне самую
науку, которой грозит опасность отдаления от объективности
природы вследствие рефлектирующего самоанализа.
Сам Лосский признает, что различие между явлениями, которыми занимается
наука, и сущностью вещей лежит в самом бытии, а не в
природе отношений между субъектом и объектом.
Наука говорит правду о «
природе», верно открывает «закономерность» в ней, но она ничего не знает и не может знать о происхождении самого порядка
природы, о сущности бытия и той трагедии, которая происходит в глубинах бытия, это уже в ведении не патологии, а физиологии — учения о здоровой сущности мира, в ведении метафизики, мистики и религии.
Эта темная магия есть и в позитивной
науке, поскольку она своекорыстно хочет овладеть
природой путем человекобожества, путем змииным.
Поэтому совершенно нет нужды каждому в своем личном опыте веры иметь все содержание данного религиозного учения, подобно тому как нет необходимости для того, чтобы постигнуть
природу науки, пройти весь научный путь человечества в своем личном опыте, достаточно познать ее на любом частном случае.
Наука есть специфическая реакция человеческого духа на мир, и из анализа
природы науки и научного отношения к миру должно стать ясно, что навязывание научности другим отношениям человека к миру есть рабская зависимость духа.
Будучи прагматичной, наука психологична в своем естестве, вся она есть, огромный психологизм, хотя и имеющий основу в объективной сущности вещей [Ср. характеристику науки в главе о «хозяйственной
природе науки» в моей «Философии хозяйства».].
Справедливо, что всякая реальность, будет ли то чужое «я» или внешний мир, установляется не рассудочно, но интуитивно, причем интуиция действительности имеет корни в чувстве действенности, т. е. не гносеологические, но праксеологические [Ср. мою «Философию хозяйства», главу о «
природе науки».].
В этом реальном единстве и идейной обоснованности всего существующего заключается источник значимости общих понятий, причем их ценность прагматически оправдывается, оказываясь в некотором, хотя бы только косвенном соотношении с действительностью: логика оказывается технична, а техника логична, в чем и заключается основа возможности науки и ее технического приложения, иначе говоря, хозяйственная
природа науки.
Неточные совпадения
Что пользы нет большой тому знать птичий быт, // Кого зверьми владеть поставила
природа, // И что важнейшая
наука для царей:
— В докладе моем «О соблазнах мнимого знания» я указал, что фантастические, невообразимые числа математиков — ирреальны, не способны дать физически ясного представления о вселенной, о нашей, земной,
природе, и о жизни плоти человечий, что математика есть метафизика двадцатого столетия и эта
наука влечется к схоластике средневековья, когда диавол чувствовался физически и считали количество чертей на конце иглы.
— Отечество. Народ. Культура, слава, — слышал Клим. — Завоевания
науки. Армия работников, создающих в борьбе с
природой все более легкие условия жизни. Торжество гуманизма.
Центральное положение человека в
природе определяется совсем не астрономически, и оно не меняется после Коперника; оно совсем не зависит от того, что открывают естественные
науки.
Оценка есть путь познания так называемых
наук о духе, но эта оценка отражается на дух, а не на сферу объективации, которая существует не только в явлениях
природы, но и в явлениях психических и социальных.