Ярославцы – все красавцы!

Юлия Сергеевна Дёмина, 2022

Перед вами сборник увлекательных историй из жизни реальных людей, ярославцев. Тех, кто своим умом, талантом и предприимчивостью развивается сам и развивает регион. Прочитав книгу, вы узнаете, как они пришли к своему успеху, как заработали или потеряли деньги, как решились на создание собственного дела, сыграли свою лучшую роль или одержали значимую победу. Через какие страхи и преграды пришлось пройти, чтобы стать тем, кем может гордиться не только их собственная семья, но Ярославия и вся Россия. Каждый герой дарит вам возможность заглянуть к нему в душу, прочитав одну из глав его романа жизни. Ведь история написана от первого лица, поэтому читателю гарантировано увлекательное погружение в мир интересных людей. В книге – семьдесят шесть историй. Цифра не случайна – это код региона, в котором живёт автор и где родилась идея большого федерального проекта «Книга историй».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ярославцы – все красавцы! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История седьмая «На службе Мельпомене»

ВАЛЕРИЙ КИРИЛЛОВ

народный артист Российской Федерации, актёр Российского государственного академического театра имени Фёдора Волкова, режиссёр, педагог

Ярославль

1989 год

— Валера, а ты-то где был?

Моя мама, Зоя Ивановна Кириллова, простая доярка из тамбовской деревни Светлое озеро, приехала на дипломный спектакль сына. Это была постановка пьесы Максима Горького «На дне», где я играл роль старика Луки. После спектакля мама подошла, выразив недоумение моим отсутствием в спектакле…

«Родная мама не узнала» — идиома в точку!

* * * * *

С ранних лет мама прекрасно знала, что растит актёра, а мой путь к театральным подмосткам начался на бидоне из-под молока. Первые номера исполнял в Красном уголке на молочной ферме, где она работала: рассказывал анекдоты, копировал трактористов, механизаторов, пастухов, самих же доярок, изображал бытовые сценки из жизни односельчан. Задорный хохот первой публики был слаще конфет. Не выступать, не смешить людей я не мог, это желание было сильнее меня. Я был деревенской известной личностью, все вокруг звали юного кривляку «артист», «человечек-театрик». Со временем концерты становились дольше, интереснее, содержательнее и переместились в сельский клуб.

В мыслях не было становиться артистом драматического театра и кино, всегда мечтал быть артистом эстрады — Геннадием Хазановым или Аркадием Райкиным, чьи монологи я переписывал под себя и выступал с ними в клубе. В середине десятого класса решил ехать поступать в Москву. Смутно представлял, кем хочу быть, но твёрдо знал одно — хочу выступать на сцене! Поселившись у родственников, нашёл в Мосгорсправке адрес Циркового эстрадного училища и направился туда. Узнав, что вступительные экзамены будут весной, настоял, чтобы меня прослушали именно сейчас.

Я разыгрывал сценки деревенской жизни, пел матерные частушки, рассказывал анекдоты — здорово повеселил преподавательский состав. После прослушивания директор училища попросил прислать свою фотографию в плавках в фас и профиль. Тщательно выбрав фон — деревенский пейзаж с коровами на заднем плане, отправил фото по адресу. Из училища пришёл неожиданный ответ, означавший крах всей моей семнадцатилетней жизни:

«Вы не можете быть допущены к вступительным экзаменам в связи с диспропорциями фигуры и несценической внешностью».

Сместить фокус внимания с катастрофы жизни на новые цели тогда помогла школьный учитель литературы. Она посоветовала поступать в театральный институт. Ближайший был в Воронеже. Помню, мама тогда предложила:

— Знаешь, сынок, надо, наверное, дать взятку. Я продам лук, чеснок и еще что-нибудь с огорода, положу деньги в конверт, а ты дашь. Только надо знать, кому.

Но я положился на собственные силы и…поступил!

Увидев фамилию «Кириллов» в списках зачисленных, поскорее хотел обрадовать маму. В то время не было интернета, мобильных телефонов, да и связи-то как таковой не было. Подъезжая к станции на последней электричке в час ночи, увидел одинокую женскую фигуру и лошадь. Мама высчитала день, когда у меня должны закончиться экзамены, выпросила лошадь с телегой и приехала встречать сына. До сих пор помню, как мы, оба счастливые, возвращались тёмной ночью в нашу деревню.

Так началась театральная жизнь, а неожиданный поворот в судьбе привёл туда, где я есть сейчас.

Я стал студентом Воронежского театрального института на курсе Глеба Борисовича Дроздова. Он был главным режиссером Воронежского театра и преподавал. Это талантливый, прогрессивно мыслящий человек, который сыграл значительную роль в моей судьбе.

После первого курса я ушёл в армию на два года. За это время Глеб Борисович стал руководителем театра имени Фёдора Волкова и переехал в Ярославль. Отслужив в армии, я переехал вслед за ним и поступил на второй курс Ярославского театрального института.

Необыкновенный спектакль «Ярославна» по «Слову о полку Игореве», где я сыграл княжича, стал новаторской работой моего наставника, ведь он проходил под открытым небом в Ярославском музее-заповеднике. С тех пор идея больших живых спектаклей, на природе, с участием зрителей навсегда поселилась в моей голове и я благодарен судьбе за то, что имею возможность реализовать многое из задуманного.

Вспоминая тернистый путь актера, не могу не упомянуть лихие девяностые, когда публика просто не ходила в театр. Времена голодные, людям было не до зрелищ. Тогда приходилось и вагоны разгружать, и свадьбы вести, и в рекламе сниматься. В тот период ярославская команда «Торпедо» впервые стала чемпионом России по хоккею, и нам с Игорем Сидоренко поручили организовать праздничное чествование. Это был первый режиссёрский опыт организации мероприятия такого масштаба. К счастью, я и дальше смог воплощать творческие проекты как режиссёр. Самые яркие это: фестиваль колокольной и хоровой музыки «Преображение», широкая Масленица, встреча эстафеты Олимпийского огня с невероятными спецэффектами в «Арене-2000», «Севастопольский вальс», «Музыка моря» и многие другие мероприятия.

Бесценные знания невероятного учителя по режиссуре Бориса Гавриловича Голубовского я воплощаю в режиссёрские работы. Среди них особняком стоит спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион» по произведению Нодара Домбадзе. Я долго искал что-то созвучное своему мироощущению, с понятными и простыми ценностями: семья, любовь, деревня. Так появился на свет спектакль, который стал одинаково любим и актёрами, и зрителями.

Конечно, в режиссуру я пришёл не сразу. Этот шаг был связан с желанием чего-то нового, отличного от игры актёра на сцене. До этого были десятки ролей в театре и кино, гастроли по России и за её пределами. Среди сыгранных ролей нет второстепенных: будь то роль зайки в спектакле «Зайка-зазнайка» или роль молочника Тевье в одноимённом спектакле. Но всегда любимой ролью является та, которая крайняя, в ней живу и ею дышу. Ведь самое сложное в работе актера — это присвоение. Когда чью-то чужую жизнь, чужие мысли и чужую психологию ты должен сделать своей. И если это получается, то между актёрами и зрителями устанавливается контакт, и ты понимаешь, что отдаёшь свои чувства и эмоции туда, где их принимают.

Хотя бывало, что публика не воспринимает спектакль. Так случилось в Саратове с постановкой Евгения Марчелли «Двое бедных румын, говорящих по-польски». История двух наркоманов, пытающихся обрести свет, всегда вызывала отклик у зрителя и проходила с успехом. Но в этот раз нестандарт и ненормативная лексика совершенно не были восприняты публикой. За два часа спектакля не было ни одной реакции! Мы «играли в вату» — есть такой термин в театральной среде. Это было ужасно! Но не всегда всё зависит от тебя, и порой падающие на пол номерки зрителей никак не связаны с твоим мастерством как артиста. Просто не совпали. Так бывает…

Радует, что, несмотря на культурные, национальные и языковые отличия, русский театр понимаем и любим. Неважно где ты играешь: на сцене театра в Токио или на стадионе Буэнос-Айреса, в далёком Анадыре или в горах Кавказа — везде зритель принимает артистов тепло.

Кстати, после успешного выступления в городе Нальчик я получил звание заслуженного артиста Кабардино-Балкарской республики. А сообщение о присвоении мне звания народного артиста России получил первого апреля, когда труппа нашего театра находилась на фестивале «Золотая маска» в Москве. Сначала решили, что шутка, а оказалось — правда.

Безусловно, артиста надо любить, хвалить, вручать премии, звания и всевозможные награды. По большому счету, награда — это приятное дополнение к званию артиста. Зрительская любовь важнее и ценнее, и когда человек покупает билет в театр «на Кириллова» — это дорогого стоит.

Говоря о родной ярославской публике, могу отметить, что ярославец — не самый простой зритель. Он довольно консервативен, искушён, неоднозначно воспринимает эпатаж, прогресс и новомодность. Сказывается купеческое прошлое города и жителей, которые привыкли к неспешности, стабильности и основательности.

Радостно наблюдать, что молодёжь с удовольствием ходит в театр. Во многом это благодаря экспериментам и неожиданным приёмам, которые используются в театре. Театр не стоит на месте, каждое десятилетие в нём происходят изменения. Но театральное искусство уникально — в его основе живой человек, который никогда не повторит спектакль точь-в-точь. Каждый раз актёр по-новому проживает роль, и потому каждый раз вы смотрите новый спектакль. Именно это придаёт театру неповторимую красоту!

Приходите на спектакли, мы вас ждём!

* * * * *

Я хочу сыграть эту роль

Без софитов, пусть солнце светит.

Подарить восторг, а не боль.

Обязательно чтобы и детям.

Дочитать и рухнуть без сил,

Пусть выносят на бис, как цветочек.

Чтобы каждый до капли испил,

Уловил мою мысль между строчек.

А когда по рядам соберут —

Дьявол деньги в карманах не прячет.

Пусть нуждающимся раздадут —

Не талантлив спектакль мой иначе.

Я хочу себя посвятить Мельпомене

такой благородной,

Забесплатно людей одарить,

Это станет полной свободой.

Так приятно в себе ощущать

Без цены на костюме богатство.

Я готов эту роль сыграть,

Став примером без святотатства.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ярославцы – все красавцы! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я