Существуют реальности разных порядков:
есть реальность как мир физический, органический, психический, социальный, но есть реальность как истина, добро, красота, ценность, творческая фантазия.
Неточные совпадения
Материалистическое отрицание духа
есть в конце концов неверное описание данных в опыте
реальностей, как неверно описание световых явлений дальтонистом.
Противники
реальности духа говорят, что дух
есть лишь субъективное душевное состояние людей.
Дух не только не
есть объективная
реальность, но не
есть бытие как рациональная категория.
Но
реальность духа имеет иной генезис, это
реальность не от объекта, а от Бога, который
есть субъект.
Мы принимаем за
реальность, идущую от объектов, то, что
есть конструкция субъекта, объективация продуктов мысли.
Совершенно ошибочно признавать лишь два направления в теории познания — реализм, для которого восприятие и познание определяется целиком объектом как подлинной
реальностью, и идеализм, для которого мир
есть лишь создание субъекта.
Реальность в подлинном экзистенциальном смысле не творится в познании, но познание
есть творческий акт.
Реальность универсалий
есть продукт объективации, т. е. в универсалиях нельзя найти первичных
реальностей.
Реальность духа
есть также обращенность к
реальностям.
Этим путем не может
быть усмотрена
реальность духа.
Отрицание этой
реальности есть слепота и глухота к
реальностям,
есть неспособность к различению качеств бытия или неспособность к описанию того, что различено.
При этом дух не должен
быть понят как
реальность того же порядка, что и
реальность космо-теллурических сил,
реальность как бы их заменяющая и уничтожающая.
Дух понимали как отвлеченность, отрешенность от мира, как
реальность, противоположную
реальностям мира, в то время как дух
есть энергия, действующая внутри всех
реальностей, хотя и пришедшая из более высокой сферы, и дух конкретен и целостен, ничего не дробит и не отвлекает.
Объективный дух
есть детерминизм и закономерность, он
есть порождение мысли, которую принимают за самостоятельную
реальность.
Человек принимает за объективные духовные
реальности мира то, что
есть продукт творческой активности субъективного духа.
В объекте никогда нет
реальности, в объекте
есть лишь символ
реальности.
Но символы могут
быть приняты за
реальности, и тогда возврат к
реальностям оказывается очень затрудненным.
Но наивный реализм
есть продукт наивной, безотчетной объективации, произведенной субъектом, он
есть иллюзия сознания и наиболее далек от
реальности.
Можно
было бы сказать, что наибольшей
реальностью отличается борьба духа с природой в экономике, в техническом овладении природой.
Как
было уже установлено, объективация духа
есть символизация, она дает символы, знаки, а не
реальности.
Так называемое лицемерие
есть крайняя форма символизма, из которого исчезла всякая
реальность.
Священное в этом мире
есть не священная
реальность, а символизация священной
реальности.
Мистика
есть как бы «откровение откровения», раскрытие
реальностей за символами.
Настоящие мистики
были реалистами, различали
реальности.
Мистика
есть пробуждение духовного человека, который видит
реальности лучше и острее, чем человек природный, или душевный.
Пантеизм, как рациональная система,
есть или акосмизм, отрицание
реальности мира и человека, признание их призрачными, или атеизм, отрицание
реальности Бога и натуралистическое признание мира божественным и самодостаточным.
Социализм можно
было бы определить как переход в социальной жизни от знаков к
реальностям, переход от того, чтобы иметь что-нибудь (собственность), к тому, чтобы
быть чем-нибудь.
Царство денег
есть царство фикций, царство хлеба
есть возврат к
реальностям.
Материя
есть слабость и пассивность, не вполне еще
реальность.
Дурной, порабощающий символизм
есть не что иное, как принятие символов за последние
реальности, т. е. непонимание символики.
Это
есть классическая форма эгоцентризма, отнесения всего к себе, невозможность выйти к
реальностям, вовсе не к объектам, а к «ты», к «мы», к Богу.
Но это не
будет идеализмом, который не чувствует сопротивления массивной
реальности, т. е. массы числа, не только массы человеческой, но и массы мировой материи с ее инерцией, это
будет духовный реализм, не только восходящий, но и нисходящий, дух активный, а не пассивный.
Важнее же всего сознать, что дух совсем не
есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью материи; дух есть реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.
Неточные совпадения
Человеческая жизнь — сновидение, говорят философы-спиритуалисты, [Спиритуали́зм — реакционное идеалистическое учение, признающее истинной
реальностью дух, а не материю.] и если б они
были вполне логичны, то прибавили бы: и история — тоже сновидение.
[
Реальность этого факта подтверждается тем, что с тех пор сечение
было признано лучшим способом для взыскания недоимок.
И, как всякий человек в темноте, Самгин с неприятной остротою ощущал свою
реальность. Люди шли очень быстро, небольшими группами, и, должно
быть, одни из них знали, куда они идут, другие шли, как заплутавшиеся, — уже раза два Самгин заметил, что, свернув за угол в переулок, они тотчас возвращались назад. Он тоже невольно следовал их примеру. Его обогнала небольшая группа, человек пять; один из них курил, папироса вспыхивала часто, как бы в такт шагам; женский голос спросил тоном обиды:
Самгин
был утомлен впечатлениями, и его уже не волновали все эти скорбные, испуганные, освещенные любопытством и блаженно тупенькие лица, мелькавшие на улице, обильно украшенной трехцветными флагами. Впечатления позволяли Климу хорошо чувствовать его весомость,
реальность. О причине катастрофы не думалось. Да, в сущности, причина
была понятна из рассказа Маракуева: люди бросились за «конфетками» и передавили друг друга. Это позволило Климу смотреть на них с высоты экипажа равнодушно и презрительно.
Пение удалялось, пятна флагов темнели, ветер нагнетал на людей острый холодок; в толпе образовались боковые движения направо, налево; люди уже, видимо, не могли целиком влезть в узкое горло улицы, а сзади на них все еще давила неисчерпаемая масса, в сумраке она стала одноцветно черной, еще плотнее, но теряла свою
реальность, и можно
было думать, что это она дышит холодным ветром.