Человек будущего. Как выжить в эпоху неопределённости

Тимур Карачурин, 2023

Нейросети и искусственный интеллект, молекулярная пища и генетические клоны, дополненная реальность и гендерная самоидентификация детей – всё это и многое, многое другое оставляет вопросы о том, как относиться ко всем этим новым явлениям. Как не закрыться от непонятного, как не застрять в какой-то своей старой правоте того «как все должны жить»? Как использовать новое для своего роста и куда направить развитие своих детей?Психолог Тимур Карачурин приглашает Вас познакомиться с качественно новым способом мышления – системным. Это мышление, это способ восприятия, через которое сама жизнь выстраивает и всю наблюдаемую природу, и все социальные процессы в человечестве, и психику каждого отдельного человека, а также всё новое, что рождается в настоящем.Вооружившись этим дополнительным способом воспринимать себя и окружающий мир, Вы с заинтересованностью развернётесь навстречу новому в себе и в мире.

Оглавление

Глава 3. Система

Чтобы было удобно называть наше пятисоставное равенство, не придумывая новых слов, добавим к нему шестым значением слово «система». Сначала я дам сложное определение этого слова, которым пользовался советский физиолог Пётр Кузьмич Анохин, основатель теории функциональных систем:

Функциональная система есть динамически складывающаяся широкая распределенная система из разнородных физиологических образований, все части которой содействуют получению определенного полезного результата4.

Анохин в своей теории функциональных систем говорил по большей части о нейронах и реакциях мозга на внешнюю среду. И, хоть данная теория и входит в число наиболее проработанных и биологически адекватных в научном мире, нам всё же будет тесно в рамках этого сложного определения. Упростим:

Функциональная система есть во времени развивающееся явление, состоящее из подсистем, которые содействуют получению определённого полезного результата.

Чтобы было нагляднее, рассмотрим данное определение на примере пищеварительной системы любого млекопитающего.

«Наденем» на эту систему определение:

Пищеварительная система есть во времени развивающееся явление, состоящее из подсистем (желудочно-кишечного тракта и вспомогательных органов), которые содействуют получению определённого полезного результата.

Сразу стало предметней, согласны? Причём полезный результат тут имеется в виду как для самой, пищеварительной системы, так и для всего организма в целом.

Давайте возьмём ещё пример, — ‘армия’:

Армия есть во времени развивающаяся система, состоящая из подсистем (штаба, родов войск), которые содействуют получению определенного полезного результата (как для себя, так и для надсистемы — государства).

Рисунок 1. Примеры надсистем, систем и подсистем.

Хорошим упражнением будет в перерывах между чтением этой книги понаблюдать в окружающем Вас мире различные системы, вычленить их подсистемы и надсистемы и определить, собственно, функцию наблюдаемого явления. Это действие похоже на то, что мы делаем, когда пытаемся понять смысл чего-то, с чем сталкиваемся. Но в обычной жизни мы практически не задумываемся над смыслом обыденных вещей, например, ‘стола’. А ведь он тоже состоит из подсистем (‘столешница’, ‘ножки’, ‘крепежи’ и т.д.), и является частью большей системы ‘интерьер Вашего дома’ или ‘мебель Вашей комнаты’. Вполне вероятно, что где-то Вам не удастся вычленить полезный результат и функцию явления, это не страшно — мы ведь только знакомимся с системным мышлением.

Разделение на подсистемы, системы и надсистемы будет у нас всегда носить условно-целевой характер: одну и ту же систему можно по-разному разложить на подсистемы. Всё зависит от цели исследования. Например, если систему ‘семья’ разложить по признаку иерархии власти, то будут такие подсистемы, как ‘родители’, ‘старший ребёнок’ и ‘младшие дети’. А можно разложить по признаку половых различий, тогда получатся подсистемы ‘мама и дочки’ и ‘папа и сыновья’. Так же и обратный этому процесс — объединение систем в надсистему, тоже будет зависит от цели исследования.

Разделение на подсистемы, системы и надсистемы в системном мышлении всегда носит условно-целевой характер.

К счастью для нас, все наблюдаемые явления жизни уже взаимообусловлены природой, что делает наше исследование ещё более простым и удобным. На всех уровнях организации Вселенной отдельные объекты и системы всегда объединяются в более крупные образования. Все мы и всё в этой Вселенной является частью чего-то большего. Стоит лишь внимательнее присмотреться, чтобы увидеть эту цепочку систем. Самой верхнеуровневой из которых и будет та самая целая, обобщённая ‘вселенная-природа-реальность’ о которой мы уже упоминали. Мы будем называть её сверхсистема.

Если Вы знакомы с понятием «фрактал», то уже наверно заметили признаки фрактальности в выстраиваемой нами конструкции. Термин «фрактал» был введён математиком Бенуа Мандельбротом в 1975 году и получил широкую известность с выходом его книги «Фрактальная геометрия природы». Под самим термином понимается некое множество (как наши системы), обладающее свойством самоподобия, то есть объект, в точности или приближённо, совпадает с частью себя самого. Другими словами, целое имеет ту же форму, что и одна или несколько из его частей. Пример фрактала, который очень нравится лично мне — русская матрёшка.

Обычно фрактал имеет нетривиальную структуру на всех масштабах. В этом есть его основное отличие от обычных, знакомых всем со школы геометрических фигур, таких как окружность, эллипс, график гладкой функции и так далее. Если рассмотреть небольшой фрагмент обычной фигуры, например круга, в очень крупном масштабе, то он будет похож на фрагмент прямой. Для фрактала же увеличение масштаба не ведёт к упрощению структуры, то есть на всех шкалах можно увидеть одинаково сложную картину.

Слово «фрактал» употребляется не только в качестве математического термина. Многие объекты в природе обладают свойствами фрактала, например: облака, побережья, кроны деревьев, снежинки, система кровообращения и т.д. Но мы с вами говорим об этом не для простого обывательского наблюдения фракталов в природе, — мы будем использовать принципы фрактальности в нашей конструкции не по признаку формы, но по признаку смысла.

Рисунок 2. Примеры фрактальных фигур в природе (снежинка, дельта реки, лист папоротника, капуста романеско, кровеносные сосуда, кошка и котята).

Изучаемые нами системы самоподобны в плане структуры. Например, система ‘тело человека’ входит в надсистему ‘группа людей’. Система ‘группа людей’, в свою очередь, входит в более крупную группу ‘человеческий город’; потом в систему ‘страна’ и далее в систему ‘человечество’. Точно таким же образом происходит обратный процесс. Система ‘тело человека’ разделяется на подсистемы ‘органы’, которые потом разделяются на подсистемы ‘ткани’, и далее на ‘клетки’. И человечество и страну и город и группу людей и человеческое тело и отдельный его орган и отдельную ткань органа и клетку можно воспринимать как условные «органы» природы, вложенные в друг друга как матрёшка. Только не как обычная матрёшка, где только одна кукла находится в другой, а как схематическая матрёшка, в которой может содержаться от одной до бесконечности матрёшек, в каждой из которых ещё от одной до бесконечности матрёшек.

Небольшой подитог. Нам интересно узнать, как выжить человеку в эпоху неопределённости. Для этого мы выбрали познакомиться с новым способом мышления — системным. Системное мышление позволяет вычленять свойства системы, в данном случае ‘человека будущего’, благодаря наблюдению явления на фоне его надсистемы. Надсистемой для человека будущего является человечество и, далее, природа. И то и другое находится в процессе эволюции. Эволюции чего? Цельного и всеобъемлющего явления ‘бог-природа-вселенная-мир-жизнь’.

Мы дали определение слову «система»: Функциональная система есть во времени развивающееся явление, состоящее из подсистем, которые содействуют получению определённого полезного результата. Системы раскладываются на подсистемы и складываются в надсистемы в зависимости от цели изучения и обладают признаком самоподобия.

Цельную и всеобъемлющую системы ‘бог-природа-реальность-жизнь’ мы назвали сверхсистемой. Вот такая получилась пока конструкция. Теперь мы проделаем с ней следующие четыре вещи: дадим определение слову «функция», вставим в процесс развития жизни «неживую природу», разберём фазы жизненного цикла людей и других систем и подробнее взглянем на такую систему как ‘человек’.

Примечания

4

Анохин П.К. «Идеи и факты в разработке теории функциональных систем». // Психологический журнал. Т.5, стр. 107-118 (1984)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я