Исследование учения о душе положено в основу, которая дает возможность разобраться в разнообразных современных психологических и психотерапевтических школах и направлениях. Рекомендовано к прочтению как психологам, так и пастырям Церкви, а так же тем страждущим, кто нуждается в психологической помощи. В оформлении обложки использована картина автора "Ева. Созерцание вечности".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное учение о душе и психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Источники и исследования по учению о душе
Священное Писание несет в себе большое число основополагающих высказываний о душе. В этой области наиболее значимыми являются Евангелия, послания ап. Павла, Псалтирь.
Из святоотеческого наследия нами будут использованы некоторые аскетические руководства, собранные в Добротолюбии. Приводить здесь воззрения отдельных отцов Церкви не представляется возможным. В тексте исследования им будет уделено особое внимание.
Наша российская богословская мысль по вопросу о душе замечательно представлена в трудах свт. Феофана Затворника и его оппонента — свт. Игнатия Брянчанинова. Возникший между ними спор о телесности души, оставаясь чисто догматическим, затронул, на наш взгляд, некоторые психологические черты человеческой сущности, на чем мы остановимся в своем месте. И все же основное внимание мы предпочли уделить современной богословской мысли.
В течение пяти лет издавался многотомный труд прот. Стефана Кашменского"Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой". По мнению Ю. М. Зенько, это"первый и до настоящего времени единственный обобщающий труд по святоотеческому учению о душе"11. В нем рассматриваются самостоятельность бытия души, происхождение и бессмертие, душевные силы (разумные, раздражительные, вожделевательные), взаимоотношения тела и души — переосмыслением и сокращением этого труда явилась статья В.Ф. Давыденко"Святоотеческое учение о душе человека"12.
Реакцией на материалистические теории Запада явилась работа Н. Стопановского"Душа человека. Против неверия. Учение Православной Церкви и полная популярная критика психоматериализма"13.
Параллельно богословскому и психологическому шло философское осмысление души. На пороге революции вышла в свет книга С. Л. Франка"Душа человека. Опыт введения в философскую психологию"14.
В советский период были написаны (хоть и нашли своего читателя значительно позже) исследования по изучению состава души Д. Е. Мелехова"Психиатрия и проблемы духовной жизни"15(к сожалению, не законченный труд выдающегося православного психиатра) и свт. Луки (Войно-Яснецкого)"Дух, душа, тело"16.
В годы самого воинственного атеизма еп. Варнава (Беляев) предпринял попытку составить аскетическое руководство для грядущего поколения — "Основы искусства святости"17. В постсоветское время появилось большое число работ разного достоинства. Нельзя не отметить издательскую деятельность о. Евмения, автора ряда книг по пасторской психотерапии, создателя самого большого интернет-сайта по православной психологии (www.reshma.com.ru). Довольно полно учение о душе изложено в недавно изданной книге"Пропедевтика аскетики"о. Вадима Коржевского18. Учение о душе автор использует для обоснования необходимости аскетического подвига, и такое понимание накладывает свои тени на светскую психологическую науку.
Из зарубежных православных работ следует прежде всего отметить книгу греческого митрополита Иерофея (Влахоса)"Православная психотерапия"19, где автор указывает на необходимость врачевания души для каждого человека и выделяет основные черты аскетического воссоздания целостности души, и его еще непереведенную книгу «Исихия и богословие». Нами также использовано исследование православного сербского психолога и врача, доктора Владеты Еротича. Его книга"Психологическое и религиозное бытие человека"20 является плодом успешного синтеза достижений светской психологической науки и православной антропологии.
Психопатические отклонения от религиозности достаточно наглядно (правда, на американском материале) разобраны в книге Стефана Артерберна и Джека Фелтона"Вера разрушительная и вера помогающая"21. Авторы прослеживают губительное действие религиозного фанатизма и, как психологи, указывают на пути духовного оздоровления веры. Интересно исследование Эдгара Дрейпера"Психиатрия и пастырское попечение"22, где автор призывает пастырей к получению психологического образования.
Мы использовали статью С. А. Белоусова"Психология духовности, веры и религии"23, в которой названы западные исследования этого вопроса и излагаются основные положения этих исследований.
Мы также прибегли к значительному числу современных русскоязычных изданий, посвященных вопросам психологии и религии24 и внутриправославного понимания психологии25. Из периодических изданий нами широко использовался Московский психотерапевтический журнал, в котором с конца XX века появилась отдельная рубрика"Религиозной психологии".
В целом можно отметить, что религиозно-психологическая тема сейчас вызывает большой интерес общественности, и спрос на литературу по данной теме рождает не всегда компетентное многочисленное предложение. На наш личный взгляд, некоторые околоцерковные брошюры необходимо было бы осудить авторитетным голосом Церкви, чтобы не смущать неискушенных читателей, и о такого рода мнениях мы будем упоминать в ходе нашего исследования.
Можно заключить, что православное осмысление психологии сейчас порождает целый спектр мнений, и всеобщий интерес современного общества к психологии должен побудить христианских исследователей активнее участвовать в развитии современной психологической науки, вносить в психологические дискуссии коррективы, которые бы основывались на Священном Писании, святоотеческой аскетической письменности и российской трехвековой традиции сотрудничества Церкви с психологической наукой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное учение о душе и психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других