Муниципальное право РФ. Ответы на экзаменационные билеты

И. М. Хужокова, 2009

В предлагаемом учебном пособии рассмотрены все основные вопросы организации местного самоуправления и деятельности муниципальных органов в соответствии с курсом “Муниципальное право РФ”. Учебное пособие поможет в подготовке к зачету, экзамену или семинарским занятиям по муниципальному праву Российской Федерации. Учебное пособие написано в доступной форме на основе новейшего законодательства РФ о местном самоуправлении. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов и слушателей юридических вузов, специализированных институтов МВД РФ, средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также студентов, обучающихся по специальности “государственное и муниципальное управление”.

Оглавление

6. Методы муниципального права РФ

Предмет отрасли — это группа общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Метод правового регулирования отрасли — это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений.

Характерные особенности общественных отношений оказывают влияние на метод их регулирования. Метод нормативно-правового регулирования, применяемый без учета характера и особенностей общественных отношений данного вида, может оказаться неэффективным.

Метод регулирования показывает, каким образом осуществляется такое регулирование, какие средства и способы регулирования допустимы.

Муниципальное право РФ — комплексная отрасль права. Во многом методы правового регулирования данной отрасли обусловлены ее комплексным характером.

Методы правового регулирования муниципального права весьма разнообразны и во многом предопределены предметом муниципального права.

Следует различать методы правового регулирования муниципального права как отрасли российского права и методы науки муниципального права РФ.

Методы науки муниципального права в отличие от методов отрасли являются методами познания предмета муниципального права и не имеют никакого отношения к правовому регулированию.

В основе метода правового регулирования муниципального права лежат два принципа — императивный и диспозитивный.

Императивный метод регулирования предполагает наличие четкого и однозначного требования относительно поведения субъекта. В данном случае субъект правоотношения не имеет выбора возможного поведения, он уполномочен только на действия, прямо указанные ему в рамках данного правоотношения.

Любое отступление от императивной нормы означает ее нарушение.

Императивное требование может заключаться в возложении на субъекта правоотношения обязанности совершить какое-либо действие или, наоборот, воздержаться от его совершения. Императивный метод регулирования характерен в большей степени для публичного права.

Муниципальное право является публичной отраслью права. Поэтому для муниципального права характерно главным образом установление императивных норм.

Например: “Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения”; “граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”.

Диспозитивный метод характеризуется тем, что предоставляет субъекту правоотношения право выбора поведения по своему усмотрению или выбора между возможными вариантами поведения, указанными в соответствующем нормативно-правовом акте.

Например; “Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств”, “муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности”.

В процессе правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления должно быть найдено разумное сочетание этих методов. Только в этом случае будут достигнуты цели регулирования, и оно будет эффективным.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я