Человек будущего. Как выжить в эпоху неопределённости

Тимур Карачурин, 2023

Нейросети и искусственный интеллект, молекулярная пища и генетические клоны, дополненная реальность и гендерная самоидентификация детей – всё это и многое, многое другое оставляет вопросы о том, как относиться ко всем этим новым явлениям. Как не закрыться от непонятного, как не застрять в какой-то своей старой правоте того «как все должны жить»? Как использовать новое для своего роста и куда направить развитие своих детей?Психолог Тимур Карачурин приглашает Вас познакомиться с качественно новым способом мышления – системным. Это мышление, это способ восприятия, через которое сама жизнь выстраивает и всю наблюдаемую природу, и все социальные процессы в человечестве, и психику каждого отдельного человека, а также всё новое, что рождается в настоящем.Вооружившись этим дополнительным способом воспринимать себя и окружающий мир, Вы с заинтересованностью развернётесь навстречу новому в себе и в мире.

Оглавление

Глава 7. Человек и “естественная природа”

«Все стремления и усилия природы завершаются человеком; к нему они стремятся, в него впадают, как в океан.»

Александр Иванович Герцен, писатель

Прежде чем с какого-либо бока браться за человека, нам важно тем же действием копирования и разрушения связей вынуть понимание явлений 'человек' и 'человечество' из Вашей привычной точки зрения на эти системы и замешать в нашу рабочую сцену. Первым делом, мы разберёмся с такой полярностью, крепко связанной с человеком, как «искусственно созданное» и «естественно созданное».

Всю свою историю человек отрывал себя от природы своим умом, рассказывая себе, казалось бы, невинные истории. Незаметно это началось с первобытных собирателей и их культов анимизма — веры в одушевлённость всей природы, в то, что у каждого камня, дерева, дождя или животного есть своя душа. Свои инстинктивные связи с окружающей средой и с другими людьми человек постепенно замещал историями о духах природы, а потом через тотемы и богов, через науку и философию, наконец, оторвал себя ассоциативно от природы совсем. Бесконечные поиски истинного себя, должных отношений с другими и смысла жизни создали чёрную дыру в голове homo sapience, в которую он и рухнул с этой самой головой.

Об этом занимательном действии мы ещё будем много говорить, пока же нам важен тот факт, что до сих пор в большинстве языков присутствует эта огромная ментальная разделённость на естественное и искусственное. Всё, создаваемое человеком, мы привыкли называть искусственным. На всё чего человек не касался, мы вешаем ярлык натуральности или естественности. Это удобно, но ответьте себе на вопрос: «А естественно ли всё, что творит человек?». Так как сам человек произошёл из природы естественным образом и “натуральными” закономерностями, ошибкой будет считать, что вся его деятельность, в том числе культурная, чувственная и рациональная не являются продолжением природы.

Нас поражают порой чудеса человеческой мысли, но и животные могут удивить. Есть такая птица — американская зелёная кваква. Она рыбачит стоя на краю водоёма с куском хлеба и бросает его в воду. Как только рыба приближается к еде, кваква резко хватает хлеб, не давая рыбе его съесть. Так кваква делает несколько раз, а когда добыча подплывает поближе, ловит её, немного “высушивает” на воздухе, глотает и идёт рыбачить дальше. Брызгун полосатый, он же рыба-стрелок, используют специально устроенный рот, чтобы буквально подстреливать насекомых струёй воды. Хоть сам стрелок в среднем размерами не превышает 14 см, он может подстрелить насекомого, расположившегося на листе или ветке, на расстоянии ни много, ни мало три метра. Муравей-листорез создал развитую сельскохозяйственную систему, способностью обрезать листья и использовать их в качестве ёмкостей для транспортировки еды и воды. Осьминог признан зоологами самым умным беспозвоночным, его мозг, помимо прочего, позволяет ему размахивать оторванными щупальцами медуз, как оружием во время нападения. А про птиц-шалашников я вообще говорить не буду — загуглите и Вам покажется, что не каждый современный человек может так проявлять творчество, как эта птица.

Да, ракеты Фалкон, Интернет, глобализмы экономики, сельского хозяйства и животноводства, работы великих скульпторов, криптобиржи и города-миллионики не хочется ставить в один ряд с, например, “оштукатуренной” хаткой бобра или его дамбой, хоть она и будет достигать 800 метров в длину. Но с точки зрения природы, как человеческие ракеты и скульптуры, так и бобровые норы и дамбы, по факту, созданы одной частью природы из другой части природы.

Человечество и вся его жизнедеятельность, включая глубочайшие внутренние миры людей, молекулярную еду, телескоп Хаббл, синтетическую одежду и киберспортивные виды спорта в шлеме виртуальной реальности, будут нами рассматриваться как природное явление. Прошу заметить, что здесь я не пытался принизить человека в его развитии или посягнуть на его законное доминантное место в иерархии жизни. Я лишь хотел создать прямую ассоциативную связь между словами «человек» и «природа» в конструируемой нами точке зрения на целое.

Человек и любая его жизнедеятельность рассматривается в системном мышлении как природные явления.

Приведённые выше примеры способностей животных впечатляют, но они лишь интересные умения отдельных видов, на их выработку ушли сотни тысяч лет. Человек же создал все похожие способности и миллион других, в рамках одного своего вида, всего за несколько тысяч лет. И создаст ещё больше.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я