Детский отдых в недетском лагере

Юрий Шешуков

Летний отдых ребёнка для многих родителей вопрос актуальный. И если вы не планируете выехать в лагерь со «своей» командой или клубом, то альтернативой станут детские лагеря или такие сборы, как наши. Почему едут к нам? Кроме различных занятий мы делаем упор на воспитательную работу. И это наша особенность. Дети на сборах взрослеют, а родители мудреют. Как? Ответ вы найдёте в книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детский отдых в недетском лагере предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

На случай, если вы не в теме

Зачем вообще книга о детских сборах, лагерях и других формах летнего отдыха? О чём можно говорить, ведь и так всё ясно? Детей в лес, а сами на море. Цвет и дальность — по вкусу и финансовым возможностям. Но, как гласит мудрость мудрых, « очевидность — ловушка для разума».

На сегодняшний день далеко не все формы «выездов», «сборов», «пребываний на территории» и классических детских лагерей предназначены только для отдыха. Мы знаем о языковых, спортивных, театральных, патриотических и т. п. вариантах. Они учат языку, тренируют, репетируют и выдают конкретный результат в виде выученных слов и фраз, повышения уровня тренированности и готового спектакля.

А вот мы, проводя культурные, спортивные, трудовые, патриотические и т. д. мероприятия, преследуем не только очевидные цели: дать опыт и практику, плюс научить обходиться без гаджетов. Под этим очевидным слоем есть скрытая, но хорошо известная цель, социализировать детей. Что она включает в себя на сборах «Сибирская застава»?

Во-первых, ребёнку предстоит найти свой круг общения.

Во-вторых, он должен научиться контактировать с любым участником сборов.

В-третьих, он должен получить пример и практику разрешения конфликтных ситуаций.

Именно о такой форме проведения сборов для подростков, дошкольников с родителями, семей и взрослых расскажет эта книга.

А сейчас несколько фактов истории, чтобы проиллюстрировать тему летних лагерей. Начнём мы не с времён суровой древности, а с недавнего прошлого, когда, собственно, и появились детские лагеря.

В далёкую пору, на заре становления Советского Союза, 6 июня 1925 года в Крыму на берегу моря у Медведь-горы (Аю-Даг) был открыт Всесоюзный санаторный пионерский лагерь «Артек»3.

Рождение Артека связано с именем замечательного врача, теоретика советского здравоохранения Зиновия Петровича Соловьева. В то время Зиновий Петрович являлся начальником военно-санитарного управления Красной Армии, заместителем наркома здравоохранения и председателем Центрального Комитета общества Красного Креста. «Артек» был создан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулёзной интоксикацией.

В 1924 году по инициативе Соловьева общество Красного Креста взяло шефство над пионерами и организовало «службу здоровья юных ленинцев». На средства Красного Креста в Крыму было создано несколько санаториев для детей.

В те времена «Артек» принимал до 80 человек, но за 1925 год в Артеке побывало 389 детей. Пионеры прибывали организованными группами со своими вожатыми. Они становились первыми пропагандистами артековской формы детских лагерей.

Ещё до войны «Артек» начал принимать детей из других стран. Благодаря этому у него появился статус «витрины социализма».

И, чтобы закончить рассказ о детских лагерях СССР, предлагаю ознакомиться с отрывком из увлекательной книги Фёдора Раззакова «Советское детство»4:

«В бытность руководителем СССР Л. И. Брежнева количество пионерских лагерей в стране достигло 40 тысяч (данные 1973 года). В этих лагерях каждый год отдыхало 9 миллионов 300 тысяч детей. Эти лагеря делились на загородные — 10 тысяч 600 (6 миллионов 100 тысяч отдыхающих детей), труда и отдыха, спортивные, туристские, профильные, лечебные и др. — 17 тысяч (1 миллион 600 тысяч отдыхающих), городские — 8 тысяч 300 (свыше 1 миллиона отдыхающих), колхозные (около 500 тысяч отдыхающих). Короче, советским детям было где отдохнуть. Причем профсоюзная путевка в пионерлагерь на 20 дней стоила недорого — в пределах 12—13 рублей (при средней зарплате 120—130 рублей)».

Этот отрывок я привёл буквально ради статистики. Ничего и близко подобного до времён советской власти не было. Кто-то вспомнит скаутское движение, но оно не про всех и не для всех.

Отдыхать или воспитывать?

Самыми частыми проблемами воспитания детей мамы участников сборов называют:

— дефицит мужского внимания;

— отсутствие привычки к порядку и ответственности.

Рискну предположить, что одно связано с другим. Если отца не хватает или нет как участника воспитания, то все педагогические задачи решает мама. И в этом случае уже нет смысла обсуждать женскую роль в воспитании, так как другой попросту нет. Но, мама может научиться быть адекватной в отношениях с ребёнком, если найдёт время и желание.

Практика показывает, что даже целеустремлённым родителям трудно оставаться в тренде правильного воспитания. Мешают проблемы, лежащие на поверхности:

— возможно, ребёнок живёт под опекой мамы и (или) бабушки, поэтому несамостоятелен для своего возраста. Скажем прямо, грешат этим и дедушки с отцами. А ведь в одном возрасте опека — норма, а в другом — проблема. С возрастом степень заботы объективно меняется и взрослым необходимо это понимать;

— родители с трудом влияют на физическое развитие ребёнка. С приходом в школу его двигательная активность падает на 50%, а это прямой путь к слабому здоровью, задержке психологического и социального развития;

— ребёнок много времени проводит с гаджетами.

Купленные для контроля или в виде поощрения, гаджеты становятся сильнейшей альтернативой физическому движению и очному общению со сверстниками. В итоге, ребёнок играет и общается в сети, привыкая к экономной речи и снижая словарный запас.

Подходя к подростковому возрасту, родители сталкиваются с темой гендерного воспитания, вопросами самоопределения и очередным всплеском физического роста. Что может пойти не так?

— растёт ребёнок, лишённый положительного опыта жизни в коллективе. К сожалению, в школах закрепляется культ индивидуализма. Дети не понимают разницу между другом и приятелем;

— парни и девушки растут инфантильными, в том числе физически. А судя по невосторженным отзывам о ЕГЭ, и уровень базового образования зачастую ниже, чем мог бы быть.

Отсюда возникает закономерный вопрос:

Что делать? А точнее: Когда и с чего начать?

Скажу прямо, в ходе учебного года менять ситуацию можно, но затруднительно. Сделать это могут подготовленные и целеустремлённые люди — профессиональные педагоги, которые будут работать с детьми и родителями.

Мы же предлагаем пойти другим, проверенным путём:

1. дождаться каникул;

2. на время сменить привычное место жизни;

3. даровать ребёнку возможность получить новый опыт;

4. самим получить новый опыт и знания;

5. и самое приятное, организовать часть летнего отдыха на природе;

6. а после сборов установить новые правила.

А сейчас представьте, как это может выглядеть. Сосновый бор на берегу Новосибирского водохранилища. Среди сосен заросли малины, попадается смородина, а в невысокой траве на солнце проглядывает земляника. Днём бегают бурундуки, а ночью выходят ежи. На дереве можно увидеть дятла, а в небе парят коршуны, периодически устраивая баталии за пойманную рыбу. На берегу стоят бани, сооружённые для сборов, маленькая и большая.

Если вы мама с малышом, то без лишних бытовых забот насладитесь природой. При этом вы знаете, что и старший ребёнок не просто под присмотром, он в процессе. Он где-то рядом, бегает параллельными маршрутами, иногда его слышно, но не видно, или наоборот. Наблюдать сына или дочь в естественной среде обитания, вокруг сверстников, редкая возможность. И она у вас будет.

Но наблюдение — это ещё не всё. С утра до вечера, с перерывом на обед и свободное время, вы участвуете в практических занятиях, в том числе семинарских. Беседы психолого-педагогического содержания сменяются практическими занятиями, направленными на личностное развитие:

— хотите уверенно и убедительно говорить, замахнитесь на то, чтобы начать петь;

— хотите радоваться жизни — научитесь играть и танцевать;

— хотите почувствовать уверенность в себе — научитесь быть в конфликте, как рыба в воде;

— хотите обрести авторитет у ребёнка — покажите каким ребёнком были вы.

На сборах мы отдыхаем и получаем опыт. Для каждого родителя дети открываются с новых сторон. Папы и мамы узнают сильные и слабые стороны ребёнка, составляя о нём более полное представление. То, что вы знаете, дополнится не сплетнями и мнениями окружающих, а конкретными фактами.

Мало кто задумывается над тем, что практические занятия, основанные на опыте традиционной, игровой и воспитательной культуры, способны положительно влиять на самоидентификацию подростков.

Вы убедитесь, что дети могут обходиться без гаджетов, но для них нужна альтернатива и смелость родителей. Возможно, некоторые из вас вспомнят и постепенно поймут, с каким удовольствием девчонкам и мальчишкам интересно играть с родителями, особенно с папами. Они легко забывают о гаджетах, если вы готовы играть по правилам и дать шанс выиграть. Если родители вступают в игру, сделан первый шаг к тому, чтобы показать новую норму поведения и поднять свой авторитет не только в глазах своего ребёнка.

В идеале, к моменту завершения сборов вы не просто отдохнете и получите опыт, который позволяет меняться. Расширится ваше знание о ребёнке и его отношении к вам. Вы вместе испытаете новый формат отношений. А он позволяет решать вопросы, висящие в воздухе давным-давно. В этом всём и заключен ответ на вопрос: «Отдыхать или воспитывать?». Мы предлагаем сделать это одновременно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детский отдых в недетском лагере предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я