Исследование учения о душе положено в основу, которая дает возможность разобраться в разнообразных современных психологических и психотерапевтических школах и направлениях. Рекомендовано к прочтению как психологам, так и пастырям Церкви, а так же тем страждущим, кто нуждается в психологической помощи. В оформлении обложки использована картина автора "Ева. Созерцание вечности".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное учение о душе и психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Становление психологической науки в России: вместе с Православием и без него
Исчерпывающий обзор русской психологической мысли на протяжении трех столетий дан в статье Ю. М. Зенько"Трехвековой диалог психологии и религии в России"2. Приведем лишь основные этапы становления психологии.
По мнению Ю. М. Зенько, начало психологической науки в России было положено книгой Ивана Михайлова"Наука о душе"3, изданной в Москве в 1796 году. С тех пор постоянно из-под пера духовных мыслителей выходили труды, посвященные вопросам души. На протяжении XVIII века психология является одной из обязательных дисциплин высших духовных учреждений. Открытие Московского Университета не обошлось без деятельного участия духовных академий: добрая половина профессоров его первого призыва была из числа воспитанников Московской и Киево-Могилянской академий4. Эта важная черта российской образованности — она вышла из духовных кругов и не утратила связи с духовностью. В XVIII веке были изданы курсы лекций по психологии, читанные в духовных академиях, а также появились отдельные исследования светских авторов, но все они были пронизаны в большей или меньшей степени религиозным духом.
В XIX веке интерес к психологическим темам в духовной среде возрастал. Из числа фундаментальных трудов можно выделить"Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой"С. Кашменского5, который можно назвать обобщающим трудом по святоотеческому учению о душе.
Лишь во второй половине XIX века появляется, не без западного влияния, попытка секуляризованного подхода к психологии, изложенная в труде И. М. Сеченова"Рефлексы головного мозга"6, где психология соединяется с педагогикой. К концу XIX века российская психологическая наука достигла таких высот, что на Первом Международном Конгрессе психологов в Париже русская делегация была самой представительной. Психологическая наука все более специализируется, изучаются святоотеческий опыт, религиозность и псевдорелигиозность. К рубежу веков психология настолько сживается с духовностью, что появляются труды по психологическому осмыслению догматов (у митр. Антония Храповицкого и митр. Сергия Страгородского), таинств7 и аскезы8.
В 1914 году состоялось торжественное открытие Психологического института в Москве, на котором выступили с речами представители российских духовных академий, дали свое благословение и напутствие.
Дореволюционный период XX века не прошел без антирелигиозных и глубоко материалистических настроений в психологической науке, но их голос растворялся в единодушном созвучии богословов, психологов и философов. Конец этому положил 1917 год. В 1918 году прекратил издаваться журнал"Вопросы философии и психологии", в 1921 году П. Блонский провозгласил психологию"наукой о поведении живых существ"9. С этого же времени начинается беспощадная критика и преследование немарксистской психологии10.
Таким образом, в XX веке психология как наука о душе перестала существовать. Тот разнобой, что творится в современной отечественной психологической науке, не может не вызывать настороженного отношения Церкви, но многовековой опыт их сотрудничества показывает, что оно возможно и может быть плодотворным.
Православное учение о душе как ключ к пониманию психологии человека
В современной психологической науке стало модно апеллировать к христианству, ссылаться на церковные авторитеты. Но при этом сама психологическая школа, сам метод психотерапии может оставаться совершенно неприемлемым с христианской точки зрения. С другой стороны, психология может оказаться действенной в решении жизненных вопросов, не затрагивая онтологических. Современный человек зачастую не знает, на что идет, обращаясь к психологу или покупая психологическое руководство. Выше было показано, что психологическая наука очень продуктивно и долго сотрудничала с Православной Церковью, и нет смысла полностью от нее открещиваться сейчас. На наш взгляд, основой понимания психологических и психотерапевтических методов может стать христианское учение о душе. Разобрав его, нам станет понятно, на каком уровне бытия человеческой души находятся фрейдистские, бихевиористские, экзистенциальные и другие подходы в психологии.
Новизна нашего исследования именно в том, чтобы сопоставить святоотеческое учение cо взглядами, существующими в светской психологии, и выявить, где между ними возможно взаимодействие, а где — нет и ничего общего.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное учение о душе и психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других