Тут поставлена проблема теодиции, проблема оправдания страдания, которая есть основная русская проблема и источник русского атеизма, проблема цены прогресса, которая будет играть большую роль в
социальной мысли 80-х годов.
Неточные совпадения
Невозможность по политическим условиям непосредственного
социального дела привела к тому, что вся активность перешла в литературу и
мысль, где все вопросы ставились и решались очень радикально.
Русский молодой человек, принадлежавший к поколению идеалистов 30-х и 40-х годов, исповедывал тоталитарное шеллингианство или тоталитарное гегелианство в отношении ко всей жизни, не только жизни
мысли и жизни
социальной, но и жизни личной, в отношении любви или чувства природы.
Русская
мысль пережила два кризиса гегелианства, у Хомякова кризис религиозный, у Белинского кризис
социальный.
Русские романтики-идеалисты 40-х годов бежали от
социальной действительности в мир
мысли, фантазии, литературы, в отраженный мир идей.
В человеке
мыслит и творит не он сам, а
социальный класс, к которому он принадлежит, он
мыслит и творит как дворянин, крупный буржуа, мелкий буржуа или пролетарий.
Материальному процессу оказывается свойственной
мысль, разум, свобода, творческая активность, и потому материальный процесс может привести к торжеству смысла, к овладению
социальным разумом всей жизни.
В своих
мыслях о религии Маркс был учеником Фейербаха, но развивал
мысли Фейербаха в
социальном направлении.
В качестве прагматиста и
социального утилитариста он судит о значительности и ценности явлений духа и
мысли исключительно по ближайшим
социальным результатам.
Неточные совпадения
Газеты большевиков раздражали его еще более сильно, раздражали и враждебно тревожили. В этих газетах он чувствовал явное намерение поссорить его с самим собою, ‹убедить его в безвыходности положения страны,› неправильности всех его оценок, всех навыков
мысли. Они действовали иронией, насмешкой, возмущали грубостью языка, прямолинейностью
мысли. Их материал освещался
социальной философией, и это была «система фраз», которую он не в силах был оспорить.
Спокойное молчание полей внушительно противоречило всему, что Самгин читал, слышал, и гасило
мысли о возможности каких-то
социальных катастроф.
«Воспитанная литераторами, публицистами, «критически мыслящая личность» уже сыграла свою роль, перезрела, отжила. Ее
мысль все окисляет, покрывая однообразной ржавчиной критицизма. Из фактов совершенно конкретных она делает не прямые выводы, а утопические, как, например, гипотеза
социальной, то есть — в сущности, социалистической революции в России, стране полудиких людей, каковы, например, эти «взыскующие града». Но, назвав людей полудикими, он упрекнул себя:
Эта точка зрения признает человека исключительно
социальным существом, в котором
мыслит и творит класс.
Она не соответствует современной
социальной действительности и современной философской и научной
мысли, во многих частях своих она совершенно устарела.