Православное учение о душе и психология

Татьяна Андреевна Смирнова, 2018

Исследование учения о душе положено в основу, которая дает возможность разобраться в разнообразных современных психологических и психотерапевтических школах и направлениях. Рекомендовано к прочтению как психологам, так и пастырям Церкви, а так же тем страждущим, кто нуждается в психологической помощи. В оформлении обложки использована картина автора "Ева. Созерцание вечности".

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное учение о душе и психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

Истоки христианского учения о душе

В христианстве ветхозаветные откровения соединились с эллинской мудростью."Истина отъ земли возсия, и правда съ небесе приниче"(Пс. 84:13), по словам псалмопевца. Подкрепленные благовестием Христа и благодатью Духа Святого, апостолы и отцы Церкви создали стройное учение о человеке. В нем прослеживается и иудейское, и эллинистическое влияние, но все же, на наш взгляд, было бы преувеличением говорить, что «Церковь приняла платоновскую идею (о бессмертии души — примечание автора)»26, скорее она нашла подтверждение своим идеям в платоновских диалогах, и то отчасти: христианство, в конечном счете, отказалось от учения Платона о предсуществовании душ. Такой точки зрения придерживался Ориген, однако, это учение было признано Церковью ошибочным. Если Платон учил о нахождении человеческой души в теле как в темнице, то христианство приняло человека во всей его полноте, состоящего из одинаково значимых составляющих — души и тела. Еще одним отличием христианского учения о душе является его эсхатологическая часть: если у Платона душа по природе бессмертна и находит свое блаженство в идеальном мире, то для христианства истинное блаженство человека не мыслимо без соединения с телом в грядущем воскресении мертвых и"жизни будущего века".

Из Ветхого Завета в христианство перешла многоплановость еврейского термина «הנשמה» (душа)."Душа — это жизнь, присутствующая в каждом создании, например, в растениях и животных; душа — это и жизнь, которая присутствует в человеке. Это и каждый человек, обладающий жизнью, и та жизнь, которая выражается через духовную часть нашей личности. Это и сама духовная составляющая нашей личности. Многозначность термина"душа"приводит к неясности во многих вопросах"27.

"Душа"в Новозаветных текстах

Язык Нового Завета (Койне́) вобрал в себя арамейскую многозначность терминов, и при переводе на современные языки неизбежно возникает необходимость пояснять, в каком значении употреблено слово. От этого текст становится доступнее, но теряет ту глубину, какая присутствовала при многозначности слова.

Например, Ин. 10-11:

Церковно-славянский:"пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы".

Русский:"пастырь добрый полагает жизнь свою за овец".

Аналогично в английском (King James Version):"The good shepherd giveth his life for the sheep".

Как видим, слово"душа"в двух последних случаях заменено на"жизнь".

Аналогичный пример находим в русском переводе отрывка (Мф. 16:25):"ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее…"

Совсем в другом смысле используется слово"душа"в послании ап. Павла:"Всякая душа да будет покорна высшим властям…"(Рим. 13:1). Здесь, конечно, ни значение"жизнь", ни"духовная составляющая"не подходят. Под"душой"понимается сам человек. Как раз такой многозначностью слова"душа"воспользовался Н. В. Гоголь для заглавия своего незаконченного произведения"Мертвые души" — это, конечно, в первую очередь, купленные Чичиковым крепостные крестьяне (души), которые еще существуют на бумаге, а в жизни уже почили. Но в то же время,"мертвые души" — это омертвевшие от безделья души помещиков, мимо которых мчится бойкая тройка — Русь..

И, наконец, привычное нам значение слова"душа"как духовная составляющая также встречается в Евангелии:"Душа моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте"(Мк. 14:34).

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное учение о душе и психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я