Неточные совпадения
Но
в природно-историческом
процессе царит относительное и среднее.
Из этого периода натурального хозяйства
в муках выходит русский народ, и
процесс этот болезнен и мучителен.
Он презирает всякие «идеи», всякий логос, всякую активность и сопротивляемость духа
в отношении к душевному и жизненному
процессу.
Он готов отрицать на следующей странице то, что сказал на предыдущей, и остается
в целостности жизненного, а не логического
процесса.
Многих пленяет
в Розанове то, что
в писаниях его,
в своеобразной жизни его слов чувствуется как бы сама мать-природа, мать-земля и ее жизненные
процессы.
Вся относительность природного и исторического
процесса сводима к единству с абсолютным лишь
в глубине духа, а не во внешней действительности.
Она должна остаться и пробыть
в неизбежном
процессе европеизации России и ее вовлечения
в круговорот всемирной истории.
Тот, кто находится внутри,
в самой глубине европейского
процесса познания, а не со стороны благоговейно на него смотрит, постигает внутреннюю трагедию европейского разума и европейской науки, глубокий их кризис, мучительную неудовлетворенность, искание новых путей.
А это предполагает уменьшение различия между центрами и провинцией, между верхним и нижним слоем русской жизни, предполагает уважение к тем жизненным
процессам, которые происходят
в неведомой глубине и дали народной жизни.
В настроенности и направленности русской народной душевности есть что-то антигностическое, берущее под подозрение
процесс знания.
Первоначальная органическая целостность не может быть сохранена и перенесена
в высший тип духовности, без мучительного дифференцирующего
процесса, без отпадения и секуляризации.
В самый трудный и ответственный час нашей истории мы находимся
в состоянии идейной анархии и распутицы,
в нашем духе совершается гнилостный
процесс, связанный с омертвением мысли консервативной и революционной, идей правых и левых.
Национальность — сложное историческое образование, она формируется
в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурного
процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик.
Нужно быть
в национальности, участвовать
в ее творческом жизненном
процессе, чтобы до конца знать ее тайну.
Но этот
процесс роста и развития не есть движение
в сторону, к какой-то «интернациональной Европе», которой нигде на Западе нельзя найти, это — движение вверх, движение всечеловеческое
в своей национальной особенности.
Много есть тяжелого и болезненного
в этом
процессе, так как нелегок переход от старой цельности через расщепление и разложение всего органического к новой, не бывшей еще жизни.
Но мессианское призвание лежит уже вне линии природного
процесса развития, это — блеск молнии с неба, божественный огонь,
в котором сгорает всякое земное устроение.
В истории нового человечества происходит двойственный
процесс —
процесс универсализации и
процесс индивидуализации, объединения
в большие тела и дифференциации на малые тела.
Достижение этих ценностей предполагает бесконечно большое углубление и расширение, т. е. еще очень сложный и длительный катастрофический
процесс в человеческой жизни, предполагает переход от исключительно социологического мироощущения к мироощущению космическому.
Это —
процесс в высшей степени антиномический и трагический.
В этом с гегелевским оптимизмом очень сходится гартмановский пессимизм, для которого тоже
процесс самосознания Божества происходит
в германском духе.
В сущности тот, кто принимает мировой
процесс, историческое развитие, тем самым принимает жестокость и боль и оправдывает их.
Тот же, кто не хочет никакой жестокости и боли, — не хочет самого возникновения мира и мирового
процесса, движения и развития, хочет, чтоб бытие осталось
в состоянии первоначальной бездвижимости и покоя, чтобы ничто не возникало.
Для огромной массы Иванов и Петров этот мировой
процесс протекает
в их бессознательной или подсознательной стихии.
Но прямолинейное ее перенесение
в относительность природно-исторического
процесса превращает духовную жизнь
в отвлеченные принципы и доктрины, лишенные конкретной жизненности.
Этот внутренний
процесс неизбежно приводит к внешнему изменению общественного строя и общественной системы, но всегда
в соответствии с реальным содержанием и направлением народной воли.
В неотвратимом
процессе искусственной механизации природа как бы искупает грех внутренней скованности и вражды.
Реакционеры-романтики,
в тоске и страхе держащиеся за отходящую, разлагающуюся старую органичность, боязливые
в отношении к неотвратимым
процессам жизни, не хотят пройти через жертву, не способны к отречению от устойчивой и уютной жизни
в плоти, страшатся неизведанного грядущего.
Это
процесс очень мучительный и трудный, много радостей жизни
в нем гибнет.
И нужна большая вера
в силу духа, чтобы устоять
в этом
процессе.
Смысл этот не может заключаться
в самом
процессе развития.
Познание не есть только интеллектуальный
процесс,
в нем действуют все силы человека, волевое избрание, притяжение и отталкивание от Истины.
Нельзя мыслить прогресса
в отношении Бога
в историческом
процессе,
в исторической необходимости.
Дух не открывается прогрессивно
в историческом
процессе, и торжествуют явные и злые
процессы, но нужно видеть повсюду возможные зачатки и наитие духа и духовного царства.
Но трагизм положения
в том, что человеческие массы проходят через
процесс дехристианизации и через материализм,
в чем виноваты сами христиане.
В истории происходит двойной
процесс:
процесс социализма и
процесс индивидуализации.
Социализм менее духовен,
в нем
процесс индивидуализации менее заметен.
Дуализм Духа и Кесаря, противоположный всякому монизму, не должен означать отворачивания от мира и происходящих
в нем
процессов.
Весь
процесс происходит
в сложных взаимодействующих группах людей.
Этот
процесс экстериоризации человеческого сознания
в разных формах происходил на протяжении истории.
История еще не кончилась, мы находимся
в середине исторического
процесса, и невозможно научное познание грядущего.
Они получили от Гегеля веру
в то, что
в историческом
процессе есть смысл и что историческая необходимость ведет к мессианскому царству.
В нем действует не только объективный
процесс, но и активный субъект.
Может быть, самое большое противоречие марксизма заключается
в том, что он признает телеологию, разумный характер исторического
процесса, смысл истории, который должен реализоваться
в грядущем обществе.
Почему материя
в порождаемых ею
процессах должна привести к торжеству смысла, а не бессмыслицы?
Но между
процессом капиталистического производства и эксплуатацией
в нем пролетариата и мышлением Маркса существует бездна, скачок через пропасть.
Во втором случае случилось настоящее чудо:
в середине XIX
в. впервые открылась настоящая истина об историческом
процессе, которая не есть только «надстройка» и отражение экономики.
Процесс гуманизации жизни, особенно
в организации социальной, сопровождается
процессами дегуманизации.
Наиболее непонятен
в марксизме этот его безграничный оптимизм
в отношении к исторической необходимости, безграничная вера
в благостность и осмысленность исторического
процесса.
Исторический
процесс трагичнее,
в нем действует несколько начал.
Неточные совпадения
Происходили беспрерывные совещания по ночам; там и сям прорывались одиночные случаи нарушения дисциплины; но все это было как-то до такой степени разрозненно, что
в конце концов могло самою медленностью
процесса возбудить подозрительность даже
в таком убежденном идиоте, как Угрюм-Бурчеев.
Графиня Лидия Ивановна писала обыкновенно по две и по три записки
в день Алексею Александровичу. Она любила этот
процесс сообщения с ним, имеющий
в себе элегантность и таинственность, каких не доставало
в ее личных сношениях.
Когда кончилось чтение обзора, общество сошлось, и Левин встретил и Свияжского, звавшего его нынче вечером непременно
в Общество сельского хозяйства, где будет читаться знаменитый доклад, и Степана Аркадьича, который только что приехал с бегов, и еще много других знакомых, и Левин еще поговорил и послушал разные суждения о заседании, о новой пьесе и о
процессе.
Попытка развода могла привести только к скандальному
процессу, который был бы находкой для врагов, для клеветы и унижения его высокого положения
в свете.
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый
процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на духовное развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей
в высшей степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.