Человек будущего. Как выжить в эпоху неопределённости

Тимур Карачурин, 2023

Нейросети и искусственный интеллект, молекулярная пища и генетические клоны, дополненная реальность и гендерная самоидентификация детей – всё это и многое, многое другое оставляет вопросы о том, как относиться ко всем этим новым явлениям. Как не закрыться от непонятного, как не застрять в какой-то своей старой правоте того «как все должны жить»? Как использовать новое для своего роста и куда направить развитие своих детей?Психолог Тимур Карачурин приглашает Вас познакомиться с качественно новым способом мышления – системным. Это мышление, это способ восприятия, через которое сама жизнь выстраивает и всю наблюдаемую природу, и все социальные процессы в человечестве, и психику каждого отдельного человека, а также всё новое, что рождается в настоящем.Вооружившись этим дополнительным способом воспринимать себя и окружающий мир, Вы с заинтересованностью развернётесь навстречу новому в себе и в мире.

Оглавление

Введение

Я достаточно много времени своей жизни потратил на то, чтобы найти такую мыслительную конструкцию, такую идею мира, которая бы помогала мне понять, что же такое человек, что такое «я», кто эти странные люди вокруг и зачем мы все здесь находимся. Я хотел понять эти вопросы не с субъективной точки зрения чьего-то мнения, чей-то культуры или традиции, но объективно, беспристрастно, математически точно и ясно. Более того, я хотел получить ответы на эти вопросы не из разрозненных источников, а как взаимосвязанные, вытекающие одно из другого смыслы. Мне было важно, чтобы не оставалось никаких белых пятен, чтобы можно было критически перепроверить с разных углов каждый ответ.

Зачем нужно было быть таким дотошным? У меня не было выбора. Из всех инструментов, доступных человеку для исследования жизни у меня оставался только абстрактный интеллект. И то, его тонкую настройку постоянно сбивало любое мало-мальски эмоциональное событие. Я был психологически довольно сильно оторван от своих природных чувственных и ощущательных способностей, способностей желать и двигаться к желаемому. В силу этих же причин, я не мог приступить ни к каким социальным реализациям себя, всё моё внимание вынуждено было бесконечно вариться внутри себя, моделируя и моделируя внешнюю вселенную. Я был как мысль, блуждающая по пространству, время от времени вспоминающая, что надо поесть и поспать.

Говорят, из тысячи вещей, которые сделает человек с шизоидной акцентуацией личности, девятьсот девяносто девять будут банальными, простыми и давно известными, но одна будет гениальной. Я пишу эту книгу после 10 лет собственной терапии, которая продолжается и сейчас. Я пишу эту книгу после того, как сам вот уже 8 лет работаю с клиентами. Внутренняя работа над собой и примеры психик клиентов дали мне необходимый фундамент для написания этой книги. Я, наконец, достаточно соединился со своим умением проявлять себя и обрёл внутреннюю опору уверенно говорить то, что я считаю важным и ценным. Огромным вкладом в моё сегодняшнее гармоничное состояние стала именно та картина мироописания, которую я буду здесь излагать. Она, в силу её универсальности, позволяет мне гармонично настраиваться на текущие перемены в мире и с предвкушением смотреть в будущее. Я надеюсь, что она станет таким же полезным инструментом для широкого круга читателей, каким оказалась для меня.

Вы помните, что в школе мы все изучали предметы? Я имею в виду, разумеется, не такие физические предметы как парты, доски, косички девочек и дневники, а предметы наук, типа геометрии, химии. В науке принято называть предметом сторону объекта, определённый его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае. Например: науки антропология, психология, социология и многие другие имеют общий объект изучения — человека, но различаются предметом своего изучения. Антропология изучает происхождение и развитие человека, психология изучает закономерности его психической деятельности и так далее. В данной книге объектами изучения будут человек и Вселенная, в которой он себя обнаруживает. Предметом же изучения станет их смыслы и иерархия смыслов. Поэтому, если читатель сейчас не готов знакомиться, по сути, с новым предметом, я рекомендую отложить чтение.

С древних времён люди пытались “поставить”1 феномен «себя» в историю повествования, которуюони рассказывали себе о мире вокруг. Пламя этого интереса часто сбивалось голодом, болезнями, войнами и другими нуждами, но оно зажжено природой в человеке не для того, чтобы потухнуть. Так со временем переплавило оно первых выделенных воображением духов озёр, духов деревьев, духов ветра в многобожие. Затем это пламя переплавило уже многобожье в монотеизм, а монотеизм теперь потихоньку переплавляет в науку и осознанность.

Ценность этой книги в том, что показанные здесь закономерности как минимум помогут читателю разобраться в себе, в окружающих людях и в мире, в котором читатель и эти окружающие граждане существуют. А как максимум, — представленные инструменты могут способствовать основанию фундаментального пространства, в котором люди любого склада ума, любой религии, любого менталитета и взглядов на жизнь смогут смотреть друг на друга с одной и той же точки зрения. С точки зрения, которая не спорит ни с какой другой: ни с гуманитариями или технарями, ни с христианами или буддистами, демократами или республиканцам, ни с реалистами или идеалистами, ни с поэтами или боксёрами.

Как психолог, я часто наблюдаю и изучаю факт того, что хоть наши субъективные реальности и построены по одним и тем же закономерностям, у всех людей они совершенно разные. Порой просто кардинально, словно функционально одинаковые существа, выросшие в разных уголках Вселенной встретились на Земле и недоумении смотрят друг на друга с вопросом «Да как же так? Как до этого действия/ поступка/ поведения можно было додуматься?!». Одному человеку точки зрения другого, убеждения или чувства о чём-либо могут казаться ошибочными, не правильными и даже вредными. Например, мнения о политике, ведении бизнеса, воспитании детей, доверительных отношениях и предназначении человека. Часто мы также уверены в чём-либо, построенном нашим умом, как в чём-то объективно реальном. И порой мы готовы прикладывать реальные кулаки по реальным зубам другого человека, за то, что его нереальные иллюзии «нападают» на наши нереальные иллюзии.

Чтобы целостно и зрело воспринимать одновременно обе реальности, — свою иллюзорную внутреннюю и ту объективную, в которой мы все телесно пребываем, нам понадобится сначала создать новую точку опоры. За одну из основ мы возьмём главный принцип теории функциональных систем советского академика и физиолога Петра Кузьмича Анохина:

У любой наблюдаемой системы (объекта) есть функция.

Под системой здесь подразумевается любая наблюдаемая целостная система, будь то булыжник, стая животных, человек, международная организация, само человечество в целом или вся природа. Суть этого принципа сводится к следующему: раз мы можем пронаблюдать некое отдельное явление, — лист у дерева, вожака в стае волков, торговца на базаре, религиозное движение в какой-то части света, отвергаемая в себе часть личности, — значит у этого явления есть своя функция, задача, смысл. Изымая такие функции из отдельных, вроде бы не связанных между собой систем, мы научимся создавать параллели смыслов. То есть переносить увиденную взаимосвязь с одной системы на любую другую. Этот способ мыслить отличается от таких привычных для нас с детства способов, как анализ, где мы разбиваем объект на части по качественному признаку, или логика, где мы сравниваем объекты с позиции эффективности. Изучаемый тут способ мышления основан на способности человека вычленять системообразующий признак явлений.

Полученные инструменты и выводы, полученную «карту местности» мы применим для того, чтобы найти человечество и себя с точки зрения природных процессов. Мы по-новому увидим историю человечества, функции мужчины и женщины, залезем в подсознание и поймём, как работает внимание.

Знакомство с системным мышлением стало поворотным пунктом моего мощного, неостановимого и, главное, интереснейшего развития. Надеюсь, и для Вас это станет чем-то похожим.

Примечания

1

“двойные” кавычки означают что слово или фраза приводится в переносном смысле; кавычки-«ёлочки» используются для цитирования или для разговорной метафоры; — прим. автора

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я