Православное учение о душе и психология

Татьяна Андреевна Смирнова, 2018

Исследование учения о душе положено в основу, которая дает возможность разобраться в разнообразных современных психологических и психотерапевтических школах и направлениях. Рекомендовано к прочтению как психологам, так и пастырям Церкви, а так же тем страждущим, кто нуждается в психологической помощи. В оформлении обложки использована картина автора "Ева. Созерцание вечности".

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное учение о душе и психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Актуальность постановки проблемы

Сейчас психология становится все более престижной специальностью и начинает претендовать на роль учителя в межличностных отношениях, замещая иной раз даже церковные институты. Среди психологов и церковных деятелей идут нескончаемые споры о том, насколько приемлемо проникновение психологии в Православие или Православия в психологию. Но, читая многочисленные статьи о психологии и Православии, невольно приходишь к выводу, что сколько бы людей ни писало на эту тему, столько мнений и будет: от резко отрицательных до полного одобрения. Чтобы подвести какие-то общие знаменатели, мы сочли целесообразным рассмотреть Православное учение о душе и уже с точки зрения этого учения осмыслить, что в психологии может быть приемлемо Православием и что не может, в чем Православие может опираться на психологию и в чем — нет.

Наука или религия: история конфликта

Психология по самому термину, есть наука о душе. Осмыслить сущность души пробовали еще философы древности Первый труд о душе принадлежит Аристотелю. Его учитель Платон имел сложившееся учение о душе, что подтверждают его диалоги., и параллельно с философией вопросы существования души рассматривались религиями мира. Религиозные практики, основанные на аскезе, были призваны преобразить душу. Так, внутри религий накапливались аскетические руководства, обогащая философское учение о душе.

С принятием христианства, как в европейских странах, так и у нас в России учение о душе определялось господствующей религией, развивалось внутри Церкви и оберегалось духовной цензурой. Только в XVIII веке можно говорить о появлении независимого от церковных авторитетов подхода к изучению души. Десакрализация жизни, начатая французской революцией и продолжающаяся до сих пор, привела к становлению современной науки о душе, психологии. Избавившись от давления Церкви, западная наука перешла к атаке на христианские принципы, чем были окончательно испорчены и без того не простые отношения между наукой и религией. И в современности психология стала злополучным одеялом, которое не могут поделить между собой ученые и богословы. Зачастую, богословие отвергает достижения научной психологии, а наука в лице своих представителей стремится заменить собой Церковь и пастырство.

Западная психология: отношение к духовности

Используя классификацию М.В. Чумакова1, приведем основные направления психологии в отношении к религиозности.

1. Психодинамические теории. В этом подходе доминирует отношение к человеку как управляемому инстинктами существу. Соответственно религиозность рассматривается как невротическое проявление,"массовое безумие"по Фрейду. Основные представители этого направления — Фрейд, Рейн, Эриксон.

2. Поведенческие теории. Согласно им, человек является результатом процесса научения, и обусловлен окружающей средой. Религиозность воспринимается как один из усвоенных посредством воспитания видов поведения. Представители этого направления — Скиннер, Гром.

3. Психометрические теории. Согласно этому подходу, личность является совокупностью психологических черт. И одной из таких черт является религиозность. Представители — Оппорт, Арполь.

4. Гуманистические теории. Сторонники этого направления ставят в основу психического бытия реализацию человека как личности, и рассматривают религиозность как один из путей реализации. (Роджерс, Франкл, Юнг).

5. Трансперсональные теории. Согласно им человек реализуется через удовлетворение духовных потребностей. Представители этого направления — Гроф, Тарт, Уилберт, Маслоу.

6. Когнитивные теории. Человек, в свете этих теорий, руководствуется разумом. Одной из составляющих этой разумности является религиозность. Представители — Рокич, Гольдман.

7. Системные теории. Следуя этому направлению, человек является системой и входит в более обширные системы. Религиозность — одна из таких систем, задающая образ поведения, познания и коммуникации. Представители — Фриедман, Паттон.

Как можно заключить, в западной психологической науке прослеживается целый спектр мнений относительно религиозности. Каждый ученый, относя себя к определённой психологической школе, ограничивает свое восприятие души определенными рамками. Кроме того, индивидуален подход к психологии у каждого сознательного психолога. Таким образом, западная психология больше, чем любая другая наука, находится под влиянием теорий и индивидуальных практик. В связи с этим можно указать ей на более надежный ориентир оценки — христианскую антропологию, которая, подобно евангельскому дому, основанному на камне, выдерживает натиск времени и сумбура идей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православное учение о душе и психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я