Краткий путеводитель по мировой культуре. Часть 1

Наталья Викторовна Теренкова, 2021

Приглашаю вас отправиться вместе со мной в увлекательное странствие по древним государствам и религиям, храмам и дворцам, мифам и историям. Я кандидат культурологии, а книга – сборник информации по культурологии, но не в форме учебника, а в виде туристического путеводителя только по древности. В нем собраны наблюдения, впечатления и исследования, которые мной сделаны не только на основе литературных и научных источников, но и в результате личных путешествий.

Оглавление

Глава 5. Культура древних евреев.

5.1 История формирования иудаизма

Начиная разговор о культуре древних евреев, в первую очередь стоит уделить внимание религии — иудаизму, которая во многом определяет этот народ.

Основным источником сведений о мифологии древних евреев является Библия, точнее, Ветхий завет, причем как канонические книги, созданные в основном в период с XII по IV вв. до н.э., так и апокрифические датируемые 200 г. до н.э. — 100 г. н.э. Ветхий завет в иудаизме называется ТаНаХ. Это слово — акроним — начальные буквы трех разделов: Тора — Пятикнижие, Невиим — Пророки, Ктувим — Писания (Агиографы).

Еще источники информации о мифологии: Талмуд IV в. до н.э. — первые века новой эры и небольшое количество исторических сочинений, например, книги Иосифа Флавия I в. н.э.

Талмуд — это толкования “закона Моисея”, собранные вместе и отредактированные к V в. Он стал кодексом религиозно-юридических правил житейской и вероисповедной мудрости. Талмуд назывался устным законом, в отличие от писанного — ТаНаХа, потому что его содержание долгое время передавалось из уст в уста.

По времени возникновения он делится на две части: более ранняя Мишна — обширное «повторение», то есть толкование, закона; и позднейшая Гемара — толкование Мишны, т.е. толкование толкования. Обе они распадаются в свою очередь на Галаху (свод законов и ритуальных правил) и Агаду (легенды, притчи, юридические казусы и пр.).

Мишна написана на древнееврейском языке, Гемара — на арамейском, который был разговорным языком восточных евреев. Талмуд сохранился в двух редакциях: иерусалимской (Иерушалми) и вавилонской (Бабли). В VI-Х вв. к Талмуду были добавлены различные комментарии — Мидраши.

Уникальной для Древнего мира чертой иудаизма является монотеизм — вера в одного бога. Первая известная в истории мировой культуры попытка ввести его была связана с реформой египетского фараона Эхнатона, датируемая примерно, XIV в. до н.э.

И, хотя после его смерти в Египте был официально восстановлен политеизм, память об этой реформе должна была сохраниться. Неслучайно Библия связывает важнейший этап развития иудаизма с именем Моисея.

Ему приписывается положение приемного сына египетской царевны и воспитание при дворе фараона. А время жизни — несколько более позднее, чем время правления Эхнатона, вероятно, XIII в. до н.э.

История развития иудаизма в Древнем мире охватывает значительный промежуток времени — примерно от начала II тыс. до н.э. — это история Авраама — библейского прародителя народа, и заканчивая первыми веками новой эры.

Исследователи предполагают, что изначально религиозные представления древних евреев развивались в русле, традиционном для всех религий Древнего мира, и переход от политеизма к монотеизму проходил постепенно. Евреи были кочевым народом и, по одной из версий, не давали имен своим богам, используя названия места, где сверхъестественное существо, по их мнению, обитало. Говоря проще, бог горы жил в горе, бог ущелья — в ущелье, бог реки — в реке и т.д. Именно поэтому, переход к монотеизму для них оказался более естественным, чем для тех народов, у кого был развитый политеизм, с пантеоном богов и установившейся их генеалогией.

Однако, о подлинном утверждении еврейского монотеизма можно говорить только во второй половине I тыс. до н.э., когда царь Иосия в VII в. до н.э., начал борьбу с идолопоклонством.

Но даже в период после «Вавилонского пленения» в VI в. до н.э. монотеизм не является строгим: кроме единого бога Яхве или, по-другому, Иеговы допускается существование большого количества других сверхъестественных существ — ангелов и демонов, созданных богом.

5.2 Краткая история еврейского народа

Название религии евреев — "иудаизм"происходит от имени Иуды, но вовсе не от того, которого все знают и который предал Христа. Иуда — достаточно популярное еврейское имя, не раз встречающееся в Библии. Для того чтобы понять кто он, придется немного углубиться в библейскую историю.

Как я уже упоминала, религия евреев начинается с Авраама, заключившего договор — завет — с богом. О том, что Заказчик в лице бога Яхве, умножит потомков Авраама и приведет народ в Землю Обетованную — место, где они по преданию обретут счастье, а Исполнитель в лице Авраама и его потомков, будет выполнять божественные заповеди. Сыновья и внуки Авраама стали родоначальниками колен израилевых — племен, составляющих народ.

Ожидая прихода в Землю Обетованную, еврейское племя продолжало кочевать и, во время большой засухи, оказалось на территории Древнего Египта, где обосновалось и осталось жить лет на 400. Со временем их численность, видимо, достигла угрожающих размеров, потому что египетские фараоны стали относиться к ним с опаской, сделали их рабами, а один из них приказал убить всех младенцев мужского пола. Именно в это время рождается пророк Моисей, который младенцем попадает в египетскую царскую семью и в ней воспитывается.

Когда мальчик вырос, то выполнил волю Яхве и вывел евреев из рабства. После чего народ скитался по пустыне 40 лет, чтобы умерли все бывшие рабы, и только свободные вошли в Землю Обетованную. В это время Моисей на горе Синай получает от Яхве 10 заповедей — приложение к договору Авраама, записанное на глиняных табличках.

1 И говорил Элоhим все слова сии, сказав:

2 Я Йеhова, Элоhим твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

3 Да не будет у тебя других элоhим сверх Меня.

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею.

5 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Йеhова, Элоhим твой, Элоhим-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня,

6 И творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

7 Не произноси имени Йеhовы, Элоhим твоего, попусту, ибо не пощадит Йеhова того, кто произносит имя Его попусту.

8 Помни день субботний, чтобы святить его.

9 Шесть дней работай и делай всякое дело твое;

10 А день седьмой — суббота — Йеhове, Элоhим твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих.

11 Ибо в шесть дней создал Йеhова небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой. Посему благословил Йеhова день субботний и освятил его.

12 Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Йеhова, Элоhим твой, дает тебе.

13 Не убивай.

14 Не прелюбодействуй.

15 Не кради.

16 Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным.

17 Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

[Шемот 20:1-17]

После смерти пророка евреи, под предводительством Иисуса Навина, захватывают территорию Палестины и переходят от кочевого образа жизни к оседлому.

В новом государстве представители 12 колен получили свои территории, кроме левитов — служителей храма, которые подразделяются на коэнов — священников — это те, кто ведет свою родословную по мужской линии от Аарона — брата Моисея, и всех остальных.

Расцвет еврейской государственности наступает при царе Соломоне в X в. до н.э. Тогда был построен знаменитый Иерусалимский храм, который известен только по описаниям. Его строительство началось в 961 г. до н.э. и продолжалось 5 лет. Это так называемый “Первый храм”.

После смерти Соломона государство распадается на Иудею и Израиль. В VIII в. до н.э. Израиль был захвачен Ассирией, жители 10 колен угнаны в плен и ассимилированы. А Иудея, где остались колена Иуды и Вениамина — сыновей Иакова, стало единственным еврейским государством до вавилонского пленения в VI в. до н.э. Слова “еврей” и “иудей” — житель Иудеи — в это время стали значить одно и тоже. В современной терминологии все же есть различия и “еврей” — это представитель народа, а “иудей” — еврейской религии.

Вавилоняне разрушили храм Соломона, который был восстановлен по приказу Кира Великого, после того как персы завоевали Вавилон. Это — “Второй храм”.

Естественно, что евреи в это время благожелательно относились к персам и, соответственно, их религии — зороастризму. Из него заимствуется учение о будущем приходе спасителя, о конце света и последней битве сил добра и зла (в иудаизме — Армагеддон), о Страшном суде и телесном воскресении, а также ряд других.

Персидская империя пала под натиском Александра Македонского, а евреи оказались под греческим влиянием.

В I в. до н.э. храм перестроили по приказу царя Ирода I Великого. Размеры его были: в длину — 31 м, в ширину — 10 м и в высоту — 15 м. Вместе со всеми пристройками он занимал 52 м в длину и 27 м в ширину. Храм был обнесен трехъярусным ограждением.

Уже при его внуке в 6 г. н.э. Иерусалим стала частью Римской империи, а второй храм был разрушен в 70 г. римской армией во главе с будущим императором Титом Флавием во время подавления еврейского восстания. Сохранилась только западная стена, получившая название Стена плача. Третий храм, согласно преданию, будет построен на месте двух предыдущих.

В 135 г. после очередного неудачного восстания против римлян, евреи были изгнаны из Иерусалима, а провинция Иудея переименована в Сирию Палестинскую. Так начался период диаспоры, т.е. рассеяния по всему миру. Продлившийся вплоть до провозглашения в 1948 г. независимого еврейского государства.

Тайну того, как евреям удалось сохранить свою национальную идентичность без государства, стоит искать в традициях народа.

5.3 Кашрут и Шаббат

Во время рассеяния по миру большую роль для сохранения единства народа играли традиции, среди которых, обращу Ваше внимание на две.

Первая — Кашрут — правила, касающиеся еды, юридических, бытовых и ритуальных аспектов, основанные на требованиях Галахи — свода законов в Талмуде.

Так, кошерными считаются коровы, овцы и козы, а свиньи и кролики — нет. Рыба будет кошерной, если у нее есть чешуя и плавники, соответственно, раки и осьминоги — некошерные.

Красная икра — кошерная, потому как производится кошерными рыбами, а черная — нет. Домашняя птица кошерная, а хищники и падальщики — нет. Алкоголь не запрещен, но есть система требований и ограничений для определения его кошерности.

Некошерными являются насекомые, пресмыкающиеся и грызуны.

Интересный факт: некошерными признаны мобильные телефоны, в которых есть функции СМС-сообщений, интернета, фото и видеокамера и т.д.

С первых веков нашей эры Талмуд становится основой всей жизни еврейских общин, и не только религиозной. Утратив свое государство и свою светскую власть, живя разбросанными общинами среди иноплеменного и иноверного населения, евреи во всех затруднительных случаях обращались к руководителям своих общин — талмид-хахамам (позже их стали называть раввинами), которые должны были найти решение проблемы в Талмуде.

Вторая традиция — Шаббат — празднование субботы. По меткому выражению еврейского писателя Ахад Ха-Ари: “Не столько евреи сохранили Шаббат, сколько Шаббат сохранил евреев”.

Это праздник, в который, во-первых, нельзя выполнять определенные виды работ. Среди 40 пунктов запрета, есть запрет на приведение предмета в готовность, а значит, нельзя нажимать кнопку лифта, отрывать туалетную бумагу и, тем более, стряпать. Поэтому блюда субботней трапезы готовятся заранее. Эта традиция восходит к библейским историям про сорокалетние скитание по пустыне после исхода из Египта. Тогда бог кормил евреев манной и, согласно Торе, в пятницу они должны были собирать двойную порцию манны, чтобы не делать этого в субботу.

“…а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни” [Исх. 16:5]

Символизируют эту традицию две свечи и две халлы — хлеб заплетенный косой.

Шаббат начинается в пятницу с заходом солнца, но за 18 минут до этого женщина зажигает субботние свечи. Во время праздника ни зажигать, ни гасить свечи нельзя. Как религиозный праздник Шаббат сопровождается молитвами и благословениями. Перед началом трапезы происходит троекратное омовение рук. Дальше вся семья с друзьями и родственниками собирается за большим столом, где не только кушают, но и рассказывают истории еврейского народа.

Вот это еженедельное напоминание о том, кто они такие, и позволило евреям сохранить свою самоидентичность.

Заканчивается Шаббат через сутки — в субботу после захода солнца.

Конечно, среди еврейских традиций не только Кашрут и Шаббат. Я выбрала эти две, потому что мне они кажутся важными для понимания культуры народа. Но не менее интересны, в этом контексте, представления о загробном мире.

5.4 Загробный мир иудаизма

В Ветхом завете имеются упоминания о шеоле — царстве мёртвых, во многом близкие к месопотамским представлениям, что и неудивительно, поскольку евреи — это одно из семитских племен, во II тыс. до н.э. обитавших на территории Месопотамии.

Шеол — это подземный загробный мир: “…страна тьмы и сени смертной, страна мрака…” [Книга Иова 10:21-22].

Существовали и другие названия подземного мира — "страна безмолвия","земля забвения","долина смертной тени","погибель","низший мир","источник истребления","врата смерти".

В книге пророка Исаии [5:14] он описан неким существом, страшным чудовищем, которое проглатывает мёртвых, смыкая над ними свою пасть. Как и в Книге пророка Аввакума [2:5], где тоже подтверждается наличие у Шеола пасти говорится, что утроба его вечно ненасытна.

Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место посмертного обитания для всех душ:"сойду к сыну моему в преисподнюю"[Бытие 37:35].

Только самые страшные грешники проваливаются сквозь землю и нисходят в шеол живыми, как описано в книге Числа [16:30-33]. Заключенные в шеоле души испытывают мучения: они"окованы скорбью и железом", пребывают в непроницаемой тьме и в хаотическом"неустройстве", говорит Книга Иова [10:21-22].

В пророческих книгах рассказывается, что царей-тиранов в шеоле заживо поедают черви. А «человеконенавистники» предаются огню ярости бога:

“ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения её, и попаляет основания гор” [Второзаконие 32:22].

"Богопротивниками"тёмные силы шеола овладевают ещё при жизни: на них набрасывается"первенец смерти"и низводит их к демоническому"царю ужасов"[Книга Иова 18:13-14].

Кроме умерших грешников в шеоле обитают еще различные злые духи, мучающие души умерших.

В"Книге Иова", которую большинство исследователей относят к IV в. до н.э., а некоторые считают более древним, среди жалоб Иова есть и такая:

"Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?"

[Книга Иова 3:11].

И далее он говорит, что в таком случае лежал бы с царями и советниками, и характеризует этот загробный мир:

"Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего"

[Книга Иова 3:14-19].

Здесь загробный мир предстает как место покоя и отдыха, что противоречит другим высказываниям о шеоле, причем даже тем, которые имеются в этой же книге. Возможно, здесь имеется в виду особая область шеола — "место покоя"для избранных, но других упоминаний об этом месте в Ветхом завете нет.

Еще один любопытный момент — это сомнения Иова в существовании загробного мира:"Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?"[Книга Иова 14:14].

Возможно, что основанием для сомнений стала, широко распространенная в древнем иудаизме, идея о том, что основное наказание осуществляется не на том, а на этом свете. Божественное наказание настигало живых, и если не самих провинившихся, то их потомков. В Ветхом завете бог изображается как"не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода"[Исход 34:7].

И о как самом страшном таком наказании говорится в той же"Книге Иова":"Ни сына его, ни внука не будет в народе его; и никого не останется в жилищах его"[Книга Иова 18:19]. Косвенное свидетельство такого же рода дает нам третья глава книги Бытие, где описывается грехопадение людей и изгнание их из рая: среди проклятий, которые бог обрушивает на людей, нет ни одного слова о наказаниях в загробном мире. Бог просто закрывает доступ в райский сад.

Соответственно, и воздаяние в иудаизме в значительной степени связывается именно с земной жизнью. Так, даже в Талмуде, в связи с учением о спасителе — мессии, возникшем в послепленный период и под явным влиянием зороастризма, с его приходом связывается и торжество богоизбранного народа на земле, и значительное улучшение жизни."В дни мессии"мир будет обновлен. А в момент его появления, земля, согласно Талмуду, станет производить"ежедневно новые плоды, женщины станут ежедневно рожать, а земля — приносить хлебы и шелковые одеяния"[Шаб., 30б], люди достигнут 1000 лет от роду, прекратятся болезни, распри и войны.

Примечательно, что, как и в шумеро-аккадской мифологии, в древнем иудаизме практически нет учения о месте загробного блаженства. Рай упоминается во второй книге Бытия, но там это место на земле — в Эдеме на востоке, описан он очень кратко — как прекрасный сад, полный плодовых деревьев:"И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке"[Бытие 2:8], там текут четыре реки.

Именно в этот сад бог поместил Адама и Еву и из него изгнал после грехопадения.

Кстати, а вы знаете, что бог не выгонял Еву из рая?

В 3 главе книге Берейшит, иудейский аналог книги Бытия, говорится:

3 И выслал (обратно) его Элоhим Йеhова из сада Эйдэна, возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского керувим с огненным лезвием меча вращающегося, чтобы охранять путь к дереву жизни. [Берейшит 3:24]

И нигде нет упоминания об изгнании Евы.

У меня есть версия, почему так получилось. Дело в том, что когда, после нарушения запрета, бог спрашивает о причинах. Ева сваливает вину на змея, что, конечно, не хорошо, но в сравнении с тем, что Адам перекладывает вину на самого творца, выглядит уже не так страшно.

12 И сказал Адам:"Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел". [Берейшит 3:12]

Видимо, поэтому основные проклятия бога звучат в адрес Адама, но и Еве, и змею тоже достается.

Из текста нельзя с уверенностью сказать, что изгнание из рая — это наказание за грехопадение. Ведь его бог придумал для того, чтобы не позволить Адаму жить вечно.

22 И сказал Элоhим Йеhова:"Вот, Адам стал единственным, в ком есть добро и зло, и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не поел, и не стал жить вечно". [Берейшит 3:22]

Заметили, что речь опять идет об Адаме? Так почему же Ева оказалась за пределами райского сада?

Думаю, потому, что “к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою". [Берейшит 3:16]. Говоря иначе: сама ушла за мужем.

Можно, конечно, придерживаться версии, что женщина для древнего народа имела мизерное значение по сравнению с мужчиной, дальнейший текст Священного Писания это подтверждает, потому Бог просто не снизошел до того, чтобы выгнать Еву. Однако, судя по тому как много внимания уделяется именно этой женщине, она — исключение.

Вернемся к представлениям о рае. У пророков это скорее образ того состояния, в котором люди будут пребывать в царстве мессии. В книге Бытие Эдем находится на востоке. Большинство ученых предполагают, что это территория Месопотамии, хотя есть версии по которым рай мог быть на Армянском нагорье и, даже, в Индии.

По более позднему учению, бог забрал рай с земли и поместил его на небо — именно эта идея получит дальнейшее развитие в христианстве и исламе.

С ориентацией на земную жизнь связана еще одна идея иудаизма, получившая распространение в послепленный период и также связанная с зороастризмом — это вера в грядущее воскрешение, выражающая чаянья праведников:"Но Бог избавит душу мою от преисподней, когда примет меня"[Псалтирь 48:16]. В другом же псалме она проглядывает уже более определенно:"Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление"[Псалтирь 15:10]. Датировка данных псалмов затруднительна. Известно, что окончательная их редакция относится к III в. до н.э., но многие псалмы восходят к допленному периоду.

Определенный намек на грядущее воскресение дает и Первая книга Царств, где говорится, что обычных грешников"Господь умерщвляет и оживляет, низводит в шеол и возводит…"[1-ая книга Царств 2:6]. Книги Царств, созданные, по-видимому, в VI в. до н.э. прошли редактирование в период Вавилонского пленения.

Из всех книг Ветхого завета, входящих в еврейский канон, надежда на будущее воскресение наиболее отчетливо прослеживается в"Книге пророка Даниила":"И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда"[Даниил 12:2-3]. Согласно библейскому тексту, Даниил в период Вавилонского плена жил при дворе царя, и был жив еще и при Кире Персидском. Поэтому идея будущего воскресения вполне могла быть заимствованной.

Любопытную трансформацию претерпевает в иудаизме образ бога зла — Ангро-Маньи. Любая монотеистическая религия сталкивается с проблемой происхождения зла. В политеистических религиях Древнего мира все боги могут совершать как добрые, так и злые поступки относительно друг друга и людей. В зороастризме утверждается изначальное существование двух полярных богов, один из которых воплощение добра, а другой — зла. В монотеистическом же иудаизме данная проблема решается достаточно противоречиво: источником зла оказываются Люцифер (Сатана) — высший из сотворенных ангелов, и другие ангелы, вместе с ним восставшие против бога. Сатане же теперь приписывается вина за грехопадение людей, т.е. это он соблазнил Еву, и он же становится владыкой ада.

Дальнейшее развитие идеи загробного мира и посмертной души человека получают в Талмуде. Там нет принципиально новых идей относительно загробного мира, но в нем есть интересные рассказы об обитателях шеола, которые упоминались в ТаНаХе: например, там говорится о шедим. Это некие существа, которым приносили в жертву животных и даже своих детей:"приносили жертвы бесам, а не Богу"[Второзаконие 32:17]. Среди них есть косматые бесы — сеирим.

Мидраш наделяет их крыльями как у ангелов и возможностью добраться до небес и узнать будущее, но в отличии от божьих помощников, шедим питаются, размножаются и умирают. Согласно преданию у них птичьи лапы, они учат колдовству, могут вселяться в людей, наводить безумие и порчу. Они произошли от Адама и Лилит или от Лилит и Самаэля — начальника демонов, вечного противника архангела Михаила, отождествляемого с Сатаной. Любопытно, что его имя в переводе — это два слова “яд” и “бог”.

Лилит — это злой дух, который в Библии упоминается лишь однажды.

Согласно Талмуду, она овладевает мужчинами против их воли с целью родить от них детей, поэтому не рекомендуется мужчинам ночевать в доме одним. По одной из версий, Лилит была первой женой Адама, которую бог создал из глины. У них сразу же возник спор, потому что женщина требовала от Адама признать ее равной, так как они оба сделаны из одинакового материала. Не сумев убедить мужчину, Лилит взмахнула крыльями и улетела. Бог отправил за ней в погоню трех ангелов, но женщина отказалась вернуться и заявила, что будет вредить новорожденным. Тогда ангелы взяли с неё клятву: она не должна входить в дом, в котором увидит их самих или их имена, и наложили наказание: ежедневно будут умирать сто из её детей. В заговорах для роженицы и новорожденных вместо Лилит выступает Первая Ева, о которой сообщается, что она"обратилась в прах еще до сотворения Второй Евы". В мидрашах говориться о двух Лилит: старшей и младшей. Первая — жена Самаэля, вторая — Асмодея — сластолюбивого демона искусителя.

В ветхозаветных апокрифах шеол часто отождествляется с геенной, он предстает"огненной бездной", где текут пламенеющие реки для"исцеления духа"грешников. Согласно талмудическим сказаниям, шеол находится не под землей, а как бы в ином пространстве, за"горами тьмы", так что из него виден рай, и наоборот. Шеол становится преградой,"огненным мечом", охраняющим путь к древу жизни, чтобы злые не приобщились к вечности и, тем самым, не увековечили зло. К нему ведут трое ворот: одни расположены близ Иерусалима, вторые — в пустыне, а третьи — на дне морском; в то же время у шеола 40 тысяч входов. Он в 60 раз больше рая, и в 3600 раз больше земного шара. Иудеи верили, что путешественники, приближающиеся в море или в пустыне к таким воротам, слышат душераздирающие вопли терзаемых там грешников. Есть трактаты, где шеол описывается подробнее, например, он разделен на семь отделений и в каждом последующем огонь в 61 раз жарче, чем в предыдущем, а глубина каждого из них — 300 лет ходьбы.

В шеоле заканчивает свой путь огненная река, которая начинается под Престолом славы и, обойдя вселенную, изливается на грешников. Шеол, выполняя роль своеобразного чистилища, способствует избавлению душ от злобы и нечистоты. Для каждого грешника определяется срок, который он проведет в преисподней, и только закоренелые грешники мучаются там больше года, после чего отправляются на небеса. Половину своего срока в шеоле они проводят в огне, а другую половину — на льду. Причем, когда души отправляются к двум ледяным горам, то тайно приносят оттуда снег! Рассыпают его и уменьшают силу пламени, т.е. грешат даже в шеоле. Виды наказаний в преисподней символизируют караемые ими грехи. В праздники души освобождаются от мук. Это касается и субботы. А в конце времен ангелы Михаил и Гавриил откроют врата шеола и"выведут за руку"всех провалившихся туда.

В Талмуде находит развитие и идея мессии — спасителя, который совершит праведный суд, воздаст людям по заслугам и возвратит души умерших в их тела. Но прежде чем появится на земле мессии, придут девять его предвестников. Среди них роль первосвященника, который"совершит помазание мессии", воскресит мертвых и"откроет храмовую утварь времен мессии", отведена Илье Пророку.

Иудеи верили в возможность вызывать тени (души) умерших и беседовать с ними. Так, библейский царь Саул приказал волшебнице вызвать тень умершего Самуила.

Вера в духов зафиксирована и в Талмуде, который не только допускает наличие бесчисленных демонов обоего пола, земных и водных, дневных и ночных, но в нем разработана даже специальная рецептура для борьбы с ними.

Как вы успели заметить, представления о шеоле в иудаизме, и в целом, религия евреев — это переломный момент в формировании религиозного мировоззрения. Представьте себе воронку в которую “вливались” идеи разных древних культур, в том числе и самих евреев, а “выливались” концепции, которые легли в основу мировых религий христианства и ислама, и потому являются актуальными и сегодня.

От самого известного народа предлагаю перейти к самой известной древней культуре. Кто из нас не читал мифы про Геракла и Одиссея, Зевса и Посейдона, не изучал теорему Пифагора и не слышал про закон Архимеда? Следующая остановка нашего путешествия “культура древней Греции”.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я