В книге излагается согласное учение святых отцов о душе в виде духовно-аскетических бесед современного старца с молодым монахом. В ходе бесед рассматриваются основополагающие принципы древнего духовного учения отцов-пустынников о душе, как основы святоотеческой православной психологии. В беседах затрагиваются самые сокровенные и глубинные аспекты православного вероучения. Материал адресован специалистам психологам и интересующимся углубленным пониманием духовного наследия отцов Восточной Церкви.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Проект
Христианская психология
Минск 2023
Допущено к изданию
Издательским советом Духовного братства
Пресвятой Троицы
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
(Ин. 16; 13)
В саду
…продолжение…
Во второй половине сентября на несколько дней установилась прекрасная погода, именуемая бабьим летом. После тайного принятия схимы и начала семейной жизни молодой монах всё реже заглядывал к старцу, но в один из этих тёплых сентябрьских дней он решил того навестить.
Ещё на подходе к дому старца молодой монах услышал звук работающего электромотора. Зайдя за дом, он увидел старца в конце сада, где тот триммером косил траву рядом со столиком для бесед. Это зрелище навело монаха на мысль о том, что старец продолжает принимать гостей из монастыря.
Увидев монаха, старец прекратил работу и очень гостеприимно почти нараспев произнёс:
— О, кто ко мне пожаловал.
Встретив монаха тройным лобзанием по христианской традиции, старец пояснил:
— А я вот порядок решил навести в саду, а то всё травой заросло, неудобно людей принимать. Ну, как твои дела, дорогой мой? После принятия схимы ты стал что-то реже заглядывать ко мне, хотя, так наверно и должно быть.
— Извините, отче, жизнь стала такой плотной и интенсивной, что времени остаётся только на сон. Я ещё и в стройку влез, перестраиваю дом родителей Светланы в деревне под дачу. Их уже нет несколько лет, а дом всё это время пустовал, вот решили с ней привести его в порядок и сделать там дачу.
— Что-то мне подсказывает, что вы наследников ждёте? — с улыбкой переспросил старец, ставя триммер возле столика.
— Да, отче, от тебя ничего не скроешь, Светлана на третьем месяце.
— Ну что же и замечательно, жизнь идёт своим чередом, так и должно быть. Ты присаживайся, рассказывай, как твоя духовная жизнь?
— Я тут тебе кое что привёз, отче, — сказал молодой монах, поставив на стол сумку и начав было выкладывать привезенные для старца презенты, но тот остановил его:
— Это всё потом, это не главное, ты лучше расскажи мне как у тебя обстоят дела с умной молитвой и внутренним деланием?
— Да в общем-то как и раньше без особого прогресса. Я регулярно исполняю вечернее правило и причащаюсь, когда сам, а когда в храме, как ты учил. На утреннее правило как-то сил не хватает. Периодически пробую практиковать полуношницу и ночное бдение и читаю отцов, которых ты порекомендовал.
— Ну что же, для иночествующих в миру этого вполне достаточно для начала. В этом деле очень важна неспешность и постоянство. Изменения при внутреннем делании происходят очень медленно и требуются годы практики, чтобы их отслеживать, а вечернее правило, полунощница и ночное бдение — это суть самое главное из всего и по сути единственное, что требуется иночествующему.
Я тебе пару лет назад как-то уже говорил, что чем ближе ум восходит к духовному сердцу, как месту Бога в душе, тем меньшее значение начинают играть внешние церковные обряды, ритуалы и правила благочестия, а большее значение приобретает внутреннее внимание и делание духовного ума.
А когда ум достигает духовного сердца и входит в него, то остаётся одна умная молитва и ночное бдение, как непрестанное созерцание Бога из духовного сердца. В этом суть затвора. Удивительно то, что это может осуществляться без большого вреда для мирской жизни, хотя и не всякая мирская жизнь этому способствует. Когда я тебе сказал об этом впервые, ты мне не поверил, поскольку был по уши в киновии и церковном обрядоверии. Теперь ты сам иночествуешь в миру и всё это постигаешь уже практически, а не умозрительно.
— Да, отче, помню. Вспоминаю себя, каким я был тогда в монастыре, и не могу не сокрушаться своей наивности и глупости.
— Это совершенно нормально, поверь, и саможаление здесь неуместно, как и самоедство. Мы все глупцы в этом мире, пойманные в разные сети иллюзий, как мирских, так и религиозных. Просто принято считать, что религиозные иллюзии — это какие-то исключительно верные и правильные иллюзии по сравнению с другими.
Но я уверяю тебя, что религиозные иллюзии ничем не отличаются от прочих и даже сама церковь, омирщавшая до основания и ставшая посмешищем и пародией на Церковь Христову, уже ничем не отличается от любой мирской структуры, как временной и иллюзорной.
Уже не за горами время, когда церковь станет полностью государственной и само пребывание в церкви уже ничем не будет отличаться от пребывания в миру. Вот тогда внутреннее делание в тайне от антихриста будет единственным способом исповедания Христа. Сейчас это понимают очень не многие, только самые трезвые и чистые сердцем, кто и выбирает путь иночества в миру.
— Если я правильно тебя понял, отче, то по мере внутреннего духовного роста роль церкви будет постепенно уменьшатся?
— Я бы сказал что уменьшатся будет роль не церкви, как таковой, а всей церковной обрядовости и ритуальности, как атрибутивной мишуры обрядоверия, которая ничего не даёт уму, а лишь удерживает сознание и внимание верующих на одном уровне — душевном, как слоях осознания с 7-го по 11-й и не более.
Инока, схимника и исихаста такое положение не может устроить, поскольку они ставят планку гораздо выше уровня массового обрядоверия и собираются штурмовать более высокие уровни и слои духовной осознанности с 12-го по 17-й. Именно поэтому им не по пути с религиозной толпой после 11-го слоя. В этом месте их пути расходятся.
Вот почему на стадии душевности верующий без церкви, церковного благословения, церковных таинств и обрядов не может ступить в жизни и шага, но по мере восхождения вверх по пирамиде духовного сознания церковная обрядовость всё более утрачивает смысл и у инока остаётся только храм духовного сердца, а самым главным деланием становится исключительно внутреннее делание в самом духовном сердце, куда никто не может войти кроме Бога.
— Но ведь это же не мешает иноку продолжать совершать церковные таинства и обряды?
— Конечно же не мешает, — ответил старец. — Иночествующий в миру может участвовать в любых церковных таинствах и обрядах. Просто его ум уже достиг духовного сердца и он знает суть и реальное назначение всех церковных таинств и обрядов, а потому исполняет их больше по привычке, просто следуя традиции, а не слепо и благоговейно, как несведущие, наделяющие их магизмом и волшебством. Для видящего и инока в церковных таинствах уже нет никаких таинств, а всё становится явно.
Ты меня уже спрашивал о молитве перед трапезой и я тебе тогда сказал, что мне уже не нужна эта молитва, как внешний обряд и правило, поскольку я управляю своим осознанием, но я часто исполняю это правило в присутствии братии в знак уважения традиции, хотя и понимаю всю формальность этого.
Также и ты можешь свободно посещать любые церкви и храмы и участвовать в любых церковных таинствах, не теряя при этом внутреннего внимания и удерживая ум в храме духовного сердца. Это и есть путь не внешнего, а внутреннего затвора от мира о котором не должно быть неизвестно никому, кроме души и Бога. После принятия схимы твоим исповедником становится только Бог и никто больше.
— Вот это понимание, отче, мне и даётся с трудом после многих лет монастырской жизни и исповеди своему духовнику.
— Ну что же тут поделаешь, все младенцы однажды вырастают из своих люлек и ползунков и начинают ходить по земле на своих ногах. Все птенцы после оперения и становления на крыло оставляют свои гнёзда. То же самое и с церковным душепопечением, которое однажды перестаёт быть спасительным костылём и подпорой для увечного ума, который обретает здравие и свою утраченную духовную силу на пути веры совершенной.
Если тебя интересует связь с Церковью Христовой, то она при этом никуда не исчезает и не теряет для инока своей священной важности и значимости. Просто из церкви внешней, как религиозного строения и обрядового учреждения, она переносится в духовное сердце инока.
В этом содержится великий духовный смысл, поскольку вместо десятков и сотен различных христианских церквей и конфессий с их извечными проблемами и противоречиями, Церковь Христова в сердце инока снова становится единой и соборной Церковью Христовой Небесной, как той самой Лествицей в Небо, которую видел Яков и Иоанн Летствичник. Проблема при этом только одна — все твои бывшие единоверцы, оставшиеся в яслях обрядоверия, тебя не понимают и начинают считать врагом и предателем.
— Я это очень остро почувствовал, отче, — сказал молодой монах. — Среди братии уже прошёл слух, что после ухода из монастыря я стал мирянином и изменил православной церкви, фактически предал Христа. Я как-то встретил в городе брата из монастыря, так он даже не стал со мной разговаривать, а только бросил укоризненный взгляд в мою сторону.
— И это тоже совершенно нормально, — так же спокойно заметил старец. — Ненормальным было бы как раз обратное и прямо противоположное — если бы твои бывшие сподвижники стали, вдруг, уважать тебя и восхищаться твоей смелостью выйти из церкви, начав её критиковать и бичевать её недостатки, как это делал мой учитель и Христос.
Я надеюсь у тебя хватило ума никому из них не говорить о наших встречах и принятии тобой тайной схимы? — переспросил старец.
— Нет, отче, я никому об этом не говорил, даже Светлане. Она продолжает думать что ты мой духовник из старого монастыря и я к тебе езжу изредка за духовными советами и благословением, как и все верующие миряне.
— Ну вот и хорошо, пусть так и думает — это единственно правильное отношение к схиме в миру со стороны простого верующего. Скажу тебе более того, ни при каких условиях даже не вздумай хоть кому-то из обрядоверующих или священства сказать об этом. Для приверженцев киновии и общинности любое анахоретство в рамках синодального православия — это красная тряпка для быка.
Если только откроешь кому-либо своё сердце из мирян и церковных людей о своём тайном подвизании, — неминуемо получишь в него порцию самой отборной грязи и неприязни и навсегда станешь заклятым врагом и еретиком без права покаяния, до конца дней. Так работает слепая религиозная ревность в общинном обрядоверии.
Мой учитель меня об этом тоже заранее предупреждал, но я всё же допустил ошибку и в общении с одним священником открыл ему душу и сердце, посчитав его глубоко рассудительным и духовным человеком, который сможет меня понять.
— И что же с тобой случилось?
— Да в общем-то ничего особенного. Просто мне устроили публичную порку и промывание мозгов до самого заднего прохода. С тех пор я и попал в почётную категорию еретиков и оккультистов, став страшилкой для всех православных нашего посёлка и был вынужден уйти из монастыря. Ты разве забыл по какому поводу решил со мной познакомиться? — с улыбкой переспросил старец.
В этом момент молодой монах отчётливо вспомнил самую первую встречу со старцем, когда после горячего общения за трапезой с братией монастыря о выжившем из ума еретике и бывшем монахе, который стал сектантом и оккультистом, у него возникло неистребимое желание познакомиться с тем поближе.
— А что именно произошло, можно узнать?
— Да, ничего особенного, просто я допустил неосторожность сообщить ему о том, что являюсь учеником монаха — отшельника, который исповедует не синодальное, а святоотеческое православие по древней традиции отцов — пустынников и анахоретов. И вторая моя ошибка была в том, что ещё я открыл ему секрет тетраморфа и пирамиды духовного сознания.
Он владел преданием и я подумал, что он знает учение отцов — пустынников о христианском совершенстве и полной схеме Тетраморфа — Человек, Вол, Лев, Орёл, но я глубоко ошибся. Теперь я уже совершенно точно знаю, что всё церковное учение касается только уровня человеческого — Человек, Вол. Сверхчеловеческое — Лев и Орёл — это полностью закрытое и табуированное знание в современном христианстве и православии.
По неведению и из благих намерений я коснулся этой запретной стороны религии и сразу же попал в категорию еретиков, сектантов и оккультистов, поскольку в православии о сверх человеческом вообще нельзя говорить вслух. Говорить об этом может только священноначалие. Я этого просто не знал и потому вызвал шквал возмущения и негодования в свой адрес, поскольку посягнул на запретное.
— А что именно последовало?
— Последовала докладная церковноначалию о том, что под боком монастыря существует секта монофизитов, еретиков и оккультистов, которые не следуют церковным канонам и правилам, а ведут скрытое исповедание ереси и занимаются несанкционированной религиозной деятельностью и соблазнением верующих в ущерб интересам церкви и монастыря.
Меня приглашали не несколько комиссий, делали подробный разбор моих ересей в присутствии епархиального сектоведа и клира, накладывали несколько епитимий и назначили нового духовника, которому я должен был исповедовать все свои помыслы. Вот что такое матрица синодального обрядоверия из которой просто так не выскочишь, если в неё угодил по самые уши.
Благо мой учитель всё это уже прошёл в своё время и знал заранее о том, что меня ждёт. Он сказал мне воспользоваться проверенным святоотеческим способом — надеть маску дурачка, как осознанной глупости, безоговорочно принимая всё на счёт своей необразованности и со всем соглашаясь. Это отчасти сработало, поскольку видеть раскаяние, слабость и глупость другого — это бальзам на душу любого современного клирика.
— Ты об этом жалеешь?
— Ну что ты, ни в коей мере, я же знаю учение Христа — «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
Для меня это был хороший урок ревности душевной, который лучше любых аргументов показал мне то, чем киновия отличается от анахоретства, чем душевность отличается от духовности и чем схоластическое синодальное обрядоверие отличается от учения отцов — подвижников. Поэтому я ничуть не жалею о случившемся, а благодарен этому болезненному уроку бесчестия и уничижения, ведь он не сломал меня, а сделал сильнее и мудрее.
Но я тебе сразу должен сказать, что подобный урок публичного бесчестия, презрения и уничижения от самой церкви рассчитан только на стоиков и духовных воинов, которые осознанно восходят на вершину духовной пирамиды через крест самораспятия и собственной символичной смерти. Только им нужны Лонгины сотники и палачи от православного обрядоверия, способные безжалостно казнить и поразить любого инока копьём ревности и презрения в самое сердце.
Мирянам и обрядоверующим, которые не собираются умирать при жизни своим ветхим человеком, такое жестокое испытание духа и психики совершенно не нужно и даже опасно во избежание уныния, утраты веры и даже смысла жизни. Это испытание публичным бесчестием могут выдержать только духовные воины, достигающие переходного 12-го слоя пирамиды сознания. Именно им нужно это жестокое испытание и в этом есть глубокий духовный смысл.
— И в чём же этот смысл заключается?
— Это связано с пробуждением мощного импульса внутренней духовной энергии для перехода с душевного ума на духовный, как с 12-го слоя на 13-й. Это чем-то похоже на символичную смерть при первом крещении и обращении ко Христу.
Только при первом крещении это условная смерть рационального ума и мышления, переходящего с 6-го слоя осознания на 7-й, как с телесного ума на душевный, а при втором крещении и посвящении в схиму — это смерть реальная, когда ум уже с душевного ума переходит к уму духовному.
Суть в том, что инок не может сам умертвить окончательно своего ветхого человека, для этого всегда нужен палач, которого требуется найти по древней традиции.
— А в чём состоит разница этих двух переходов и крещений?
— При первом крещении эго не умерщвляется окончательно, а только обращается к духовному сердцу, а при втором крещении эго умерщвляется уже окончательно и инок знакомится со своей реальной смертью ветхого существа.
Скажем так, символичная казнь инока и искушение публичным бесчестием — это и есть тот внешний импульс для окончательного умерщвления иллюзий и пробуждения духа, которой невозможно мобилизовать изнутри самому иноку. Для этого и нужен именно внешний палач и тиран, как и в случае Христа.
И как показывает практика самым жестоким, беспощадным и ревностным палачём оказывается именно православный человек в душевном состоянии девятого слоя осознанности, как слоя нравственно-религиозного разума, ведомого голым морализмом и патриотизмом. Ты можешь мне не верить, но нет никого злее православных.
— Отче, ты хочешь сказать, что не миряне и не атеисты, а именно церковные и верующие люди являются наиболее ревностными, жестокими и беспощадными?
— Это не я хочу сказать, это говорит сама история христианства и сам Христос, которого распяли не римляне и не миряне, а самые верующие люди Иудеи — первосвященство и толпа обрядоверующих иудеев, которой Он посмел бросить вызов.
Запомни как Отче Наш — любая религиозная толпа одинакова в своей глупости, ревности и кровожадности, будь то толпа иудеев или иудеохристиан. Этой же толпой были казнены и многие апостолы, ученики Христа и отцы — подвижники первых веков.
Вот почему анахоретство и киновия испокон века идут параллельными путями и не пересекаются. Видящие и иноки знают об этом секрете обрядоверия и пользуются им тогда, когда нужно осознанно умертвить своё эго и пройти через смерть. Как ты понимаешь, религиозная толпа честно делает свою работу и распинает любого, бросившего ей вызов, как и Христа, не зная, что ему только этого от толпы и нужно. Вот каков в действительности секрет выхода из массового обрядоверия, играющего в мнимую любовь.
— Я просто не могу допустить себе столь парадоксальной и жестокой логики, отче, — с нескрываемым удивлением произнёс молодой монах. — Неужели иноки делают всё это осознанно и добровольно?
— Кто как — ответил старец. — Этот радикальный шаг является в действительности прогявлением силы Духа, а не рационального ума и мышления. Многие делают этот шаг неосознанно, а из-за протеста против лжи и несправедливости, многие бывают движимы обострённым духом праведности, который не может мириться с ложью и лицемерием в лоне церкви даже под страхом смерти и бесчестия. Но осознанно идут на это только духовные воины — те, кто готов к прохождению последнего испытания смертью.
Таким был мой учитель, который намеренно шёл по жизни самым тесным, самым сложным и самым тернистым путём бесчестия, гонения и распятия. Ты не поверишь, но церковноначалие его не просто презирало или не любило, а ненавидело самой лютой ненавистью и злобой, а ему именно это и было нужно, поскольку это было его юродство, которое и укрепляло силу его стойкости, невозмутимости и безусловной любви. Ты не поверишь, но мой учитель любил своих тиранов и гонителей и по-своему их воспитывал, хотя они его ненавидели всерьёз.
Вот почему я тебя не отговариваю от разглашения тайны о твоём посвящении в знание отцов и не запрещаю тебе об этом говорить кому-либо, а просто заранее предупреждаю о том, что из этого может в итоге получиться, а как тебе поступать, ты решай сам.
— Отче, значит, всё душевное христианство и православие движимо не силой любви Христовой, а силой ревности душевной? — переспросил молодой монах.
— Это одна из тайн христианства о которой знают только видящие и посвящённые в знание. Я тебе уже говорил, душевное христианство и православие — это олицетворение силы нравственно-религиозного разума, который управляется голой моралью, а не Духом Святым. Мораль — это итог работы рацио, а не духовного сердца, а рацио простых верующих всегда остаётся страстным и подверженным всем душевным и духовным страстям — гневу, печали, унынию, тщеславию и гордыни.
Эти страсти, которыми поражены не только верующие, но и вся массовая религия и даже церковь, и являются основой той самой православной ревности, радикальности и нетерпимости ко всем врагам христианства и православия. Эти страсти через доктрину апологетики и вынуждают всех православных возвышаться не только надо всеми другими религиями, но и надо всем всем миром, а Христос учил прямо противоположному — смирению.
— Никогда бы не подумал, отче, что и в церкви всё выглядит почти наоборот.
— Таков мир душевной прелести и благих человеческих иллюзий. Могу сказать тебе только одно — душевная ревность православного обрядоверия и неофитства — это страшная в своей разрушительности сила, которая совершенно слепа и безжалостна ко всему, что по её мнению представляет угрозу церкви.
Я не знаю ни единого случая, когда бы эта сила была равнодушна к соблазну. Всё то, что соблазняет верующих подлежит беспощадной казни, пресечению и уничтожению этой силой. Мой учитель называл её «сторожевым псом» синодального обрядоверия, который готов разорвать любого, вставшего против религиозной толпы и церкви.
Ничто душевное не способно противостоять силе этой слепой ревности по слову самого Христа — «горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Только воин способен противостоять этой силе.
— Но разве инок может быть соблазном для верующих?
— Может, ещё как может. Соблазн инока и исихаста — это его духовная свобода идти прямым путём духовного сердца, а не по лабиринтам церковной бюрократии и не широким маршем вместе с религиозной толпой праведников и безгрешных. Свобода духа инока — это самый страшный соблазн для всех рабов ветхой матрицы синодального обрядоверия.
Ты думал матрица имеет отношение только к миру и мирянам? Как же, в массовой религии есть своя матрица, которая оттачивалась столетиями и которая тесна, как арестанская клеть, поскольку ограничена уровнем душевности и не имеет выхода на уровень духовности. Только единицы иноков знают где находится этот выход и способны бросить вызов церкви и религиозной толпе. Мне почему-то кажется, что это не твой путь, брат, — с какой-то загадочной улыбкой заметил старец.
— Не мой, отче, ей-Богу не мой, я пока ещё очень зависим от общественного мнения и до самораспятия мне ещё очень далеко. Мне бы пока просто встать на этот путь более основательно и этого было бы более чем достаточно.
— Думаю ты прав. Путь восхождения на крест за Истину не для современных иноков. Настало такое время, когда даже смерть уже не трогает людские сердца. Настолько они стали грубыми, чёрствыми и бесчувственными и не только у мирян, но и у верующих и даже у священства.
Единственный путь инока в современном мире — это путь внутреннего знания и внутреннего делания в глубокой тайне от мира, людей и церкви. Вот почему мы с тобой столько много времени проводим в беседах, но одно голое знание проблемы тоже не решает.
Вот к примеру узнал ты за время наших бесед одну из самых главных тайн древнего Египта, зороастризма, ветхозаветного иудаизма и Восточного Православия о Тетраморфе, Логосе и пирамиде духовного сознания и что это тебе дало практически?
— Мало что дало, отче, если честно, хотя, конечно, пришло более глубокое понимание самой веры, цели и смысла духовного пути.
— Вот в этом-то всё и дело, — ответил старец. — Любое знание само по себе без практики совершенно бесполезно, поскольку является только некой условной умозрительной структурой и конструкцией в голове, которая со временем может запросто потерять свою ценность, забыться и исчезнуть, точно её никогда и не было. Именно так человечеством и было утрачено великое духовное знание о душе и пути спасения.
— А как этого избежать? — переспросил молодой монах.
— Есть только один путь и способ избежать этого. Вся та конструкция духовного знания, которую ты получил, должна быть запитана духовной энергией и нагружена, а для этого твой ум в лице сетей мозга, разума и сознания должен работать непрестанно 24 часа в сутки, перемещаясь по всем 12-и слоям осознания, которых ты уже достиг.
Причём, ты должен научиться осознавать на каком из трёх уровней — телесном, душевном и духовном и на каком из слоёв внутри самих уровней находится фокус твоего ума в каждый конкретный момент времени. Научившись этому, ты сможешь овладеть осознанием по всей пирамиде. Пусть это и будет отныне твоим ежедневным упражнением и умным деланием на ближайшую перспективу, пока всё.
— Спаси Господи, отче, за наставление.
— Ну что, пойдём в дом, самое время выпить чая, а то опять заговорились мы с тобой, а мне ещё скошенную траву собрать нужно.
…продолжение следует…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других