Сказ, как литературное произведение наиболее популярен на Среднем Урале. Виной этому П. П. Бажов. Так что такое сказ? Сказ – это сказка «припудренная» реальными событиями, хотя можно сказать и наоборот: житейские истории «припорошенные» сказкой. Этот жанр интересен как для детей так и для взрослых. Желаю читателям получить наслаждение от этой книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шалинские сказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Святая Маргарита
Наступило благодатное лето. Жители района, — даже по уральским меркам сурового края, — «окунулись» в огородные заботы; зимняя хандра уступила место деловой активности. Вот и Агафья Ивановна, вопреки болезням, после утренней молитвы направлялась в огород на прополку сорняков. Эту работу она старалась выполнить пораньше, до того как солнце начнёт припекать. Заканчивая очередную грядку и думая о том, что вечером нужно будет поливать культурную растительность на участке, — уж, немилосердно солнце жарит, она вдруг услышала знакомый тонкий голосок внучки.
— Бабушка, я к тебе пришла на целых две недели! Мама с папой отпустили… Они в субботу к тебе придут.
— Иду, — поднимаясь с коленей, ответила баба Ганя. — Будем сейчас «чаи гонять», а к вечеру опять в огород, да не забыть: коз ещё нужно пасти… А чего Егорку — братишку не привела?
— Одни пакости от него, — мама не отпустила, а я помогать буду, — открывая для бабушки калитку в огород, заявила девочка.
— Молодец, коли имеешь доброе намерение, — поощрила её хозяйка усадьбы. — А я тебе расскажу легенду, которую привёз из Рощи твой покойный дед Марковей; он бывал там в командировках, работая в пятидесятых годах лесником в Шамарском лесхозе.
Через час после того, как старушка напоила внучку чаем со сдобными булочками, она начала повествование.
— Эта история началась сразу после революции семнадцатого года. В Роще. По тем временам большого села, жили в соседях два паренька. Один был бедный Гринька Бражников, а другой сын местного купца Телепова — Филимон, которого селяне звали не иначе как Филя, — уж очень для богатея он был прост. Купеческий сын учился в Нижнем Новгороде, в кадетском училище, но после революции, весной 18-го года прибыл домой, не закончив обучения. Гринька Бражников стал активистом новой власти, а Филимон помогал родителям на покосе и на пасеке; у Телеповых была большая пасека, более двух сотен семей… Так случилось, что юноши влюбились в одну девушку по имени Маргарита. Она была синеокой, белолицей и необычайно кроткой и чуткой. Если в её присутствии громко заплачет ребёнок, то она падала в обморок. В чувство её приводили ударами по щекам или же обливали водой. Гринька неоднократно засылал сватов к Мельцыным — родителям Маргариты, но девушка не давала своего согласия. Очень «осерчал» Бражников ибо думал: виновен во всем Филимон Телепов, которому Маргарита отдаёт своё предпочтение. Родители девушку не неволили, но интерес всё же проявили: почему она отказывает Григорию. Отвечала она им более чем странно: неужели, Вы, хотите выдать свою дочь за волка; он — зверь. Дивились родители, но спорить и возражать не решались.
— А за кого пойдёшь? — спрашивали они.
— Филя будет мне небесным женихом» — кротко отвечала она.
Белая армия во второй половине лета заняла полностью наш район. Гринька Бражников ушёл вместе с частями Красной Армии на Пермь. Через год он вернулся уже командиром роты. Для разведки он выслал небольшой разъезд из деревни Симонята в Рощу. Этот отряд каким — то образом перехватили белые, и полностью его уничтожили. Позднее всех погибших красноармейцев похоронили в Малых Урмах, там и сейчас стоит памятник. Белые, которые разбили отряд красных благополучно ушли на деревню Павлы и дальше на Лысьву.
Когда Бражников с красноармейцами вошёл в Рощу то первым делом распорядился расстрелять отца Филимона, ибо думал, что Телеповы навели белых на разведывательный отряд красных. На следующий день он приказал привести к себе Филимона, который занимался похоронами отца. Гринька велел сорвать с земляка одежду и заставил красноармейцев водить его в обнажженном виде по селу; его били кнутами. Филимон однако сохранял твердость духа. Он только всем говорил, что умирает невинным, и просил народ не верить «красноперикам», которые ради лживой правды лишат их полностью свободы. Возмутились жители Рощи, даже собственный отец Гриньки плюнул ему под ноги. Понял красный командир, что зверски мучая Филимона, ему авторитета селян, а тем более сердца Маргариты не завоевать, и решил действовать иначе.
На следующий день он увёз Филимона в Симонята. В этой деревне жила колченогая девушка, с мелкими гнойничками по всему телу.
— Женись на ней — живым останешься! — приказывает Бражников пленнику. Но юноша был твёрд,
— От Маргариты я отказаться не могу…
Крепко били красноармейцы младшего Телепова, но тщетно. Тогда и приказал Гринька увезти подальше в лес соперника и там его убить. Утопили парня примерно в двух километрах от Симонят в глубоком Сылвенском омуте. Теперь этот омут называют не иначе как Филина яма. Левый крутой берег реки, из глины желтого цвета, в одночасье, стал темно — фиолетовым, — очень траурный вид… С тех пор эта глина используется населением в лечебных целях.
Когда Филимона утопили, то Маргарита упала в обморок. Родители едва смогли вернуть её к жизни.
— Но, как она смогла узнать о гибели Фили? — удивляется девочка.
— Некоторые люди живут не только нашим обычным временем, но и вечностью, где присутствуют все времена. Вот у Маргариты, избранной Богом было такое свойство: она проживая на Земле, уже пребывала в вечности… — Пояснила Агафья Ивановна, продолжив рассказ. — После того как Маргарита очнулась от обморока, то сразу отправилась в скит, который располагался на левом берегу Сылвы, почти напротив нынешней деревни Низ.
Гринька Бражников сделал ещё раз попытку посвататься к ней, но она отвергла его со словами: уйди прочь, душегубец! Он ушёл с частями Красной Армии на восток; вернулся в родное село через два года. Женился Гринька на девушке из деревни Коптелы., но стал сильно зашибать спиртным и постоянно бил жену; она ходила почти постоянно в страшных глубоких царапинах, как будь-то они оставлены были когтями крупной собаки. Вскоре боевой опыт Бражникова пригодился районной власти, так как она уже три года не могла справиться с партизанским отрядом белого офицера Дрёмина. Конечно, его отряд называли тогда бандой. Отряд Дрёмина наводил ужас на руководителей двух районов: Шамарского и Кишертского. Летом отряд действовал активно, а зимой «отлёживался» в деревне Вязовка. Теперь уж этой деревни нет, а раньше она была самой богатой в наших краях. Возможно, по этой причине Дрёмин выбирал её для своей стоянки. Бражникова назначили командиром сводного отряда по уничтожжению банды Дрёмина. Глубокой осенью, когда был уже снег по колено, отряд Бражникова выступил из деревни Нижняя Баская в направлении Вязовки. Застать врасплох отряд Дрёмина не смогли; они с боем ушли на деревню Кремлёво. и далее дав два боя на деревню Березовка и Жубря. Оторваться от наседающих преследователей не смогли, и приняв под Жубрей последний бой, — их, гонимых, осталось только два человека, — отряд Дрёмина был полностью разбит. Тяжелораненый Дрёмин уже испускал дух, как к нему подскочил Бражников, размахивая саблей. — решил поглумиться. Но в это время Дрёмин неожиданно поднял пистолет и выстрелил. И то, что здесь произошло на глазах бойцов сводного отряда удивило и поразило всех. Тело Бражникова стало из превращаться из человеческого в волчье, но полностью так и не превратилось, — умер Гринька — красный командир. Так и осталось его тело с головы до живота человеческое, ниже — волчье, даже тощий хвост вырос. К телу Дрёмина, из боязни повторения такого же действия, не прикасались, лишь взяли с собою наган, на котором была серебряная пластинка с надписью. А труп оборотня — Бражникова привезли в райком Шамарского района.
— Оборотня, бабушка, можно убить только серебрянной пулей, — прерывает рассказ бабы Гани внучка. — Я об этом по телевизору узнала.
— Может так оно и было: наган — то был с серебряной пластиной, а вот на счёт пуль мне не ведомо… Слушай дальше. Райкомовцы с трупом не ведают, что и делать: хоронить с почётом — сраму не избежать! Вот и решили: захоронить тело оборотня Бражникова на скотомогильнике…
А небольшой скит, где обитала Маргарита, вскоре был разогнан властями; она стала жить в глухом лесу одна. Очень много она она спасла детей от различных хворей по всей округе. Только стоит ребёнку закричать от сильной боли, как Маргарита ужу тут. Она имела свойство появляться неожиданно и так же исчезать, и к тому же свободно ходила по воде: река Сылва была для неё пешеходной трассой. Колченогую девушку с множеством гнойников на теле из деревни Симонята она вылечила всего в два приёма, намазав её фиолетовой глиной из Филиной ямы. Эта девушка вышла замуж и родила аж семерых детей. Кроме этого Маргарита деревню Симонята от ящура, который мог поразить весь домашний скот, оставив деревню на верную смерть от голода. Подворье, на котором появилась эта болезнь она приказала сжечь, а его жителей отправила в лес на всё лето. По осени им всем селом построили дом и выделили в складчину необходимую животинку. Перед смертью она оставила завещание с просьбой похоронить её возле Филиной ямы в глухом лесу. Её наставление верующие старообрядцы — беспоповцы выполнили сполна. На сороковой день после её смерти из — под пригорка, где она была погребена, стал бить родник. Этот источник считается у нас святым. Народ, наряду с глиной из Филиной ямы, лечится водами этого источника от всевозможных болезней. Каждый год жители деревни Симонята в Троицу совершают крестный ход к её могиле, к месту погребения Святой Маргариты.
— А почему она Святая? — со слезами умиления на глазах спрашивает Леночка.
— Святыми бывают те подвижники веры, перед которыми мы — обычные люди чувствуем себя: недостойными и грешными. Они без порочно преданы Богу. А наша преданность чаще всего делится на преданность Богу, и семье, и мужу или жене, и детям, и даже государству с партией, как это было совсем недавно.
— А Филимон был предан Маргарите, — делает вывод девочка.
— Ты правильно мыслишь, — поощряет внучку баба Ганя. — Святой Маргарите. Только мы с тобою заговорились и время обеда уже минуло: пошли на кухню, потом козлушек пасти, а вечером в огород…
— Бабушка, а почему в тех местах где хоронят Святых появляются родники? — продолжает интригу вокруг сказа девочка.
— Родник — это лучший памятник Небесной Славы для Святого, — так ведётся с незапамятных времён, — ответила Агафья Ивановна внучке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шалинские сказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других