Сказ, как литературное произведение наиболее популярен на Среднем Урале. Виной этому П. П. Бажов. Так что такое сказ? Сказ – это сказка «припудренная» реальными событиями, хотя можно сказать и наоборот: житейские истории «припорошенные» сказкой. Этот жанр интересен как для детей так и для взрослых. Желаю читателям получить наслаждение от этой книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шалинские сказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вечный коммунист
— Ой, бабушка, я проспала, — а огород с тобой не ходила, — огорчилась девочка, поднимаясь с постели.
— Сегодня и я не ходила: дождь моросит… Слава Богу, — вечером полоть будем… А теперь умывайся и шаньги есть, — успокоила она внучку.
— А потом что-нибудь расскажешь? А? А то без телевизора скучно. — Поставила условие Лена.
— Хорошо. После того, как козлушек в поле сводим…
— Да пока дождь идёт!
— Ну, уговорила. Только вначале уборку сделаем в избе.
Примерно через час баба Ганя прилегла отдохнуть, а внучка, уже как обычно, с котом на коленях присела рядом с кроватью.
— Сегодня я тете расскажу о вечном коммунисте. Этот рассказ был всем в районе известен до 30-х годов, но позднее его не рассказывали, так как можно было за это и тюрьму попасть.
— Бабушка, а кого коммунистом называют? — проявляет живой интерес девочка.
— Коммунисты — это такие люди, которые решили сделать для всех равенство и счастье. Через подобное действие они решили сделать людей безгрешными. Они думали: без Бога сделают людей счастливыми, но того не понимали, что человека без греха нельзя родить и вырастить… Поэтому они и делали всё для того, чтобы объединить людей в равенстве, на основе своей идеи, не считаясь с Богом и людским мнением. Они считали и верили, что уничтожив богатых на земле будет царствовать справедливость. Они были орудием дьявола, ибо он как и они всегда пытались разделить людей на определённые группы, в то время как у Бога мы все братья и сёстры… Если тебе нужно объяснение по науке, то спроси у своего папы — он образованнее меня — то будет… Началось все это перед самой революцией, — начала своё повествование старушка. — В Сылве образовалась подпольная, то есть тайная, организация большевиков, тех же коммунистов — так они в то время прозывались. Возглавил организацию Ржанников Иван Павлович. И повадился к нему ходить из деревни Сарги молодой парнишка Сенька Жилин. И до того он вбил себе в голову ученье коммунистов, что постоянно спорил со своими родителями, и уж очень не любил священников. Он постоянно говорил: Бога нет, Души нет… Только социалистическая революция принесёт освобождение народу. Очень много народу по тем временам «омрачилось» и желало выступить против Царя, против Бога. Народ не понимал, что из братьев и сестёр начали рождаться враги. Однажды, в Троицын день все прихожане возвращались из сылвинской церкви в деревню Саргу. Вместе с ними шёл и Сенька Жилин. Всю дорогу, до своей деревни, он на зло верующим говорил: у вас как и у меня нет Души. Все разговоры о Боге и Душе — вздор, а ваш священник продаёт верующим только опиум, вместо надежды и упования…
В это время его чёрт и побрал.
— Как он мог его «побрать»? — удивляется Леночка, прерывая рассказ бабушки.
— Налетел сильный ветер — смерч и поднял его над землёй и унёс Сеньку обратно в Сылву, бросил его возле дома Ржанникова, то есть возле жилья своего наставника. Что с ним сделал нечистый неведомо, только после этого Сенька стал ещё более отчаянным и постоянно на своих собраниях говорил: смерть или коммунизм! Вскоре и свершилась революция 17-го года, а затем по нашим местам прокатилась гражданская война. Сенька Жилин командовал отрядом сылвинских большевиков. Его отряд участвовал в боях под Кузино, Сабиком, Шалей, а затем отступил на Пермь. Через год Семён вернулся на родину уже командиром Красной Армии. После освобождения Сылвы от белогвардейцев он со своим отрядом ушел на восток и вернулся в родную деревню в середине 20-х годов. Учитывая его заслуги перед большевиками его назначили на работу в милицию, а затем и её начальником в районе… В жёны он взял девушку из крепкой семьи Сарафановых, из той же деревни Сарги, но жили они уж очень странно: детей не было. Жена — Анфиса год от году выглядела хуже и хуже — так «с лица и спадала. Люди говорили: «сосёт» нечистый… Во время коллективизации, в самый разгар борьбы с кулачеством Семён Жилин подписал распоряжение о высылке семьи Сарафановых из Сарги, как кулаков — злейших врагов советской власти.
— Баба, а кто такие кулаки? Мы в школе не проходили, — тихонько дёргает за рукав старушку девочка.
— Говаривали люди, что это самые работяги, которые что утром рано встать спали не на мягких подушках а на кулаках. Вот такую работящую семью — близких родственников Семён и решил извести. Очень умоляла его не делать вреда семье Анфиса, но тщетно. От такого поворота событий, а это было в сентябре, с отцом Анфисы Гурьяном случился удар: умер скоропостижно. Манефа — его жена попросила власти отложить отъезд на три дня, чтобы похоронить мужа согласно правослвного обряда. Через три дня она с семьёй собралась ехать, но неожиданно исчез сын Петр, пришлось ехать на поселение в Ивдельский район, без него.
Объявился Петруха через день у своей сестры Анфисы. В это время Семён был ещё на работе. Петр просил сестру лишь на время его спрятать; он боялся оставить в Сарге свою девушку Сурнину Наталью.
— Не миновать нам беды, — говорила ему сестра, — придёт Семён — убьёт и тебя и меня; он не пожалеет нас… Ну, да ладно иди на чердак, — решила она, чмокнув брата в щеку. В этот самый миг, — не раньше и не позже, — вернулся домой Жилин и по милицейской привычке вначале заглянул в окно. Он был страшно ревнив: не имел доверия не только к жене, но и ко всем людям. Выхватив пистолет из кобуры Семен бросился в избу и застал Анфису в сенках.
— Где он? — крикнул Семён, подставляя пистолет к голове супруги.
— Никого нет, Сенечка, — оправдывалась она. — Ты не то думаешь! Я не изменяла тебе!
— У, гадюка! — Семен с силой ударил жену рукояткой пистолета по голове. Она упала…
В это время с чердака спустился Петруха.
— Не бей сестру! Забери меня… Она перед тобой невинна, — обратился он к своему зятю.
— А, контра! — озлобился окончательно начальник милиции. — Сейчас поговорим с сукой, — как она тебя — врага народа привечала! — Он схватил за волосы АнФису и попробовал её приподнять, но тут же понял: она мертва…
Оценил это и брат погибщей; он незаметно вышёл из дома своего зятя. Его нашли утром в деревне Сарге, возле родного дома, повесившегося на толстом суку сосны. Похоронили брата и сестру в один день, без особого по такому случаю ритуала. Семен представил всё дело так, что они — умершие были кулацкой ячейкой, и он, благодаря революционной бдительности, раскрыл заговор. За этот «подвиг» его повысили по должности; он переехал жить в областной центр.
Манефа Сарафанова, оставшись с двумя детьми, Узнала о происшествии только месяца через два, — кто — то из деревни послал весточку. И пожелала она своему зятю: ни дна, ни покрышки… Чтобы он не мог найти покоя на этом свете! С тех пор Семен Жилин ходит по земле и проводит агитацию в пользу коммунистов. Некоторые жители отмечают: Фидель Кастро на Кубе — вылитый Жилин, говорит как он: Родина или смерть! Но на самом деле после тёщиного проклятия у него нет ни Родины ни смерти, так и бродит по земле как призрак, поднимая народ на борьбу за идеи коммунизма.
— И у нас в Шале бродит? — с усмешкой интересуется внучка.
— Конечно. Он по всем странам ходит и будоражит народы, и в Китае, и во Вьетнаме…
— А как он может на других языках говорить? — уже с долей иронии спрашивает Леночка.
— Не лыбся. Все очень просто: его ведь сам черт побрал, то есть он побратался с нечистой силой — вот и весь сказ. Пора вставать — дождь закончился. Обедаем, — козлушек в поле ведём… Да?
— Да, бабушка! Я иду тебе помогать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шалинские сказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других