Цитаты со словом «родовой»

Область
поиска
Область
поиска
Таковы и родовые символы «отца» и «сына», выражающие истины религиозного откровения.
«Отец», «сын», «рождение» все слова, взятые из нашей земной родовой жизни.
Но теологическое учение о первородном грехе нередко принимает форму родовой теории наследственности, в силу которой человеку передается заразная болезнь предков.
В этой родовой теории совершенно отпадает идея личной ответственности.
Индивидуум порожден биологическим родовым процессом.
Если нет Бога как источника сверхличных ценностей, то нет и ценности личности, есть лишь индивидуум, подчиненный родовой природной жизни.
Месть, самая древняя и исконная нравственная эмоция, общая у человека с животным миром, имеет родовой характер.
И с величайшим трудом человеку дается различение между ответственностью личной и ответственностью родовой.
Древний человек ощущал первородный грех в грехе родовом, и в нем не пробуждалось еще сознание греха личного, отличного от греха первородного.
Смертная казнь есть переживание родовой мести.
Первобытная родовая месть, которая была нравственным актом по преимуществу, была направлена не на виновника, а на родственника виновника или на первого попавшегося.
Родовая месть и есть по преимуществу архаическая нравственная эмоция человечества.
Трагедия Гамлета непонятна без нравственной эмоции родовой мести.
И нужно сказать, что в идее родовой ответственности есть зерно истины, оно заключается в том, что все за всех ответственны, что все со всеми связаны, что личность не есть существо изолированное.
Античная трагедия неразрывно связана с родовой виной и местью, с карой за преступление без вины и по неведению.
Если не стоять на родовой точке зрения, то нужно признать предсуществование душ.
Душа не есть продукт родового процесса и не творится в момент зачатия, а в вечности, в духовном мире творится Богом.
Первобытное нравственное сознание есть сознание родовое и социальное.
И месть, как нравственный акт, есть акт родовой, она совершается родом и по отношению к роду, а не личностью и по отношению к личности.
Родовая месть есть самый характерный нравственный феномен древнего человечества, и она остается в христианском человечестве, поскольку древняя природа в нем не просветлена и не преображена.
Инстинкт и психология родовой мести, столь противоположные христианству, переходят в своеобразное понимание чести — должно защищать свою честь и честь своего рода с оружием в руках, через пролитие крови.
В нем человек как бы возвращается туда, откуда изошел, т. е. отрицает факт рождения, восстает против закона родовой жизни.
Когда родовая месть переходит к государству и государство делается субъектом мести и наказания, начинает развиваться идея личной вины и ответственности.
И от этих инстинктов родовой морали человек не может освободиться и доныне.
Табу было основной категорией законнической и родовой этики, и это древнее табу сохранилось, когда личная совесть стала источником оценки.
Это есть прежде всего сознание не личной чести, а чести родовой, сословной, чести полка, армии, дворянства, готовность во имя этой чести забыть себя и отдать свою жизнь.
Тут личное нравственное сознание еще не пробудилось, тут все нравственные оценки и акты носят неличный, родовой, полковой, сословный характер, и все достоинство этих оценок и актов определяется степенью их безличности.
Оскорбление личности не может смываться кровью, кровью смывается лишь родовое оскорбление, кровь всегда связана с родом, и она есть восстание древних родовых, бессознательных инстинктов, которые сознание личности еще не победило.
Личное сознание чести, благородства, достоинства раскрывается лишь в Евангелии, которое есть окончательное преодоление всякой родовой, безличной этики.
И вот между этикой, выработанной войной и воинами, когда борьба с оружием в руках была самым благородным занятием, этикой, распространенной на всю благородную породу человечества, и этикой евангельской, христианской существует глубочайшее противоположение и конфликт, который должен был бы переживаться мучительно и трагически христианами, если бы личное сознание и личная совесть были в них сильнее и острее и не подавлялись родовыми инстинктами.
Евангельская, христианская этика не знает понятия родовой, семейной, сословной, полковой чести, она знает лишь понятие личной чести.
Подставить щеку обидчику есть духовный подвиг, предполагающий смирение в себе и преодоление древних родовых инстинктов, но этот подвиг вызывает отвращение в человеке, находящемся во власти родовых понятий о чести и руководящемся этикой воина.
Но от рыцарства же пошел нравственный институт дуэли, который основан на нехристианском, родовом понятии чести, охраняемой кровью, и он представляет парадокс в христианском мире.
В ней действует древний родовой инстинкт кровавой мести, хотя и в претворенном и цивилизованном виде.
Хотя дуэль представляется очень личным, интимным актом, хотя она есть встреча личности с личностью, она в сущности есть безличный акт и в ней действуют бессознательные и родовые инстинкты.
Дворянин мог драться на дуэли только с дворянином, и это уже указывает на безличный, родовой элемент в дуэли.
В сущности, трактаты о поле и браке Бл. Августина и других суть трактаты по организации родовой жизни и очень напоминают трактаты по скотоводству.
Именно женская стихия и есть стихия родовая по преимуществу.
Родовое в поле имеет глубину и значительность лишь в женщине.
И глубина родового в поле у женщины связана с материнством.
Этически цель всегда заключается в преображении связей родовых в связи духовные и родового материнства, которое может быть источником рабства, в материнство духовное.
Родовому процессу, принадлежащему непросветленной природе и не знающему личности, придается характер высшего религиозного и нравственного принципа.
Продолжение человеческого рода предполагает утерю девственности, цельности, предполагает рабство личности и духа у бессознательной родовой стихии, у материи.
Естественного бессмертия человека как существа природного, рожденного в родовом процессе, естественного бессмертия его души и тела не существует.
Отношение к смерти стоическое или буддийское бессильно перед ней и означает победу смерти, но оно благороднее родовых теорий, совершенно забывающих о смерти.
Лишь в эпоху эллинистическую, ко времени явления Христа в религиозном сознании иудаизма духовный элемент начинает освобождаться от власти элемента натуралистического, что означает высвобождение личности, выход ее из растворенности в родовой, народной жизни.
Смерть человека в эпохи, которым чужда апокалиптическая настроенность, смягчается чувством родовой жизни и родового бессмертия, в котором выживают и сохраняются результаты его жизни и его деяний.
Но Апокалипсис есть конец всякой перспективы родового, мирового бессмертия, в нем всякая тварь и все творение непосредственно поставлены перед судом вечности.

Неточные совпадения

Вся первобытная архаическая мораль человечества есть мораль социально-родовая, и следы ее не исчезли в человечестве современном.
Половая потребность связана с жизнью рода и потому попадает в поле зрения социальной обыденности, которая регулирует ее социально-родовые последствия.
 

Цитаты из русской классики со словом «родовой»

Род наш один из самых древних родов на Руси: все Протозановы по прямой линии происходят от первых владетельных князей, и под родовым гербом нашим значится, что он нам не милостью дарован, а принадлежит «не по грамоте».
В человеческой личности есть много родового, принадлежащего человеческому роду, много исторического, традиционного, социального, классового, семейного, много наследственного и подражательного, много «общего».
Это видовая, а не родовая особенность: он сын своего родителя, и мне в нем видны крупные родственные черты, сближающие его даже с обращавшею его в христианство графинею.
Григорий Александрович Перхунов жил в старинной родовой усадьбе неподалеку от Словущенского.
— Такую усадьбу! Николай Никанорыч! Родовая вотчина… И парк!.. Знаете, тяжело… Всякий дворянин…
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «родовой»

Ассоциации к слову «родовой»

Все ассоциации к слову РОДОВОЙ

Предложения со словом «родовой»

Значение слова «родовой»

  • РОДОВО́Й1, -а́я, -о́е. 1. Относящийся к роду (в 1, 2, 4 и 7 знач.). Родовой строй. Родовой быт. Родовые связи. Родовые и видовые понятия. Родовые окончания прилагательных.

    РОДОВО́Й2, -а́я, -о́е. Прил. к роды. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РОДОВОЙ

Афоризмы русских писателей со словом «родовой»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «родовой»

РОДОВО́Й1, -а́я, -о́е. 1. Относящийся к роду (в 1, 2, 4 и 7 знач.). Родовой строй. Родовой быт. Родовые связи. Родовые и видовые понятия. Родовые окончания прилагательных.

РОДОВО́Й2, -а́я, -о́е. Прил. к роды.

Все значения слова «родовой»

Предложения со словом «родовой»

  • Утрачено понятие родового гнезда, где жили и умирали деды и прадеды.

  • Вот почему наш господин отправился в этот старый родовой замок.

  • Сейчас, под защитой магии родового поместья, плюс под наблюдением патруля она в безопасности, но… нужно быть настороже.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «родовой»

Ассоциации к слову «родовой»

Что (кто) бывает «родовым»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я