1. Книги
  2. Современная русская литература
  3. Павел Патлусов

Шалинские сказы

Павел Патлусов
Обложка книги

Сказ, как литературное произведение наиболее популярен на Среднем Урале. Виной этому П. П. Бажов. Так что такое сказ? Сказ — это сказка «припудренная» реальными событиями, хотя можно сказать и наоборот: житейские истории «припорошенные» сказкой. Этот жанр интересен как для детей так и для взрослых. Желаю читателям получить наслаждение от этой книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Шалинские сказы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Чёрный соболь

Утро. Леночка проснулась довольно рано; за окном было ещё темно, только серебристо-жёлтые блики изредка играли на замерзших оконных стёклах — это свет от автомашин, проезжающих по дороге, проложенной по берегу пруда. Агафья Ивановна бродила по кухне, шаркая «чунями», одновременно напевая себе под нос странную песенку:

Эта шапочка да соболья

На окошечке да лежал-а-а-а

Тут Гаврюшка подъезжает

Эту шапочку хватает. Ай — ай

Для невестушки для дорогой

Пии — матушки да свет баской-ой-ой…

— Бабушка, а что ты там мурлычешь? — очень скучно, — вылезая из-под одеяла, крикнула девочка. — Современные песни надо петь!

— Да вот былое вспомнила… Запеканку картофельную сделала, — ты её любишь…

— Ты мне лучше про «старину» расскажи…

— Вначале умываться, зубы чистить, а то вся уже моя скотина позавтракала, а ты только встаёшь.

— И кот уже ел?

— Молочка козьего попил. Как твой дед Марковей умер, так он совсем притих — чай более года мучается: они большими дружками были. Ну, поторапливайся пока запеканка ещё не остыла…

Через полчаса Агафья Ивановна, примостившись на кровати, начала повествование,

— Давно это было, пожалуй — что и меня на свете ещё не было, одним словом: ещё при царе. Все заводы в нашей округе работали нормально. Для того чтобы выплавлять качественное железо необходим был древесный уголь. Этим делом занимались углежоги. В нашем районе особенно много углежогов проживало в Ижбалде и Печах, которые находились вблизи ныне существующей станции Вогулки. Сами названия населенных мест говорят о работе их жителей.

— Бабушка, название: Печи — я поняла, а Ижбалда — нет? — прерывает неожиданно рассказ Леночка.

— Вот, неугомонная, всё прояснится в самом сказе, — не перебивай, а то сбиваешь меня с мысли… Проживало в Ижбалде семейство углежогов Ковиных; справные были люди. Вот только для всех углежогов в деревне была одна проблема: не было своих невест. По неизвестной причине у них рождались одни мальчики, а если родится девчонка, то уж больно лицом — то неказиста4. Вот и искали они невест для сыновей по всей округе, порой даже уворовывали…

Делали это, конечно, по сговору, в тайне от родителей невесты. Впрочем, многие девушки соглашались добровольно бежать от родителей к углежогам, так как они жили побогаче, да и справы, то есть работы по дому у них было меньше, чем в обычных крестьянских семьях. Основная масса углежогов были старообрядцами-беспоповцами, и всё же девушки шли за них замуж порою меняя веру…

В самом устьи реки Козьял жило семейство Микешиных, и была у них из трёх дочерей младшенькая Пия четырнадцати лет. И позарился на неё сын углежогов Ковинных Гаврил, но свататься не стал, так как Микешины были «австрийской»5 веры, а решил сделать сговор через соседку Микешиных Марфу, которая приходилась родной тёткой девушке. Пригласила она племянницу в гости и повела разговор: пришло мол время тебе замуж выходить; родители «выпехнут» — и только. Лучше тебе самой судьбу выбрать… Здесь ко мне парень ходит; обещает одеть в соболя, серьги золотые хочет невесте купить, да и работы у них по дому немного — не у вас крестьян: навоз, сенокос, огород… У них всего одна корова — вот и вся работа, — легонько за ним век — то проживёшь. Видный парень… Такие разговоры заводила с племянницей тётушка несколько раз. Невдомёк Пиюшке было, что Марфа задарена была углежогами.

По глубокой осени Пия согласилась; ушла она около полудня к тётушке, сказав родителям: вечером вернусь, и всё тут! У тётушки её ждал жених на лошадях. Посадил он невесту в сани и покатил а Ижбалду. Плачет Пия, но от своего слова не отказывается, да и жених ей приглянулся. В те времена в Ижбалду ездили через Козьял-речку, на ней, в верховьях жил отшельник — старообрядец-беспоповец Евлан по фамилии Терехов. У этого Евлана была длинная рыжая борода, как у козла — вот и дали ему прозвище: Козьял, то есть козлиная борода. Теперь это название закрепилось за речкой и населённым пунктом. Родители девушки вскоре хватились дочери и чуть не прибили родственницу Марфу, с которой позднее не имели никаких отношений — поссорились на всю жизнь. Микешины, отец с двумя сыновьями быстро запрягли лошадей и бросились по санному следу в догон. Погоню первым увидел Гаврил и страшно испугался. Евлан, к которому заехали молодые, успокоил беглецов, и налив в большой чугун воды начал тихо пальцем водить по его краю. И тут свершилось чудо: погоня на двух лошадях начала кружить вокруг скита. Беглецы видели, как ничего не понимая, непрестанно ругаясь преследователи кружили вокруг скита строго следуя за пальцем старца в чугунке. Наконец полностью измотав Микешиных и их лошадей, Евлан вынул палец из посудины направив его в сторону уже бывшего дома невесты. Преследователи направились обратно домой так ничего и не осмыслив; они думали, что их «водила» нечистая сила. Когда погоня удалилась, старец перекрестил Пию, а затем и «окрутил» молодых, — он у беспоповцев был уставщиком, то есть исполнял обязанности священника. Вот так и прибыла Пия в Ижбалду на следующий день в качестве жены Гаврила Ивановича Ковина. Ещё за версту до деревни она увидела как над лесом клубится синеватый дым. Это жгли кучёнки. С помощью таких печей получали древесный уголь. Хороший уголь не у каждого углежога получался. Часто бывало, что кучёнок6 начинал «баловать» и прогорал полностью, не оставив владельцу угля, углежоги «говаривали»: Огневик шалит, если ему попустительствует Чёрный Дедок. Особенно Чёрный Дедок не любил торопливых, хвастливых, вздорных углежогов. Жили там братья Шамарины — хваткие ребята, но не было в них степенности, аккуратности в деле, — вот и не любил их Чёрный Дедок. Однажды старший брат Селиван Шамарин трамбовал кучёнок большой балдой — такое бревно с двумя ручками, — и видимо так сильно ударил по кучёнку, что огонь вырвался из него, может он большие продухи для воздуха сделал, чтобы ускорить получение угля, или был другой недостаток, — упал Селиван прямо в огненный кучёнок. Младший брат позднее угорел на кучёнке; лёг погреться и всё тут… А вот семейство Ко-винных с Чёрным Дедком в дружбе было: кучёнки у них не баловали. Деревню назвали по трамбовке: Иш — балда, то есть одна работа — балда и балда. Тоже самое говорили в отношении углежогов, которые не могли готовить хороший уголь. Позднее название: Иш-балда перешло в Ижбалду, — вот и ответ на твой вопрос об имени этой деревни.

Приняли сноху у Ковиных хорошо, и сильно — то работой по её малолетству не загружали. Через три месяца молодые в сопровождении родителей Гаврила поехали к Микешиным; бросились они в ноги к отцу и матери и стали просить милости родительской. Отец Пии для видимости похлестал молодых вожжами — на этом и примирились.

Прошло ещё три месяца, и неожиданно Пия «заикнулась» мужу о чёрных соболях, о которых ей говорила тётка Марфа.

— Это мы быстро справим, — ответил муж. — Пошли к Авдеевскому кучёнку, — они только вчера его распотрошили…

Подошли они к кучёнку, а он — Гаврил — то взял — да зачерпнул лопатой угольную пыль и высыпал жене за шиворот7.

— Ну, чо! Поймала чёрного соболя! — смеётся он. — Вот такие у нас углежогов соболя.

Оказывается у углежогов была такая шутка: поймать черного соболя — значит обсыпаться угольной пылью.

Сильно пообиделась Пия, но особого вида не подала, — не гоже было женщинам по тем временам мужчинам обиды высказывать — могли и поколотить.

По осени углежоги вывозили уголь в санях на заводы. На ближайшие заводы уголь иногда возили и женщины, ибо мужчины следили за кучёнком. Вот однажды на Сылвинский завод повезла уголь и Пия. Она пристроилась в самом конце обоза, и когда поднялись на Половинку — гору между Ижбалдой и Сылвой, то на ней, на поле, возле скирды заметила тлеющий огонёк. Остановила она лошадь и подбежала к скирде. А там она увидела, как небольшой, всего с вершок ростом мужичок раздувает тлеющую солому в скирде. Как он дунет — так огонёк появится… А другой черный мужичок как дунет — так огонёк исчезает, чернеет… Борьба между ними была нешуточная. Пия сразу поняла, что были Огневик с рыжей бородой и Черный Дедок, который покровительствовал старательным углежогам. Взяла девушка пригоршню снега и бросила его на тлеющий огонёк… Зашипел Огневик, запузырился, и исчез, а Чёрный Дедок заплясал от удовольствия, так и ходит вприсядку вокруг Пии да приговаривает,

— Ай-да, девка хороша — заслужила соболя!«Семь черных кругов сделал вокруг женщины Чёрный Дедок и исчез, только остались на снегу три шкурки черного соболя.

Вернулась домой, в Ижбалду, женщина с пустым обозом, поздно вечером. И показывает Пия мужу, свёкору, свекровке и другим домочадцам черных соболей, а те и глазам не верят! — Вот ведь счастье: сам Чёрный Дедок снохе показался — быть счастливой и богатой. Так оно и получилось. Много хорошего угля продали Ковины и на вырученные деньги построили на берегу реки Сылвы большой дом. В Шамарах. И теперь ещё много в тех краях живёт потомков Ковиных, более всего в Шамарах и Горе. А шубу с собольим воротником Пия носила аж до самой старости.

— А где теперь живет Чёрный Дедок? — осведомляется внучка.

— Трудно сказать, но мне думается, что часть из них стала обычными домовыми, и охраняют дома, жилища от пожаров. Там где домового почитают, в том доме и пожаров нет: он враждует с Огневиком с испокон веков… Ох, заболталась я с тобою — пора уж идти коз поить, до обед готовить, — она поднялась с кровати и направилась на кухню.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Шалинские сказы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Неказистый — некрасивый, безобразный, неважный с виду.

5

«Австрийская вера» — старообрядцы, которые довольствовались соблюдением древних обрядов и мирились с переходящими к ним священниками из никониан.

6

Кучёнок — дерновая печь для получения угля, в которой в особом порядке укладывались дрова.

7

Шиворот — ворот, воротник рубахи или верхней одежды; загривок.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я