Неточные совпадения
Противоположение
познания бытию, как противостоящему ему
предмету, есть результат уже чего-то вторичного, а не первичного, есть порождение уже рефлексии.
Один из величайших и неоправданных предрассудков гносеологии заключается в том, что
познанию противостоит вне его находящийся
предмет, объект, который в
познании должен отражаться и выражаться.
Не кто-то или что-то познает бытие как противостоящий ему
предмет, а само бытие познает себя и через
познание просветляется и возрастает.
Противостоящий же
предмет познания мы видим уже во вторичной сфере.
В те эпохи, когда
познание было в бытии и происходило с бытием, познающий мог стать и
предметом познания.
Платон, Плотин, Бл. Августин, Паскаль, Я. Бёме и т. п. были не только познающие, они также
предмет познания, и очень интересного
познания.
Но современный познающий, поставивший себя вне-бытия, не может стать
предметом познания, ибо
предметом познания может быть лишь бытие, в бытие же он не входит и не хочет войти, не хочет, чтобы
познание его было актом в бытии, в жизни.
Познание предполагает не идеальное, внечеловеческое бытие и совершенную пассивность человека, впускающего в себя
предмет познания, мир сущностей (Wesenheiten), а человека, не психологического, а духовного человека и его творческую активность.
В науках естественных объективирование не убивает
предмета познания, ибо природа —
предмет естественных наук — есть продукт объективации.
В
познании духа, которое и есть философия, должно быть внутреннее родство познающего со своим
предметом, должно быть признание реальности духа, должен быть творческий духовный опыт.
И вот
познание этическое менее всего может быть объективированием,
познанием «о чем-то», о чуждом, противостоящем мне
предмете.
Невозможно установить ценность как
предмет познания, если не произвести оценки, т. е. не совершить творческого духовного акта.
Феноменология верит, что можно всегда сделать такую познавательную установку относительно
предмета, при которой
предмет войдет в
познание.
Тайна
познания в том, что познающий в акте
познания возвышается над
предметом познания.
Познание всегда есть творческое овладение
предметом и возвышение над ним.
Бог не может быть
предметом познания, потому что человек в акте
познания не может возвыситься над Богом.
Тот факт, что человек, как
предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение.
Познание имеет своим
предметом зло, но оно само не есть зло.
Только когда мы совсем забудем то, чему учились, мы начинаем истинно познавать. Я ни на волос не приближусь к
познанию предмета до тех пор, пока буду смотреть на предмет так, как научили меня смотреть. Чтобы познать предмет, я должен подойти к нему, как к чему-то совершенно неизвестному.
Неточные совпадения
Я сам, познающий, — экзистенциален, и эта экзистенциальность есть вместе с тем не объективируемый
предмет моего
познания.
«Объект» для меня совсем не означает то, что я познаю,
предмет познания, а известного рода соотношение в экзистенциальной сфере.
Но когда познающий субъект направляется на самого себя как на
предмет познания, то возникают трудности, на которые много раз указывали и которые преувеличивали.
В «я» акт
познания и
предмет познания — одно и то же.
Но эгоцентризм, в котором всегда есть что-то отталкивающее, для меня искупается тем, что я самого себя и свою жизненную судьбу делаю
предметом философского
познания.