Неточные совпадения
Но религиозный синтез не может быть дан лишь
в конце, лишь
в результате аналитико-дифференцирующего
процесса, лишь для будущих поколений, он дан и
в начале, дан для всех живших и живущих, дан как истина, хранимая вселенской Церковью, как древняя мудрость.
Маркс верил
в социализм,
в будущее общество,
в разумную диалектику материального экономического
процесса; психология веры лежит
в основе рационалистического, «научного» марксизма.
Этот роковой
процесс смерти живого Бога
в человеческом сознании нашел свое гениальное отражение
в философии Канта, духовно властвующего и до сих пор над европейским сознанием.
Рационализм кантовской и вообще критической философии я вижу
в сознательном отвлечении познания от целостного
процесса жизни.
Но роль христианства
в этом
процессе еще не закончена, пройден только один фазис
в воспитании человечества.
Дух этот требует бесконечного
процесса в осуществлении долженствования.
Эмпирический феноменализм старательно изгоняет живое бытие из познания, действительность сводит к явлениям
в сознании, слишком многое относится на счет абстрагирующего
процесса того самого мышления, силу которого отвергают эмпирики во имя опыта.
Разница только
в том, что
в случае знания о внутреннем мире и объект знания, и
процесс сравнивания его находятся
в сфере «я», а при познании внешнего мира объект находится вне я, а сравнивание его происходит
в я.
В наивном, дофилософском сознании есть здоровый реализм, здоровое чувство бытия, которое рассекалось и умерщвлялось рационалистическим развитием философии,
процессом дифференцирования.
На высших своих ступенях
процесс дифференцирования должен привести или к полному разложению и смерти, что мы и видим
в европейской философии и многих сторонах европейской культуры, или вновь вернуться к первоначальной органичности и реалистичности, но на почве высшего сознания.
Только
в глубоких наших связях с универсальным бытием,
в лежащей
в нас точке пересечения двух миров и можно искать разгадки этой болезненности нашего восприятия мира и самого
процесса знания.
В каком же отношении стоит этот
процесс познания к тому органическому Разуму,
в котором всякое познание есть только одна функция?
Логос не есть отвлеченное рациональное начало, Логос — органичен,
в нем
процесс познания есть функция живого целого,
в нем мышление есть само бытие.
Обиженная невинность, пленники у внешнего зла, порабощенные чуждой нам стихией, от которой освобождаемся
в историческом
процессе, или мы преступники перед высшей правдой, грешники, порабощенные внутренней для нас силой зла, за которую мы сами ответственны?
Нельзя осмыслить мирового
процесса, если не допустить мистической диалектики бытия, предвечно совершающейся и завершающейся вне времени и вне всех категорий нашего мира и
в одном из своих моментов принявшей форму временного бытия, скованного всеми этими категориями.
Учение об эманации отрицает и лицо Творца и лицо творимых, отрицает свободу и самостоятельность творения.] все живое пребывает
в божественном плане космоса, до времени и до мира совершается
в идеальном
процессе божественной диалектики.
Лишь драматизация мирового
процесса делает его нам близким и для нас осмысленным; сама божественная диалектика, идеально протекающая
в первоначальном Божестве, чуется нами как драма с драматическими действующими лицами — ипостасями Троицы.
В лоне абсолютного бытия,
в Перво-Божестве, совершается предвечно весь
процесс мистической диалектики: разделение Отца и Сына и примирение
в Духе.
Тот же диалектический
процесс совершается
в творении, но таинственно отраженным: история мира проходит эпохи Отца, Сына и Духа.
Человек ввергся
в стихию звериного хаоса и мучительной историей, трудовым развитием, длительным
процессом творчества должен выйти из этого зверино-хаотического состояния, очеловечиться, стать во весь свой рост, освободиться из плена для нового и окончательного избрания себе бытия
в Боге или небытия вне Бога.
Процесс истории не есть прогрессирующее возвращение человечества к Богу по прямой линии, которое должно закончиться совершенством этого мира:
процесс истории двойствен; он есть подготовление к концу,
в котором должно быть восстановлено творение
в своей идее,
в своем смысле, освобождено и очищено человечество и мир для последнего выбора между добром и злом.
Поэтому весь гуманистический, освободительный
процесс двойствен: он заключал
в себе великую правду, часть религии богочеловечества, и великую ложь, часть образующейся религии человеческого самообоготворения.
Но, чтобы вступить окончательно на путь богочеловеческий, человечество, по-видимому, должно пройти до конца соблазн отвлеченного гуманизма, попробовать на вершине исторического
процесса,
в поздний час истории устроиться самостоятельно на земле, стать на ноги, отвергнув все источники своего бытия.
Но тот же верующий
в прогресс мыслит
процесс бесконечным, не имеющим никакого конца во времени, а всякое грядущее совершенство считает подлежащим смене состоянием еще более совершенным, еще более далеким.
Высшая точка христианской истории — аскетический подвиг святых Церкви Христовой, подвиг самоотречения и победы над природой, лишь на поверхности противоречит идее истории,
в подвиге этом — лишь кажущийся выход из
процесса истории.
Процесс развития мучительно медленный, и
в нем неизбежны стороны, обидные своей прозаичностью и мелочностью.
Люди религиозного сознания легко впадают
в соблазн отрицания истории, для них закрывается смысл трудового развития культуры и религиозно нейтрального
процесса гуманизации.
Но врастание человечества
в божественную жизнь есть
процесс творческого и свободного волевого устремления.
Но религиозный смысл мирового
процесса в том и заключается, что свобода побеждает необходимость, благодать побеждает закон, мир сверхприродный побеждает мир природный.
Обострение этого вопроса, требование его решения
в свете высшего религиозного сознания обозначает, что церковь как
процесс в мире находится на перевале.
Субъективная мистика переживаний не имеет никакой связи с мировым и историческим
процессом,
в котором навеки все остается неизменно натуральным и рациональным.
Вл. Соловьев очень хорошо сказал, что для гностиков мировой
процесс протекал без прибыли, все оставалось
в прежнем состоянии, преображение не достигалось.
Мировой
процесс протекает без прибыли, если нет преосуществления
в объективном бытии, нет преображения плоти мира.
В творчестве теургическом нисходит Бог и сам участвует
в творческом
процессе,
в творчестве теургическом человек зовет Бога себе на помощь, а Бог обращается к человеку как к сотруднику
в завершении дела творения.
Теургический, творческий
процесс в жизни человечества и есть путь к новому Космосу, к новой земле и новому небу.
Претворение природного хаоса, сковывающего все порывы к жизни абсолютной,
в свободный, божественный Космос есть
процесс творческий.
Неточные совпадения
Происходили беспрерывные совещания по ночам; там и сям прорывались одиночные случаи нарушения дисциплины; но все это было как-то до такой степени разрозненно, что
в конце концов могло самою медленностью
процесса возбудить подозрительность даже
в таком убежденном идиоте, как Угрюм-Бурчеев.
Графиня Лидия Ивановна писала обыкновенно по две и по три записки
в день Алексею Александровичу. Она любила этот
процесс сообщения с ним, имеющий
в себе элегантность и таинственность, каких не доставало
в ее личных сношениях.
Когда кончилось чтение обзора, общество сошлось, и Левин встретил и Свияжского, звавшего его нынче вечером непременно
в Общество сельского хозяйства, где будет читаться знаменитый доклад, и Степана Аркадьича, который только что приехал с бегов, и еще много других знакомых, и Левин еще поговорил и послушал разные суждения о заседании, о новой пьесе и о
процессе.
Попытка развода могла привести только к скандальному
процессу, который был бы находкой для врагов, для клеветы и унижения его высокого положения
в свете.
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый
процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на духовное развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей
в высшей степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.