Пробовали заработать музыкой? Не как фрик в сети, не переделывая модные хиты, а так. Трудный хлеб. И с годами легче не становится. А тут появляется молодой, которому это легко. Дышать-спать-играть. Легко. Одна только сложность — не хочет. Наш Моцарт не хочет быть Моцартом. Режиссером модного контента хочет. Не здесь, желательно. А Моцартом нет. И как вот с ним? Ну как?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дитя порока, музыкант… Сольный альбом в прозе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Трек 2 Chopin Nocturne Op.9 No.2
Вроде и те же люди, и не те. Надо же. Семь минут от города, и всё уже другое. Хотя тоже город, не посёлок, дома большие. Советской застройки. Маленький, спокойный довольно город, с такими же русскими людьми, не европейцами, не азиатами, но чем-то неуловимо отличающимися. Первая оттепель, все высыпали на улицу. Юлька… почему решила здесь свидание назначить? Никогда не то что не жили здесь, даже бывать как-то не приходилось.
Да, люди, люди. Удивляют. Люди. Такие же, но не такие. Незнакомые… вот, точно, незнакомые. Причем, не как в чужой стране, по сути такие же как мы, и язык, и повадки. Но в своем городе ты как идешь — этого где-то видел, вот эту откуда-то знаешь. А здесь все вроде такие же, и мог бы тоже кого-то из них знать, с кем-то приятельствовать, кого-то не любить, но… они все незнакомые. И такими и останутся, никого не узнаешь.
— Привет.
Ух ты, задумался. Не заметил, откуда пришла.
— Здравствуй. Ты как весна — цветёшь и пахнешь…
— Анохин. Мы ведь уже не подростки. В развесистых комплиментах нужды нет. Пойдем, мне надо в магазин один.
Юля-Юля… Хороша всё так же, бывшая жена. И стать осталась, и походка. Хотя это всё… Это всё — так. Уже действительно не подростки ведь. А вот ощущение близкого человека рядом — это не «так». Из чего вот оно состоит? — Тоже непонятно. Одежда теперь другая. Когда женаты были, всё было проще, но и у всех было проще. Где взять-то, доставать только, каждую тряпку… проще, проще было. А сейчас… Нет, молодец Юлия, прямо — молодец. И хотя теперь всё это не для меня, всё равно. Официально замуж не выходила больше, но понятно же. Такая женщина одна не бывает.
— Слушай, а давай по мороженому, а?
— Валера, ты весну почувствовал? Дифирамбы, мороженое…
— Ну как хочешь. А я куплю.
— Мне сейчас в магазин идти.
— Угу. Сейчас, две минуты.
А вот перчатку мы надеваем так же, как и тогда. Перчатки стали дорогие, а движение то же. Эта будто бы раскрывающаяся ладонь…
— Далеко идти? До магазина твоего?
— Как раз успеешь стаканчик свой стрескать.
— Может, и не успею. Он стограммовый. Как ты живешь?
— Я? Как всегда. Вещи дорожают, люди беднеют. Продавать вещи людям труднее, соответственно. Могут и пять сезонов носить, и семь. Твоим вот джинсам сколько лет?
— Это фирменные, «монтана». Им сносу нет.
— Анохин, да ты принарядился!..
— Ну не то чтобы… Повседневные протерлись. На самом интересном месте.
— Эх, Анохин… Соврал бы, сделал женщине приятное.
И тон этот ироничный. Тоже был в моменты хорошего расположения, а моментов таких раньше было много. Причем, от конкретных успехов в жизни они не зависели. Можно было жить в доме, полном зэков, и прекрасно себя чувствовать, и за кота не переживать тоже. В доме, полном зэков бывших.
— Ну?.. Здесь постоишь с мороженым?
— Угу.
— Ну стой. Я скоро.
Тает. Мороженое, зараза, не успеть съесть. Так вот раз со случайным знакомым Саней — таяло, не успевали тоже. Но там лето было, блин, это ж в институт поступали, считай — пацаны зеленые. Пошли в парк после физики, хватанули от жадности по две порции, а лето, жара… Прид-дурки… Хотя что, когда я это мороженое в своем городе видел, всё по талонам давно.
Люди. Незнакомые. Идут, кто с работы, кто так… по делам. Несостоявшиеся знакомые, все чем-то озабочены. Даже как-то совестно перед ними, что у меня забот нет. Точнее, есть одна — мороженое тает, не обляпаться бы. И гараж продать как-то. Итого — две. Всё равно гараж — развалюха, только налоги платить за него. Да и машина у Юльки под окнами всегда. А мне надо сейчас, мучительно надо… Всё. Покончили с мороженым, одной заботой меньше. Что ж вы такие все задумчивые? А, люди? Незнакомые…
— Я тут.
— А? Соскучился ждать?..
— Замёрз, скорее. Вот и зашёл.
— Смотри, зато соусник какой нашла.
А у кассы — девочка в круглых очках.
— У вас же есть наша скидочная карта? — интонация скорее утвердительная. А что, и вполне могла бы быть эта карта у них. Но нету. И не будет никогда.
— Заверните просто в бумагу.
— К нему коробочка есть, — и девочка гордо демонстрирует. Правда, коробочка, и вполне приличная. — У нас еще ножи пришли хорошие, качественные. Сейчас разбираем, ценники вешаем. Если завтра, например, зайдёте…
— Да, спасибо.
А ведь могли бы, могли… Ну не завтра, послезавтра зайти, например. И карту эту скидочную купить. — Возможность сблизиться, которой не воспользуешься. И Юля рядом идет, прижимая коробочку свою к сердцу, близкий по душе человек. Ну ведь близкий же? Близкий…
Прямо в воздухе разливается Шопен. Не траурный марш, нет, но тоже. Тот, что о бренности всего и вся. Всё пройдёт, господа и дамы, совершенно точно. Пройдёт, не останется даже пепла.
— Ты полюбила соусы?
— Почему так решил?
— Человек покупает соусник. Логично предположить, что он будет туда что-то наливать.
— А, это… — Юля с любопытством смотрит на коробочку. — Просто секундный порыв. Разве он не прекрасен?
— Секундный порыв прекрасен всегда.
— Анохин, ты отвык от женщин. Женщина очень часто может купить что-то просто так. В отличие от вас.
— А что, я не могу делать что-то просто так?
— Можешь. Но сегодня ты пришел за чем-то. Так? Зачем?
— Б-лин…
А ответ ей неважен. Разглядывает соусник свой. Упаковку, точнее.
— Ну так? — отвлеклась, наконец.
— Я тут подумал… Гараж ведь не нужен тебе?
— Не нужен.
— Ну что… налоги только платить за развалюху эту?
— Развалюха. И налоги.
— И машина у тебя под окном ведь всегда.
— Продать хочешь, — интонация утвердительная тоже. — А деньги?
— Да какие там деньги… Нет, и вам тоже часть. Конечно.
— Дорогой мой Валерий. Если б не знала, что ты не пьёшь, подумала бы — запил. Кстати, ты из вредности же не пьёшь?
И всё разглядывает своё приобретение новое. Вот и пойми их, женщин.
— Знаешь, что мне вчера сказали? В качестве утешения…
— Что лучше бы ты пил?
— Что до пенсии осталось десять лет. И что дадут доработать. Доработать, понимаешь?
— А что тебя смущает? Мне семнадцать теперь.
— Смущает? Вот эта частица «до—» именно.
— А что? Были большие творческие планы? — правда не понимает, похоже. Ну хоть от соусника своего оторвалась.
— Ну не то чтобы большие. Но казалось — работаю, двигаюсь куда-то…
— И ещё казалось, что пик где-то впереди, да?
— А тебе — нет?
Как долго светло уже. Весна, что вы хотите. Спускаясь, ступеньки, руку подать ей. Надо же, и руку так же подаёт.
— Спасибо, — ступеньки крутые довольно, маленький каблук, а уже тяжело. — Ты просто… просто не видишь со стороны. Когда «Семья Рамзеса» прогорела… Вот — «предприятие прогорело» — выражение, да? Короче, когда вы перестали существовать как группа, мне тоже казалось — ну и что? Много на свете интересных групп…
— Ага. «Унесенные гелием», например.
«Предприятие прогорело»… Как сказано. В этом городе был когда-то завод автоприцепов. Собственно, город и был вокруг него. В чистом поле. Потом заводу стало плохо, потом зарплату выдавали прицепами, потом каюк. Прогорело предприятие. Как и многие тогда. И остался город в чистом поле, уже без завода.
— В «Унесенных гелием», друг мой, тогда была жизнь. Подчеркиваю — тогда.
О чём это она? А, «предприятие прогорело», да.
— Ну да, жизнь.
— И только потом я поняла, что в «Семье» был пик. Мой пик. Про твой не знаю… Но у вас же, мужиков, всё проще. Только себя и член свой обслуживать.
Знакомые ироничные нотки. Да чего там «нотки», прям «ноты» уже.
— Нет, ну конечно твоё предприятие устойчивее и лучше. Выращивай себе и не парься.
— Анохин. В этом месте я должна бы обидеться. Вообще-то Никита и твоё предприятие тоже.
— Ну… он так не считает.
— А кто виноват-то? — вдруг, словно вспомнив что-то. — Да. Ты говорил, что осознал… что-то там… Что пенсия — вот она…
— Да. Осознал.
Вот — идёт и стопудово права. Есть Никита, есть смысл в жизни. И что, пенсия? Только возрастной рубеж, цели-то не изменятся. — Чтобы сыну было хорошо. А у нас? В квартире газ. У нас меняется всё. Собирался сделать то и то ещё, а оказывается надо до-. До-рабатывать, до-игрывать, до-живать… Хорошая нота «до», основная и мажорная.
— Ну так и что? Десять лет… и что чувствуешь-то?
О чем она? Что чувствую…
— Молодого взяли. Музыканта. Молодой хозяин взял молодого басиста. На замену мне.
— Прямо сразу на замену?
— Ну а зачем ещё?
Тепло уже, тепло. И снег стает быстро, пара дней такой погоды и всё, стает. Шопен разливается и смешивается с талой водой в воздухе. Ах, какое было время, говорит он. В другое бы время без этой воды талой не услышалось бы, и не понялось. Ничего. А тут так совпало, что… тепло, тепло.
— И вот взяли, а играет неплохо, кстати. Кириллом зовут. Очень прилично играет. Говорю ему в шутку: «Киса, скажите мне, как художник художнику, вы играть умеете?» А он не знает, прикинь! «Двенадцать стульев» и не читал, и не смотрел. Не знает!
— Да, интересно…
— Они — инопланетяне. Вот серьезно. Фильмов наших не смотрели, живут в интернете. Таких друзей то ли нет, то ли не особо нужны ему. Может целыми днями в кабаке торчать. Да, уехать должен по лету. В Чехию на режиссёра поступать. Музыка не главное, в общем. Хотя играет очень прилично.
— И это тебя гложет, что какой-то немузыкант может хорошо играть?
— Нет, не это… Не это…
Шопен, Шопен с талой водой пополам… Помимо того, что всё самое хорошее уходит, удержать невозможно. Да вот же — уходит ВСЁ. Вообще всё. И плохое, и хорошее. Через десять лет и не вспомнишь.
— Понимаешь… Вот я поговорил с Мишкой-старшим. Ну, с Мишкой, помнишь — лопоухий такой, ездил откуда-то с Павлова но концерты рок-клубовские. Чуть ли не с риском для жизни…
— Да ты пять раз говорил, что он твой босс теперь.
— Да. Точно… Ну так вот, поговорил — зачем бросаешь бар? — Похрену, бросил всё равно. А когда-то в рот заглядывал…
— Рок-клуб кончился в конце восьмидесятых. И в рот он заглядывал тебе тогда же. Всем вам. А сейчас двадцатый следующего века.
— Ну да, да… Потом сын Мишкин, тоже Мишка, кстати, берет Кирюху. Увольнять никого нельзя, условие ему отец поставил, так он принял наоборот! А смысл-то! Тот же смысл. Я знаешь, чувствую что? Старость как приходит обычно — болячки там, маразм, суставы хрустят. А у меня как бы… потеря дееспособности. Вот вчера всё мог ещё. А сегодня нихрена от тебя не зависит. Вообще нихрена.
— А ты раньше сильно дееспособный был, видимо?
Как-то не уследил. Что Юлия-то раскалялась во время тирады моей. Всё больше и больше. Шопен ещё витает, витает в воздухе… Как же его? Вот, ноктюрн ми бемоль мажор, вспомнил, надо же. Можно его переложить на бас, вполне можно. Правой рукой если теппингом, по грифу непосредственно, как бы аккомпанемент, а основную тему пустить одной левой… Только зачем? С классиком тягаться — дело неблагодарное. Только и будет радости, что все Моцарта в одежде играли, а ты без панталон. Всё, всё пройдет… Шопен останется.
— Когда мы по баракам жили этим, да по гаражам под потолком? Ты дееспособен был? Всё искал что-то… Что искал-то, а, Анохин? Ладно бы подвижник там был, монах, имел великое всепоглощающее дело… Или, может, имел?
— Я играл.
— Ну так и он играет. Молодой твой.
— Я не так играл.
— Какая разница, нахрен, как ты там играл! Пейджем не стал?
— Пейдж — гитарист.
— Ну или кто там у тебя в кумирах?
— Нет. Не стал.
— Так вот надо было тогда просто жить! Чтоб жена с сыном не мыкались по чужим углам…
— Ты ж сначала ушла, а потом уже Никита…
— Ух ты, вспомнил! Что сына после развода родил.
— Я ж предлагал тебе…
— Что предлагал? Втроём по съемным углам? Короче, ладно. Ничего кроме ругани у нас не получится. Просто подумай — сильно ты был дееспособным, вообще по жизни?
— Угу. Подумаю. Ты куда сейчас?
— Здесь остаюсь. С Александром встречаемся.
Вот как. И соусник ему в подарок, очевидно. Не, ну всё правильно.
— С Александром — это да… Ну, я пошёл.
— Автобус в той стороне.
Всё правильно, да. Если у тебя нет машины — езди на автобусе. Принципиально. Никто тебя не обязан возить везде. Могут у людей и свои дела быть. Александр, например. Македонский. Пришёл, увидел, отымел. Надо же, никогда не было интересно, а тут вдруг стало. Какой ты, Александр? Саня, Санёк, высокий, низкий, богатый, бедный… Нет, понятно что богатый, но кто-то одевается в стиле «кич», а кто-то скромно. А ты как? Забавно… Вот так люди находятся в разных слоях жизни, и слои эти не смешиваются, и будет идти навстречу и не узнаешь в жизни. Кто? Вот этот? С цветами должен быть? Да ну, давно уже встречаются, какие цветы… А может быть этот? Или этот?..
Тьфу, пропасть. Увидел вдруг… как это. Со стороны. Идёт такой, муж бывший. Маньячелло. Кто здесь, выйти из сумрака!.. Деб-бил…
–…был он немолод и помят,
Характер толком не изучен,
Но коль не пропил свой наряд,
То в целом, видно, был везучим…
Кто это? Кто читал?..
— Анохин!
Юлька опять. Оп-ля, это я круг дал, получается? А думал — на автобус иду. Во даю.
— Да?..
— Про гараж позвоню на днях. Или напишу. Давай, пока.
— Пока.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дитя порока, музыкант… Сольный альбом в прозе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других