Важнее же всего сознать, что дух совсем не
есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью материи; дух есть реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.
Неточные совпадения
Историческая жизнь
есть самостоятельная
реальность, и в ней
есть самостоятельные ценности.
К таким
реальностям и ценностям принадлежит национальность, которая
есть категория конкретно-историческая, а не отвлеченно-социологическая.
Человечество
есть некоторое положительное всеединство, и оно превратилось бы в пустую отвлеченность, если бы своим бытием угашало и упраздняло бытие всех входящих в него ступеней
реальности, индивидуальностей национальных и индивидуальностей личных.
Только у славянофилов
была национальная идея, только они признавали
реальность народной души.
Все материальное создается духовным, символизует духовное и не может
быть рассматриваемо, как самостоятельная
реальность.
Физическое насилие, завершающееся убийством, не
есть что-то само по себе существующее, как самостоятельная
реальность, — оно
есть знак духовного насилия, совершившегося в духовной действительности зла.
Реальности, стоящие за словами, не могут
быть выявлены.
В конце концов на большей глубине открывается, что Истина, целостная истина
есть Бог, что истина не
есть соотношение или тождество познающего, совершающего суждение субъекта и объективной
реальности, объективного бытия, а
есть вхождение в божественную жизнь, находящуюся по ту сторону субъекта и объекта.
Нужно прежде всего сказать, что истина не
есть соответствие в познающем объективно данной
реальности.
Целостная истина
есть не отражение или соответствие
реальности мира.
«Субъективность», противоположная истине и глубокой
реальности, «субъективность» замкнутая, неспособная к трансцендированию, к выходу из себя, и
есть как раз определяемость извне.
Но общество
есть некая
реальность.
Есть только один великий миф, связанный с великой
реальностью, миф о человеке, об его свободе, его творческой энергии, его богоподобии и его коммюнотарной связи с другими людьми и ближними.
Видимый мир не
есть навязанная нам и принуждающая нас
реальность, он обращен к свободе духа.
Если отрицать ценность личности и сомневаться в ее
реальности, то ни о какой свободе не может
быть и речи.
Так называемые «коллективные»
реальности должны
быть, конечно, признаны
реальностями совсем иного порядка, чем
реальность человеческой личности или даже
реальность животного.
Коллектив
есть не
реальность, а известная направленность людей и групп, состояние, в котором они находятся.
Не может
быть сознание церкви, нации, класса, но может
быть церковное, национальное, классовое сознание людей, группирующихся в этого рода
реальности.
Церковь
есть бесспорная
реальность, и
реальность духовно-мистическая, и
реальность социально-историческая.
Коммюнотарность
есть духовное начало людей, общность и братство в отношениях людей, и она совсем не означает какой-то
реальности, стоящей над людьми и ими командующей.
Коллективизм же, как
было уже сказано,
есть отчуждение, экстериоризация сознания и совести, перенесение их на фиктивную
реальность коллектива.
Наоборот, мифы гораздо динамичнее
реальности, и так всегда
было в истории.
Марксистская философия должна
быть определена, как философия praxis, акта, действия, но она дорожит
реальностью того материального мира, над которым работает субъект, человек, она восстает против идеализма, где лишь в мысли происходит победа над необходимостью и властью материального мира.
Философски это сложный вопрос о
реальностях, которые не могут
быть признаны личностями.
Единое человечество не
есть существо, не
есть личность высокой иерархической ступени; она не имеет экзистенциального центра, не способна в своей сверхличной
реальности к страданию и радости.
Но единое человечество не
есть только абстракция мысли, оно
есть известная ступень
реальности в человеческой жизни, высокое качество человека, его всеобъемлющая человечность.
Но с другой стороны, социализм
есть суровая и прозаическая
реальность,
есть необходимость в известный час истории.
Неточные совпадения
Человеческая жизнь — сновидение, говорят философы-спиритуалисты, [Спиритуали́зм — реакционное идеалистическое учение, признающее истинной
реальностью дух, а не материю.] и если б они
были вполне логичны, то прибавили бы: и история — тоже сновидение.
[
Реальность этого факта подтверждается тем, что с тех пор сечение
было признано лучшим способом для взыскания недоимок.
И, как всякий человек в темноте, Самгин с неприятной остротою ощущал свою
реальность. Люди шли очень быстро, небольшими группами, и, должно
быть, одни из них знали, куда они идут, другие шли, как заплутавшиеся, — уже раза два Самгин заметил, что, свернув за угол в переулок, они тотчас возвращались назад. Он тоже невольно следовал их примеру. Его обогнала небольшая группа, человек пять; один из них курил, папироса вспыхивала часто, как бы в такт шагам; женский голос спросил тоном обиды:
Самгин
был утомлен впечатлениями, и его уже не волновали все эти скорбные, испуганные, освещенные любопытством и блаженно тупенькие лица, мелькавшие на улице, обильно украшенной трехцветными флагами. Впечатления позволяли Климу хорошо чувствовать его весомость,
реальность. О причине катастрофы не думалось. Да, в сущности, причина
была понятна из рассказа Маракуева: люди бросились за «конфетками» и передавили друг друга. Это позволило Климу смотреть на них с высоты экипажа равнодушно и презрительно.
Пение удалялось, пятна флагов темнели, ветер нагнетал на людей острый холодок; в толпе образовались боковые движения направо, налево; люди уже, видимо, не могли целиком влезть в узкое горло улицы, а сзади на них все еще давила неисчерпаемая масса, в сумраке она стала одноцветно черной, еще плотнее, но теряла свою
реальность, и можно
было думать, что это она дышит холодным ветром.