Неточные совпадения
Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны — явление русское и национальное. Особенно важно для западных
людей понять национальные корни русского коммунизма, его детерминированность русской историей. Знание марксизма этому не поможет.
У русских «природа», стихийная сила, сильнее чем у западных
людей, особенно
людей самой оформленной латинской культуры.
В типе русского
человека всегда сталкиваются два элемента — первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему миру.
Бесконечно трудная задача стояла перед русским
человеком — задача оформления и организации своей необъятной земли.
Ему нелегко давалось оформление, дар формы у русских
людей не велик.
Такие
люди, как Радищев, были исключением.
Западные
люди впали бы в ошибку, если бы они отожествили русскую интеллигенцию с тем, что на Западе называют intellectuels.
Intellectuels — это
люди интеллектуального труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги и пр.
Совершенно другое образование представляет собой русская интеллигенция, к которой могли принадлежать
люди, не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще не особенно интеллектуальные.
Для русской интеллигенции, в которой преобладали социальные мотивы и революционные настроения, которая породила тип
человека, единственной специальностью которого была революция, характерен был крайний догматизм, к которому искони склонны были русские.
Русские все склонны воспринимать тоталитарно, им чужд скептический критицизм западных
людей.
Самый крупный русский философ XIX века, Вл. Соловьев сказал, что русские нигилисты исповедывали веру, основанную на странном силлогизме:
человек произошел от обезьяны, следовательно, мы должны любить друг друга.
Также был арестован и заключен в Петропавловскую крепость видный деятель русского просвещения XVIII века Новиков, мистик-масон, христианин и
человек очень умеренных политических взглядов.
Необычайно было одиночество русских культурных и свободолюбивых
людей первой половины XIX века.
Были культурные
люди, но не было культурной среды.
Люди того времени жалуются, что они окружены тьмой, что их никто не понимает и никто им не сочувствует.
Образ Чацкого в «Горе от ума» изображает это одиночество лучших, наиболее умных и культурных
людей того времени.
Сам Александр I был царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости враг самодержавия и крепостного права, но
человек раздвоенный и не сильный.
Культурные и ищущие правды
люди должны были жить небольшими группами и содружествами.
Эта эпоха создала тип «лишних
людей», создала или Рудиных, или Обломовых.
И лучшими были те «лишние
люди», которые мучительно сознавали свою лишность, как некоторые герои Тургенева.
Только в одном Пушкине, единственном ренессансном русском
человеке, блеснула возможность иного отношения к жизни.
Русские культурные
люди полюбили бесконечные, ведшиеся по целым ночам разговоры и споры о мировых вопросах в небольших кружках, в салонах 30-х и 40-х годов.
Первое пробуждение самостоятельной мысли и самосознания XIX века произошло в Чаадаеве,
человеке исключительно одаренном, но почти ничего не написавшем.
Он был типичным русским
человеком XIX века верхнего культурного слоя.
В своем расколе с современностью, в своем протесте против неправд русской жизни русские культурные
люди пробовали обратиться к католичеству и в нем искать спасения.
Русский молодой
человек, принадлежавший к поколению идеалистов 30-х и 40-х годов, исповедывал тоталитарное шеллингианство или тоталитарное гегелианство в отношении ко всей жизни, не только жизни мысли и жизни социальной, но и жизни личной, в отношении любви или чувства природы.
Они защищали монархию на том основании, что лучше, чтобы один
человек был замаран властью, всегда греховной и грязной, чем весь народ.
Лучшие, наиболее культурные и мыслящие русские
люди XIX века не жили в настоящем, которое было для них отвратительно, они жили в будущем или прошлом.
Все члены кружка были арестованы и 21
человек были приговорены к смертной казни с заменой каторгой.
Но Герцену суждено было пережить жгучие разочарования в последствиях революции 48 г., в Западе и западных
людях вообще.
Хотя Белинский был
человеком 40-х годов, принадлежал к поколению славянофилов и западников, но он, может быть, первый выразил тип революционной интеллигенции и в конце своей жизни формулировал основные принципы ее миросозерцания, которые потом развивались в 60-е и 70-е годы.
Белинский был
человеком исключительных дарований и исключительной восприимчивости к идеям, но уровень его образования был не высокий, он почти не знал иностранных языков и знакомился с идеями, которыми был увлечен, из вторых рук.
Основной вопрос, который интересовал русских
людей 40-х годов, увлекавшихся Гегелем, был вопрос об отношении к «действительности».
Такой момент консервативного гегелианства пережили Белинский и Бакунин,
люди революционного темперамента, которые потом пришли к революционному миросозерцанию.
Разлад с действительностью делал русских
людей бездейственными, выработал тип «лишних
людей».
Истоком этого атеизма было сострадание к
людям, невозможность примириться с идеей Бога в виду непомерного зла и страданий жизни.
Из сострадания к
человеку, из бунта против общего (идеи, разума, духа, Бога), давившего живого
человека, Белинский делается социалистом.
Белинский не замечает, что, отвергнув все «общее», раньше давившее
людей, он быстро подчиняет личность новому «общему».
И ему представляется, что это новое «общее», которому он поклоняется — так как русский
человек не может не поклоняться чему-либо, — он утверждает во имя личности.
«Страшный я
человек, — пишет Белинский, — когда в мою голову забивается какая-нибудь мистическая нелепость».
Таков вообще русский
человек, в его голову часто «забивается какая-нибудь мистическая нелепость».
Из сострадания к
людям Белинский готов проповедовать тиранство и жестокость.
Он говорит, что
люди так глупы, что их насильно нужно вести к счастью.
И он более других должен быть поставлен в идейную генеалогию русского коммунизма, как один из его предшественников, гораздо более, чем Герцен и др.
люди 40-х и даже 60-х годов.
Проблема общества окончательно подменяет проблему
человека.
Революция низвергает «общее», давившее человеческую личность, но она подавляет его новым «общим», обществом, которое требует себе полного подчинения
человека.
Поразительнее всего, что в русском крестьянстве, жившем в условиях крепостного права, лишенном элементарного просвещения, Герцен видел бóльшую выраженность принципа личности, бóльшую цельность индивидуальности, чем у европейского
человека, ставшего мещанином.
Он
человек 40-х годов, русский культурный барин, гуманист и скептик, но не нигилист.
Эпигоны идеалистов 40-х годов, «лишние
люди» представляются
людьми отошедшего века.
Неточные совпадения
Осип (принимая деньги).А покорнейше благодарю, сударь. Дай бог вам всякого здоровья! бедный
человек, помогли ему.
Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой
человек?» — а Влас и отвечает на это: «Это», — говорит…
Хлестаков (защищая рукою кушанье).Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! со мной не советую… (Ест.)Боже мой, какой суп! (Продолжает есть.)Я думаю, еще ни один
человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла. (Режет курицу.)Ай, ай, ай, какая курица! Дай жаркое! Там супу немного осталось, Осип, возьми себе. (Режет жаркое.)Что это за жаркое? Это не жаркое.
Городничий. Эк куда хватили! Ещё умный
человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки… словом, наиумнейший
человек пришел бы в затруднение, но, благодарение богу, все идет благополучно.