Это исключительное самосознание человека не может быть одной из истин философского
познания мира, оно как абсолютное a priori предшествует всякому философскому познанию мира, которое только через это самосознание и делается возможным.
Но и эмпирики, и позитивисты, и рационалисты, и критицисты — все по-своему и частично исходят из предположения, что в человеке должны быть исключительные источники для
познания мира.
Неточные совпадения
Задачей
познания не является повторение в форме понятий чего-то уже имеющегося в другом месте, но создание совершенно новой области, дающей лишь совместно с чувственно-данным
миром полную действительность.
Наше
познание — выражаясь образно — есть постоянное вживание в основание
мира» (с. 84).].
Философия есть искусство
познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность
мира.
Можно подумать, что неподвижный
мир необходимости для Бергсона создается лишь научными понятиями, есть лишь полезное приспособление научного
познания.
А
познание есть жизнь и динамика в бытии, в
познании цветет
мир.
Философское
познание не может быть лишь пассивным, послушным отражением бытия,
мира, действительности — оно должно быть активным, творческим преодолением действительности и преображением
мира.
Лишь дух, глубоко чем-то угнетенный, подавленный своим грехом, мог понять свое
познание как пассивную послушность
миру.
Это — отказ от философской безопасности, согласие подвергнуть себя опасности в
познании, это отталкивание от твердых берегов и отречение от мещанского духа, т. е. от занятия определенного познавательного места в данном
мире.
Познание Бога и последней тайны
мира по существу отличается от
познания научного и заключает в себя так же мало натурализма, как и математизма.
Но поистине философия, которая силится отрицать исключительное значение человека в
мире и отвергнуть человека как исключительный источник
познания тайны и смысла
мира, страдает внутренним противоречием и истребляющим ее пороком.
Но
познание себя частью природного
мира есть вторичный фактор человеческого сознания — первично дан себе человек и переживает себя человек как факт внеприродный, внемирный.
Новое
познание о творческой мощи человека и
мира может быть лишь новым бытием.
Нельзя ждать
познания мировой свободы и мировой творческой тайны от уединенной, оторвавшей себя от
мира и противоположившей себя
миру индивидуальности.
Экзистенциальная философия есть субъективный метод в философии, она утверждает
познание мира в человеческом существовании и через человеческое существование, она антропоцентрична.
Так называемая экзистенциальная философия, новизна которой мне представляется преувеличенной, понимает философию как познание человеческого существования и
познание мира через человеческое существование.
Неточные совпадения
Вспомнились слова Марины: «
Мир ограничивает человека, если человек не имеет опоры в духе». Нечто подобное же утверждал Томилин, когда говорил о
познании как инстинкте.
Мысли этого порядка развивались с приятной легкостью, как бы самосильно. Память услужливо подсказывала десятки афоризмов: «Истинная свобода — это свобода отбора впечатлений». «В
мире, где все непрерывно изменяется, стремление к выводам — глупо». «Многие стремятся к
познанию истины, но — кто достиг ее, не искажая действительности?»
Почему возможна трагедия
познания, почему свет Логоса не всегда освещает познавательный путь человека, как существа духовного, превышающего
мир?
Познание Истины есть преображение, просветление
мира, а не отвлеченное
познание, в нем теория и практика совпадают.
Но в глубине и самое позитивное, точное научное
познание природного
мира заключает в себе отблеск Логоса.