Неточные совпадения
Вопрос шел о том, есть ли
русское царство истинно православное царство, т. е. исполняет ли
русский народ свое мессианское призвание.
Русские культурные люди полюбили бесконечные, ведшиеся по целым ночам разговоры и споры о мировых
вопросах в небольших кружках, в салонах 30-х и 40-х годов.
Вся
русская мысль XIX века, занятая общими
вопросами миросозерцания, была западнической или славянофильской, т. е. решала проблему о том, должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской, Московской Руси.
Именно на этой потенциальности и отсталости
русского народа весь XIX век будет основывать надежду на то, что
русский народ призван разрешить
вопросы, которые трудно разрешить Западу, вследствие его отягченности прошлым, — например,
вопрос социальный.
В конце 40-х годов у
русского помещика Петрашевского собирался на дому кружок, который обсуждал социальные
вопросы, план нового и лучшего устроения человечества.
У Белинского было характерно
русское искание целостного миросозерцания, которое дает ответ на все
вопросы жизни, соединяет теоретический и практический разум, философски обосновывает социальный идеал.
Основной
вопрос, который интересовал
русских людей 40-х годов, увлекавшихся Гегелем, был
вопрос об отношении к «действительности».
Он не был противником индустриального развития, подобно многим другим народникам, но он ставит традиционный для
русской мысли XIX века
вопрос о том, может ли Россия избежать капиталистического периода развития, и решает его в том смысле, что Россия может сократить до нуля срок капиталистического периода и прямо перейти от низших форм хозяйства к хозяйству социалистическому.
Чернышевский писал также по
вопросам эстетики и был типичным представителем
русской публицистической критики.
Народники верили в особые пути развития России, в возможность миновать западный капитализм, в предназначение
русского народа разрешить социальный
вопрос лучше и скорее, чем на Западе.
Но перед первыми
русскими марксистами стоял
вопрос моральный и
вопрос познавательный и создавал конфликт моральный и логический.
В
русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры, появилась
русская философская школа с оригинальной религиозной философией, был расцвет
русской поэзии, после десятилетий падения эстетического вкуса пробудилось обостренное эстетическое сознание, пробудился интерес к
вопросам духовного порядка, который был у нас в начале XIX века.
Но очень характерно для раскола
русской культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели революционного социального движения вдохновлялись совсем не теми идеями, которые господствовали в верхнем слое
русской культуры, им была чужда
русская философия, их не интересовали
вопросы духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Проблематика
русской религиозной мысли обращена к более отдаленному будущему, когда насущные экономические
вопросы будут решены, она обращена к вечности.
— Да, настоящим
русским вопросы о том: есть ли Бог и есть ли бессмертие, или, как вот ты говоришь, вопросы с другого конца, — конечно, первые вопросы и прежде всего, да так и надо, — проговорил Алеша, все с тою же тихою и испытующею улыбкой вглядываясь в брата.
Неточные совпадения
Левин видел, что в
вопросе этом уже высказывалась мысль, с которою он был несогласен; но он продолжал излагать свою мысль, состоящую в том, что
русский рабочий имеет совершенно особенный от других народов взгляд на землю. И чтобы доказать это положение, он поторопился прибавить, что, по его мнению, этот взгляд
Русского народа вытекает из сознания им своего призвания заселить огромные, незанятые пространства на востоке.
Хорошо ли, дурно ли мы поступили, это другой
вопрос; но жребий брошен, — сказал он, переходя с
русского на французский язык, — и мы связаны на всю жизнь.
Этот
вопрос горячо обсуждался в
русской периодической печати, в частности в революционно-демократическом «Современнике» и в «Свистке».]
«Да, вредный мужичонка. В эти дни, когда снова поставлен
вопрос: “Славянские ручьи сольются ль в
русском море, оно ль иссякнет…”»
— Мы с зятем для возбуждения аппетита
вопросы кое-какие шевелили, вдруг вижу: как раз
русский идет, значит — тоже говорун, а тут оказалось, что Григорий знаком с вами.