Краткий путеводитель по мировой культуре. Часть 1

Наталья Викторовна Теренкова, 2021

Приглашаю вас отправиться вместе со мной в увлекательное странствие по древним государствам и религиям, храмам и дворцам, мифам и историям. Я кандидат культурологии, а книга – сборник информации по культурологии, но не в форме учебника, а в виде туристического путеводителя только по древности. В нем собраны наблюдения, впечатления и исследования, которые мной сделаны не только на основе литературных и научных источников, но и в результате личных путешествий.

Оглавление

Глава 3. Культура Месопотамии

3.1 Краткая история и появление клинописи

Древнее Междуречье — земля между рек Тигр и Евфрат, которую часто называют Месопотамия. Как я уже рассказывала в теме про первобытное искусство, именно здесь на территории “плодородного полумесяца” 10 тыс. лет назад случилась “неолитическая революция” — люди перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.

А в VII-VI тыс. до н.э. местные обитатели уже пользовались ирригацией — подводом воды на поля и выращивали зерновые.

Возникновение ранней цивилизации на территории Месопотамии относят к середине IV тыс. до н.э., когда на месте первобытных поселений складываются города. Взаимоотношения внутри них строятся не по принципу родства, а на основе законов.

Это шумерский период, длившийся до нач. III тыс. до н.э. Тогда возникает и эволюционирует письменность, строятся монументальные храмы, осваивается колесо, формируются города-государства: Ур, Урук, Киш, Лагаш и др.

Государство Аккада было основано царем Саргоном Великим при поддержке семитских племен — аккадцев в XXIV в. до н.э. и существовало до XXII в. до н. э. Наивысший подъем шумерской культуры произошел с XXI по XX в. до н.э. — в государстве Шумера и Аккада. С нач. II тыс. до н. э. и до 539 г. до н.э. региональным центром становится Вавилон с перерывом на господство Ассирии с XI в. до н. э. — кон. VII в. до н. э.

Памятники шумерской письменности являются древнейшими в мире. Табличка из города Киша датируется примерно 3500 г. до н. э. — это еще пиктографическое — рисуночное письмо.

Согласно одной из версий, на территории Ближнего Востока для хранения и передачи информации пользовались системой глиняных фишек, каждая из которых обозначала один объект (корову, барана и т.п.). Их помещали в специальные глиняные контейнеры, на поверхности которых наносились символы — краткое описание содержимого. Со временем необходимость в фишках отпала, а контейнеры стали плоскими. На них писали трехгранными палочками, пока глина была мягкой. Оттиск получался в виде клинышка, отсюда название — клинопись.

В середине II тыс. до н.э. эта письменность стала международной, ее переняли не только аккадцы, но и некоторые другие соседние народы.

Любопытный факт: на данный момент у шумерского языка родственники не найдены, т.е. неизвестно ни от кого они произошли, ни их потомки. Образно говоря: пришли ниоткуда и ушли в никуда.

И еще один не менее любопытный факт: до XIX в. о шумерах ничего не было известно. Но была найдена клинописная табличка с текстом на трех языках: староперсидском, эламском и… некоемом сложном и забытом. А раз был язык, значит, был и народ, решили ученые и ввели термин “шумерский”, и только потом их догадка стала находить многочисленные подтверждения.

В период ассирийского господства на территории Междуречья царь Ашшурбанипал в VII в. до н.э. собрал библиотеку из более чем 25 тысяч клинописных текстов.

Глиняные таблички шумеро-аккадской культуры в большинстве своем расшифрованы. Это и гимны богам, и молитвы, и религиозные мифы и легенды, а также списки царских династий.

3.2 Боги Месопотамии и планета Нибиру

Религия Междуречья характеризуется многобожием и антропоморфизмом, т.е. человекоподобием богов.

Мифы рассказывают о том, что в начале была богиня первичных вод Намму.

Она породила бога неба Ану и богиню земли Ки, они были слиты воедино на вершине мировой горы. Там они породили сначала бога воздуха Энлиля, а потом других богов игигов и аннунаков. Это группы богов, одни старшие, другие младшие. Но в разных текстах дается противоречивая информация о старшинстве.

Когда им стало тесно на горе, Энлиль отделил небо от земли. Ану стал править небом, Энлиль — надземным миром, а его брат Энки — бог мудрости — пресными подземными водами.

Мифы и пантеоны шумеров и аккадцев похожи, но не идентичны.

Варианты генеалогии богов представлены на двух схемах.

Перемены в государстве, отражались на мифологии. Так в период возвышения Вавилона главным богом становится — Мардук — верховный покровитель города Вавилон.

А в ассирийское время — Ашшур — бог войны, главный бог ассирийцев.

Согласно “Сказанию об Атрахасисе”, младшим богам нужно было работать:

“Две с половиной тысячи лет

Они тяжко трудятся днем и ночью.”

Устав, игиги взбунтовались и окружили дворец Энлиля:

“В средину стражи, в самую полночь

Был Экур окружен, но Энлиль не ведал.”

Потребовали младшие боги освободить их от работы и Энке предложил создать людей:

“Труд богов поручим человеку,

Пусть несет человек иго божье!”

Материалом для него была глина и божественная кровь.

“Воистину божье и человечье соединятся, Смешавшись в глине!”

Богиня Нинту отломила 14 кусков глины, а 7 богинь рождения создали или запланировали или смоделировали 7 мужчин и 7 женщин. А после этого:

“ когда пришел девятый месяц —

В назначенный срок раскрыла лоно.

С сияющим, полным радости ликом,

С главою покрытою

Повиванье свершила.”

Проще говоря, люди были созданы богами из глины с добавлением божественной крови для того, чтобы работать вместо них.

В другом мифе “Энки и Нинмах” идея создания человека принадлежит матери Энки — Намму, на что он ей отвечает: “Мать моя, творенье, что ты назвала, уже существует”.

Возможно, речь идет о некоем образце, который нужно изменить, чтобы можно было на него возложить бремя труда.

Энки взял в помощь богиню Нинмах, но перед началом работы, устроил пир, на котором они оба перебрали спиртного и смогли создать лишь уродцев. Эта ветвь людей не имела продолжения.

И у богов, как мы видим, не все получается сразу. Первый опыт оказался неудачным, тем не менее людей создали с добавлением божественной крови, и нужны они были, чтобы работать за богов.

Для древней земледельческой культуры было важно понимание процесса смены времен года. Жители Месопотамии — не исключение. Центральный персонаж этого цикла мифов — шумерская Инанна или аккадская — Иштар — богини плодородия, любви и войны. Как и египетский Осирис, они умирающие и воскресающие боги.

Согласно мифу, Инанна отправляется в загробный мир, чтобы совершить погребальные обряды по Нергалу — супругу ее сестры, богини загробного мира Эрешкигаль.

У ворот “страны без возврата” ее встречает привратник Нети. Для того чтобы войти в каждые из семи ворот подземного дворца, Инанне приходится снять с себя одежды и украшения, которые содержат магическую силу “ме”. Богиня любви предстает перед сестрой обнаженной и беспомощной. Хозяйка загробного мира направляет на неё свой “взгляд смерти”, и Инанна превращается в труп, который Эрешкигаль “вешает на крюк”.

Все бы закончилось плохо, если бы Инанна не предполагала такой исход. Перед своим уходом, она наказала советнику и визирю Ниншубуру, по прошествии 3 дней оплакать ее и пойти за помощью к Энлилю — богу ветра, Нанну — богу Луны и Энки — богу мудрости.

Помочь решается только последний. Он достает грязь из под ногтей, создает двух существ — “кургура” и “калатура”, отправляет их в загробный мир с травой и водой жизни и магическим заклинанием.

Спустившись в страну без возврата, они застают Эрешкигаль в родовых муках. Она не может разродиться, потому что богиня любви и плодородия мертва. Кургур и калатур смягчают ее муки магическим заклинанием и оживляют Инанну.

Но есть законы неподвластные богам: богиня любви может вернуться на землю, только если найдет себе замену для страны без возврата. Поднявшись наверх, Инанна застает своего мужа — бога-пастуха Думузи, посягнувшим на ее трон и отправляет его вместо себя в загробный мир.

В отличии от египетских полей Иалу, где обитателей ждет почти “райская жизнь”, потусторонний мир Междуречья унылый и хмурый как для богов, так и для людей. Умершие едят горький хлеб и пьют соленую воду или, вовсе, нечистоты и помои.

Чистая питьевая вода, нормальный хлеб и покой только для тех, по ком был исполнен погребальный обряд, а еще для павших в бою воинов и многодетных женщин.

Как вы догадываетесь, жители Месопотамии не торопились отправиться в загробный мир. А сама “страна без возврата” — это предтеча представлений про ад.

Еще одна история про богов и загробный мир — миф про Энлиля и Нинлиль, в котором повествуется о том, как верховного бога наказали, отправив в “страну без возврата”.

И это тоже важный факт, который рассказывает нам о нравственных установках жителей Междуречья. Казалось бы, Энлиль — верховный бог! Кто может его наказать, да еще и отправить в ссылку? Но, оказывается, законы выше богов. Энлиль наказан за изнасилование, которое не позволено никому: ни богам, ни людям.

Вероятно, жителям Месопотамии удалось создать систему правосудия. Законы пользовались уважением, поскольку в разное время создавались законодательные тексты.

Самый известный из них относят к XVIII в. до н.э. — это свод законов царя Хаммурапи, первый в истории светский сборник законов. На столбе из базальта высотой 2,25 м клинописью записаны законы, а на верхушке рельеф с изображением бога солнца — Шамаша и самого Хаммурапи.

Шумеры собирали налоги, использовали деньги, вели земледельческие и исторические записи.

Хочу отметить еще один факт, который, как мне кажется, отлично характеризует взаимоотношения с богами в Междуречье. В храмах размещались фигурки молящихся — адоранты. Это небольшая скульптура, изображающая конкретного человека со сложенными на груди руками и увеличенными глазами в знак почитания богов. Каждая подписывалась, чтобы не перепутать.

Адоранты оставляли в храмах, чтобы они молились вместо людей. Вероятно, у тех были более… важные дела…

В конце истории про богов хочу буквально пару слов добавить про нашумевшую планету Нибиру, которую некоторые исследователи считают родиной богов Междуречья.

В мифе Энума Элиш, датируемом XII в. до н.э. есть как минимум две строки с упоминанием Нибиру: “Он [в контексте — Мардук] установил положение Нибиру, чтобы указать им [звездам/созвездиям] пути/границы” [Энума Элиш. Табличка V, строка 6]

и еще: “Пусть Нибиру будет держателем места пересечения небес и земли” [Энума Элиш. Табличка VII, строка 124]

Прямого указания на то, что боги пришли с Нибиру в текстах нет, но то что это некий центр мира, вполне можно сказать. Дальнейшие выводы делайте сами.

3.3 Вавилонская башня и другие уникальные сооружения Месопотамии

Храмы — “дома богов” строили огромными в форме усеченной ступенчатой пирамиды с лестницами, назывались они зиккураты. Материалом для строительства служил кирпич-сырец, который сверху облицовывался обожженным кирпичом. Ступеней было от 3 до 7. Их раскрашивали в разные цвета. Низ — черного цвета символизировал подземный мир, середина — красная, как человеческая кровь, верх — голубая или белая, как небо.

Есть разные версии возникновения храмов и их использования. Одни исследователи считают, что внутри зиккурата нет помещений, только дом бога на самой вершине с его статуей внутри, а другие говорят о комнатах для священников и работников.

Одни ученые думают, что шумеры пришли с гор, а высокие храмы о них напоминали. Другие предположили, что это обсерватории для наблюдения за звездами, третьи выдвигают версию об установлении дистанции между людьми и жилищем богов, а четвертые, наоборот, уверены, что люди хотели добраться до небожителей.

Как в истории про Вавилонскую башню. Основой для нее как раз и послужил зиккурат, только исследователи не знают какой. Есть как минимум 2 претендента. Основной — это несохранившийся храм Этеменанки в Вавилоне с 7 ярусами и высотой 91 м. Дата его постройки неизвестна, но в XVIII в. до н.э. он уже был.

Второй — зиккурат в Уре, построен в XXI в. до н.э. У него 3 яруса, высота 20 м, основание 64 х 46 м, находится в Ираке.

На данный момент нет единого мнения о том, почему в Междуречье строили именно такие храмы. Лично мне нравится версия, которую можно выразить русской пословицей: “До Бога высоко, до царя — далеко”. Люди живут своей жизнью. Дома богов, где-то очень высоко. Они, конечно, вмешиваются в дела людей, но не очень часто. Для того чтобы не пропустить момент когда бог вселяется в свою статую, наверху всегда дежурит человек — жрец, а от скуки за звездами наблюдает.

На рубеже II — I тыс. до н.э. по результатам таких наблюдений был составлен клинописный документ “Энума Ану Энлиль” в котором описано около 7000 предзнаменований. Естественно, что в этих текстах множество астрономических данных.

В Междуречьи разделили небо на 12 известных нам созвездий. Время считали по шестидесятиричной системе счета, как мы и продолжаем делать сейчас. Основным был лунный календарь с 12 месяцами по 29-30 дней и к нему добавлялся високосный месяц.

Наука в основном была прикладной, т.е. применялась в жизни. Для этого разработали метрическую систему и систему мер, пользовались дробями, решали уравнения, возводили число в квадратную и кубическую степень, знали число"Пи", вычисляли длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника; применяли на практике физические законы при строительстве кораблей и понтонов; знали химические реакции, например, брожение.

Культура Междуречья подарила миру множество важных открытий, которыми мы пользуемся и сейчас. Кроме первой международной письменности, ирригации, расчетов времени и результатов наблюдений за небом, о которых я уже сказала, были и другие. Некоторые ученые считают, что именно здесь изобрели колесо, а еще стали изготавливать стекло и плавить медь, изобрели и стали использовать канализацию и водопровод, у них была развитая медицина, а еще придумали настольные игры, ткачество и школы.

Возвращаясь к архитектурным сооружениям Месопотамии и Вавилона, в частности, невозможно пройти мимо еще одного, известного как чудо древнего мира — это Висячие сады Семирамиды.

По легенде, царь Навуходоносор II в VI в. до н.э. приказал построить в Вавилоне сад для своей жены. Получилось многоуровневое здание, на котором высадили растения.

Другая версия относит сады к IX в. до н.э. и правлению царицы Ассирии — Семирамиды — отсюда их название. Есть еще одна версия, что сады построили в VII в. до н.э. в Ниневии. Как Вы уже поняли на данный момент точно не известно, где находились сады и были ли они на самом деле.

Вавилон был обнесен несколькими стенами, толщина основной достигала 5,5 м.

Внутрь с разных сторон вели ворота. Самые известные из них, построенные в VI в. до н.э., посвящены богине Иштар.

Они покрыты яркой цветной глазурью с изображениями львов, быков и сиррушей. Последних называют вавилонскими драконами. У них змеиная голова с раздвоенным языком, чешуя на теле, хвост скорпиона, ноги льва и хищной птицы.

3.4 Эпос о Гильгамеше и история о потопе

Известно, что жители Междуречья делили свою историю на два периода: до потопа и после него. Я не буду сейчас углубляться в вопрос было ли это локальное наводнение или глобальный подъем вод, а остановлюсь на тексте, в котором рассказывается о потопе.

“Эпос о Гильгамеше”, или поэма “О всё видавшем” — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире и самое крупное произведение, написанное клинописью. Эпос создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний в XVIII—XVII вв. до н. э.

Гильгамеш — реальный правитель города Урука на рубеже XXVII — XVI вв. до н.э. По легенде, он на две трети бог.

У него есть волшебный барабан, дающий власть над людьми. Мужчин своего города он отправляет работать, а женщин — в свою спальню. Людям это, конечно, не нравится, и они вопиют к богам.

Богиня-мать, услышав жалобы людей, создает дикого человека Энкиду. Гильгамеш желает с ним сразится и помериться силами, но никто не выходит победителем из поединка, и соперники становятся друзьями. Однако, Энкиду скучно во дворце, и Гильгамеш придумывает развлечение: срубить священные кедры и убить чудище Хумбабу, которое их охраняет. Сказано — сделано.

Залюбовавшись статью и красотой героя, богиня Иштар хочет выйти за него замуж, но Гильгамеш ей отказывает. Обиженная богиня насылает на Урук небесного быка, однако друзья с ним справляются.

Но тут подоспели боги, которые разгневались на Гильгамеша за священные кедры. В наказание они насылают смерть на Энкиду. Герой отправляется к Утнапишти, бессмертному человеку, чтобы узнать как тот получил бессмертие. Тот рассказал царю, что после того как боги создали людей, те расплодились по всей земле, стали шуметь и мешать небожителям. Энлиль предложил уничтожить человечество, а другие боги его поддержали. Только Энки был против. Но его заставили поклясться, что людям он ничего не расскажет.

Для того чтобы не нарушить клятву, пришел Энки к Утнапишти и заговорил со стеной, предупреждая хозяина о грядущем потопе и советуя построить корабль-коробку:

“Тот корабль, который ты построишь,

Очертаньем да будет четырехуголен,

Равны да будут ширина с длиною,

Как Океан, покрой его кровлей!»

Дождь бушевал несколько дней. Когда море успокоилось Утнапишти причалил к горе и трижды выпускал птиц, чтобы понять открылась суша или нет. Потом вышел на берег, запалил жертвенный костер и “Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву”

Раскаялись в содеянном, а Энлиль даровал Утнапишти бессмертие.

Думаю, Вы и сами заметили сходство этой истории с библейским рассказом про Ноя. Я добавлю только то, что она еще и старше по времени создания.

В следующей главе нашего путешествия мы не будем покидать регион и окунемся в культуру древнего Ирана.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я