Краткий путеводитель по мировой культуре. Часть 1

Наталья Викторовна Теренкова, 2021

Приглашаю вас отправиться вместе со мной в увлекательное странствие по древним государствам и религиям, храмам и дворцам, мифам и историям. Я кандидат культурологии, а книга – сборник информации по культурологии, но не в форме учебника, а в виде туристического путеводителя только по древности. В нем собраны наблюдения, впечатления и исследования, которые мной сделаны не только на основе литературных и научных источников, но и в результате личных путешествий.

Оглавление

Глава 2. Культура древнего Египта.

2.1 Древний Египет: секрет короны и происхождение мира

Эта тема очень интересная, объемная и одна из моих любимых, поэтому рассказать хочется много. Сразу обращу ваше внимание, что культура Египта была вся направлена на подготовку к переходу в иной мир, а потому отделить мифологию и искусство проблематично.

Древние египтяне называли свою страну"Та-Кемет", что переводится как"Черная земля", потому что после разливов Нила на полях оставалось много ила, делавшего почву черной и плодородной. Еще Та-мери — "земля мотыги".

Название"Египет"("Айгюптос") — греческое. В IV тыс. до н.э. в долине Нила возникли первые государственные образования древних египтян — септы (по греч. — номы). Борьба между ними привела к образованию двух больших государств — Верхнего и Нижнего Египта, а затем, около 3100 г. до н.э., фараон Менес их объединил.

Видимо тогда появилось еще одно название страны"Та-уи"–"две земли". Покровительницей Нижнего Египта была богиня-змея Уаджит. Ее изображение помещалось на урей — диадему правителя, который в свою очередь надевался на корону определенной формы.

В Верхнем Египте центральное место было у богини-грифа (или стервятника) Нехбет. И она тоже размещалась на урее, надеваемом на корону другой формы.

Когда страна объединилась короны будто надели одну на другую, а на урей стали помещать двух покровителей.

В доцивилизационный период у племен долины Нила были развиты фетишизм и тотемизм. Среди фетишей самые известные: столб Джед — символ плодородия в виде снопа зерновых и первичный холм Бенбен — место жительства птицы феникс и символ возрождения. Среди тотемных животных: бык, корова, змея, гиппопотам, крокодил и др.

Религиозные представления египтян складывались из напластований разного времени. Поэтому не только у различных богов были разные имена, но и у одного и того же бога в разное время суток могли быть разные названия. Бог Солнца, как"Восходящее Солнце"назывался Хепри (Хепрер), как"Солнце в зените" — Ра, как"Солнце перед закатом" — Атум.

Египетские боги часто изображались зооантропоморфными, т.е. как люди, но с головой животного. Термин происходит от греческих слов"zoon" — животное,"anthropos" — человек и"morphe" — форма.

В разных номах Египта почитали различных богов. Так в Мемфисе, создателем мира считали Птаха — бога земли, воды и мирового разума.

В Гермополе было восемь изначальных богов — огдоада. Это пары состоящие из мужского и женского божества: Нун и Наунет отвечали за водную стихию, Хук и Хаукет — за бесконечность, Кук и Каукет — мрак, Амон и Амаунет — сокрытое. Хотя изначально последней парой были Ниау и Ниаут — отрицание и ничто.

В Гелиополе верили, что сначала был водный хаос Нун, из него возник Атум-Ра, который произвел на свет бога воздуха — Шу и богиню влажности — Тефнут. У них родились: бог земли — Геб и богиня неба — Нут, которые породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это девять богов или эннеада.

И пусть вас не смущает, что братья и сестры вступают в половую связь и производят потомство. Инцест не только с братьями и сестрами, но и с родителями или детьми для древних религий — вполне обычное дело, которое никак не отражается на потомстве.

Кстати, в традиционных племенах, ведущих закрытый образ жизни, ситуация похожая: вступая в близкородственные связи, они не вырождаются. Ученые объясняют это тем, что у них практически нет рецессивных генов.

Я попыталась собрать воедино всех древних египетских богов в одну генеалогическую схему, по крайней мере тех, у кого известны хоть какие-то родственные связи. Эта схема не какого-то периода или города, а максимум напластований разного времени и территорий древнего Египта. Здесь есть и Птах, и огдоада, и эннеада, и другие боги.

2.2 Почему Тутанхамона похоронили в чужой гробнице?

Тутанхамон — самый известный египетский фараон, но прежде чем перейти к нему самому, расскажу предысторию. Мне кажется достаточно любопытным, что уже у древних египтян в XIV в. до н.э. случилась первая попытка создания монотеизма. Один из фараонов — Аменхотеп IV — провел религиозную реформу, в результате которой установил единобожие.

Он объявил истинным богом — Атона — "солнечный диск", а себя стал именовать — Эхнатон — "угодный Атону". Культы остальных богов были запрещены.

Ученые спорят о причинах такого решения фараона. Возможно, существование в разных номах различных верований препятствовало централизации государства или же самому Эхнатону мешало большое количество жрецов, вмешивающихся в процесс управления страной.

Однако, изменения оказались недолговечными и, после смерти фараона-реформатора, под влиянием жрецов были восстановлены культы старых богов.

Супруга Аменхотепа IV — Нефертити поддерживала его в религиозной реформе. Некоторые ученые, даже, считают, что именно она была инициатором.

Возможно, из-за отсутствия сына, царица со временем отошла на второй план. Хотя по другой версии, Эхнатон сделал ее своим соправителем под именем Нефернефруатон.

Для продолжения династии был заключен брак между Тутанхамоном — сыном Эхнатона и его второй жены Кийи и Анхесенамон — дочерью Эхнатона от Нефертити.

Тутанхамон при рождении получил имя Тутанхатон. Он был совсем маленьким, когда умер его отец.

К вступлению на трон в 10 лет, религиозно-политический курс уже сменился в сторону возвращения старых богов, поэтому в окончании имени появился"амон". Как Вы понимаете, в этом возрасте очень сложно самостоятельно управлять страной, а умер фараон в 19 лет. Все это наталкивает на два вывода. Во-первых: он был политической марионеткой. Во-вторых: возможно, с возрастом стал проявлять характер и высказывать мнение, которое не понравилось реальным правителям, и его"убрали". Гробница Тутанхамона на момент его смерти не была достроена и похоронили фараона в другой — маленькой. Именно поэтому она осталась неразграбленной, в отличии от многих других, к моменту ее обнаружения в 1922 г., английским археологом Говардом Картером.

В это время случился большой всплеск интереса к культуре древнего Египта. За почти 100 лет было найдено множество гробниц и мумий, открыто искусство и расшифрована письменность. Появилась целая самостоятельная наука — египтология.

Без преувеличения можно сказать, что религиозные воззрения египтян оказали влияние на всю западную цивилизацию, через египетско-греческое культурное взаимодействие, особенно в эллинистический период.

Такие идеи как вера в умирающего и воскресающего бога, представления о царстве Осириса как месте блаженной загробной жизни, т.е. прообразе рая, суд Осириса, где умерших судят за их деяния в земной жизни и др. нашли свое продолжение в авраамических религиях: иудаизме, христианстве, исламе. Эта тема была частью моего диссертационного исследования, поэтому я с удовольствием поделюсь с вами результатами.

2.3 Мозги не нужны: египетская мумификация

Теперь давайте поговорим о пути души в загробный мир. Начнем с первого этапа, который ожидает умершего — это мумификация его тела.

Способы были разные от естественной мумификации (высушивания) в песках пустыни, до сложной процедуры, когда, по описанию греческого историка Геродота, вынимали внутренности, обмазывали тело бальзамами (отсюда второе название процесса — бальзамирование), затем помещали в соль на 70 дней, потом обертывали полосками ткани, на лицо наносили глину и расписывали. Представили себе сейчас такую классическую мультяшную мумию?

Процедуру бальзамирования контролировал бог Анубис.

Его изображали черным шакалом, дикой собакой или человеком с головой шакала или собаки. Я уже рассказывала, что такое изображение богов — наследие первобытного тотемизма. Так богиня Бастет изображалась с головой кошки, Таурт — бегемота, Сехмет — львицы — это называется зооантропоморфизм.

Анубис сделал первую мумию, и с тех пор создание всех мумий — это его ответственность. Он же следит за правильным размещением вынутых у покойного внутренних органов. Если сердце возвращают мумии, то для желудка, легких, кишков и печени с III тыс. до н.э. есть специальные сосуды — канопы. Это кувшины символизирующие детей бога Гора. О нем я расскажу дальше, а пока о его сыновьях. Крышки сосудов делались похожими на этих богов:

Амсет — с головой человека — хранил печень и располагался у южной стены. Хапи — с головой павиана — хранил легкие и ставился у северной стены. Дуамутеф — с головой шакала — желудок — у восточной стены. Кебексенуф — с головой сокола — кишки — у западной стены.

Кстати говоря, мозг древние египтяне извлекали крючками через нос, по утверждению того же Геродота, а потом выкидывали, как не особо ценный орган.

Каждый из детей Гора еще и символизировал 4 важнейшие сущности, которые оставались после смерти человека: Кебексенуф — мумию, Хапи — сердце, Дуамутеф — ба, Амсет — ка.

После проведения обряда мумификации настала очередь подумать о судьбе души. Логично, что она должна отправится в загробный мир. Но тут есть загвоздка: какая душа?

2.4 Древний Египет: одну душу покормить, а другую отправить в загробный мир

Древние египтяне верили, что у человека несколько сущностей. Кроме тела (хат), которое после смерти становиться мумией (сах), есть еще имя (рен), тень (шунт), сердце (иб) и три души: ах, ба и ка. Строго говоря, это не души, но не имея более подходящего термина, обычно используют этот. Сам факт веры в существование нескольких душ, принадлежащих одному человеку, не должен Вас удивлять. Такие представления появились уже в первобытный период. В древнеегипетской религии эта идея получила дальнейшее развитие и конкретизацию.

Ах появлялась в тот момент, когда Анубис накладывал руки на покойного и выпускал ее. Это загробное воплощение человека, которое едино с телом, но после смерти, отправляется на небо, а тело — под землю.

Ба — это жизненная сила, которая с наступлением смерти птицей вылетала из тела. Она обитает в гробнице, но может вселяться в животных или отправляться в загробный мир к умершему. Ба должна есть и пить и для этого в гробнице оставляли пищу и питье. У богов тоже есть ба — их священные животные, например, крокодил у Себека. И это еще одно наследие первобытного тотемизма.

Ка — самая главная часть человека, двойник. Она появлялась с рождением, влияла на судьбу, а смерть наступала в тот момент, когда ка выходила из тела. Именно она отправлялась в загробный мир. Для нее сохраняли мумию, в которую ка возвращалась, или хотя бы статую, имеющую портретное сходство с умершим. Если их уничтожить, то двойник погибнет. Ей оставляли в гробнице не только еду и питье, но и вещи, нужные для загробной жизни. Самая страшная казнь была с уничтожением тела, когда, например, отдавали на съедение крокодилам, потому что так наступала окончательная смерть, без возможности попасть в иной мир.

Стоит добавить, что все эти души в ранние периоды принадлежали только богам и фараонам и их было по нескольку, но позднее они стали неотъемлемой частью всех людей.

Итак, именно ка направлялась в загробный мир. Преодолев разные препятствия и избежав нападения чудищ, она попадает на суд Озириса.

2.5 Братоубийство в древнем Египте

Прежде чем продолжить путешествие души, я расскажу Вам про бога Озириса — одного из важнейших богов древнего Египта и правителя загробного мира (по крайней мере, в эпоху Среднего и Позднего царства).

Сначала Осирис был покровителем растительности. По легенде он правил Египтом, а брат Сет — бог пустыни ему завидовал — классический сюжет. Добавлю к этому, что у Сета были и другие поводы недолюбливать Осириса, ведь тот"наставил рога"брату с его женой Нефтидой, породив Анубиса.

Я уже рассказывала про гелиопольскую эннеаду, где бог Ра породил Шу и Тефнут, у них родились Геб и Нут, а у тех в свою очередь: Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Так вот однажды хозяин пустыни собрал заговорщиков и пришел на праздник с богато украшенным саркофагом. Он объявил, что подарит этот погребальный аксессуар тому, кому тот придется в пору.

Представьте себе какой-нибудь шумный праздник, например, корпоративный Новый год или Елку в Кремле. Если бы кто-то из гостей пришел туда с гробом, даже очень дорогим и красивым, вряд ли бы его стали всерьез примерять… Скорее, все были бы неприятно шокированы и разошлись в разные стороны, а диджей включил бы веселенькую музыку, чтобы сгладить ситуацию.

Но совсем не такие нравы были в древнем Египте. Гости с большим энтузиазмом стали примерять саркофаг и, конечно, он никому не подходил. А когда очередь дошла до Осириса, и он удобно устроился внутри, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и выбросили в Нил.

Супруга Осириса — Исида нашла тело, Анубис его забальзамировал. Это и была та первая мумия, которую он сделал. Но предварительно жена зачала от мертвого мужа.

Есть еще версия, что Сет порубил тело Осириса и раскидал по всему Египту. Исида собирала его по кускам, долго не могла найти последнюю часть — половой орган, но когда собрала — зачала. И не удивляйтесь, пожалуйста, этому факту, ведь речь идет не о людях, а о богах. Так, в древнем Египте возникла идея непорочного зачатия.

В результате Исида родила Гора. Я уже упоминала его детей, которые хранили внутренние органы умершего человека. Он же, когда вырос, то, конечно, решил вернуть трон, который незаконно занял его дядя.

Во время борьбы, Гор сначала потерпел поражения, наверное, из-за молодости и неопытности. Сет вырвал у него глаз.

Но потом сын Осириса победил, забрал глаз, дал его проглотить своему отцу. Осирис ожил. Однако не захотел оставаться фараоном на земле, передав это право сыну, а сам стал правителем загробного мира.

Осирис — это воскресающий и умирающий бог. Как и вся природа, осенью он гибнет, а весной оживает. Его изображали зеленым — цвета весенней природы. Но умирает он в земном мире, а воскресает для загробной жизни. Эта его особенность давала надежду каждому человеку, что после смерти он тоже отправится в иной мир.

Осирис — глава загробного суда, на котором решения принимаются в зависимости от моральных качеств умершего — эта идея впервые формируется именно в Египте, но получит развитие в самых различных культурах Древнего мира.

2.6 Приключения души: как пройти суд

Настало время вернуться к душе ка и продолжить путешествие с ней по загробному миру древнего Египта. И на очереди у нас суд.

Представьте себе, Вы потеряли сознание, потом пришли в себя и тут Вас спрашивают: ты убивал? ты крал? А Вы ничего понять не можете: где Вы? что происходит?

Наверное, примерно так себя чувствовала ка, выпав из привычного земного существования и попав в загробный мир.

Понимая это, древние египтяне облегчали душе задачу, они складывали в захоронение"шпаргалку" — это текст так называемой"отрицательной исповеди" — 125-ой главы египетской Книги мертвых. И когда на суде задавали вопросы из этого текста, умершему нужно было все время отвечать: нет.

Кстати, Книга мертвых или, правильнее, “Главы о восхождении к свету” — это магические заупокойные формулы. Самые древние относятся к “Текстам пирамид” и были найдены на стенах гробниц фараонов, в переходное время такие тексты писались на саркофагах вельмож (“Тексты саркофагов”), а позже их стали писать на папирусах и класть на грудь мумии умершего. Этот сборник составлен из множества противоречивых текстов и насчитывает более 180 глав.

Кроме"отрицательной исповеди"обязательным было взвешивания сердца на весах богини Маат. Помните, я говорила, что этот орган возвращали в мумию? Египтяне верили, что оно хранит информацию обо всем, что человек сделал в жизни хорошего и плохого. Хорошее делало сердце легким, а плохое — тяжелым. Кстати, даже в нашей культуре сохранились похожие понятия:"легко на сердце"говорят про человека у которого нет тревог и опасений, а"камень на сердце" — про того, кто чувствует себя виноватым.

Сердце складывали на одну чашу весов, а на другую — перо богини Маат. Она отвечала за истину, закон и справедливость.

Равновесие означало, что умерший оправдан и отправляется дальше. Но если сердце было тяжелее, душу умершего съедало чудовище Амт — гипопотамо-крокодило-лев.

И это было окончательной смертью, того, чего египтяне боялись больше всего.

Они придумали способ обойти взвешивание: во время мумифицирования на сердце складывали амулет в виде жука-скарабея с магическим заклинанием:"сердце не свидетельствуй против меня".

Древние обитатели Египта верили, что жук, который катит с востока на запад (тем самым повторяя путь солнца) свои навозные шарики с яйцами потомства до тех пор, пока они не созреют, связан с возрождением в ином мире.

По другим версиям, души оказавшиеся тяжелыми отправлялись в Дуат — страну мрака, глубокую, темную и бесконечную преисподнюю, из которой исходят ключи Нила или становятся демонами в свите Сета.

Результаты взвешивания сердца записывал владыка времени, бог Луны — Тот, супруг Маат.

В древнем Египте придумали множество магических амулетов, чтобы добраться до вожделенного загробного мира. Это и анх — ключ вечной жизни, и глаз Гора, тот самый, который ему вырвал дядя, и росписи стен гробниц, а еще магические формулы в которых умерший как бы прикидывался богом, говоря: Я — Атум, я — Ра, я — Осирис и т.д.

Поэтому уникальная идея суда над умершими по их моральным заслугам обесценилась.

2.7 Рай по-древнеегипетски

Души счастливчиков, оправданных на суде Осириса отправлялись на поля Иалу. Это самая плодородная земля, на которой ячмень растет высотой в 4 локтя, полба высотой в 9 локтей, где множество еды и напитков. С учетом того, что локоть — это примерно полметра, то получается лес из зерновых культур.

Иалу окружает стена из бронзы, поля свободны от всего нечистого. Но есть небольшая проблемка — там нужно работать: пахать, сеять, поливать и т.д. Иначе, расти ничего не будет. Однако, если покойник был состоятельным, то в его гробницу кладут фигурки работников — ушебти, которые выполнят все вместо него.

В ранний период Иалу предназначались лишь для бога Ра и умершего фараона и размещались на небе, а позднее их перенесли под землю и расширили круг жителей.

Представления о полях Иалу — это древние и широко распространенные идеи о загробной жизни как о продолжении земной, где всеми благами в ином мире пользуются только те, кто обладал ими и при жизни.

Говоря о древнем Египте и представлениях о загробном мире, невозможно обойти вниманием еще одного воскресающего и умирающего бога и одного из главных богов пантеона, бога солнца — Ра.

Если Осирис умирает и воскресает ежегодно, то Ра — ежедневно, потому что по одной из версий, вечером его пожирал змей Апоп. По другой, более популярной, днем Ра плывет по небесному Нилу в барке Манджет, а вечером пересаживается в барку Месектет и спускается в преисподнюю. Там он плывет по подземному Нилу, сражается с Апопом, а утром снова меняет барку. Египтяне верили в победу Ра, но никогда не знали точно: наступит завтрашний день или нет.

Пока бог солнца плавал под землей, на небе его заменял бог Луны — Тот. Прежде чем снова отправиться на небо, Ра совершал омовение в озере на полях Иалу. Когда начинался день, умершие выходили из своих гробниц, чтобы погреться, а некоторые удостаивались чести попасть в солнечную лодку.

Египетские представления о загробном мире вобрали в себя более древние тотемические и фетишистские верования, но и создали новые уникальные идеи, получившие развитие в других мифологиях и религиях, а именно:

умирающий и воскресающий бог;

непорочное зачатие;

поля Иалу — прообраз рая;

суд над умершим;

оценка моральных качеств человека;

определение судьбы умершего по результатам суда;

наличие нескольких душ;

путешествие в загробный мир и возвращение из него для бога.

На этом я заканчивает историю о представлениях про загробный мир. Однако, рассказывая про древний Египет, невозможно обойти вниманием искусство, которое было тесно переплетёно с религиозными представлениям и верой в загробный мир.

2.8 Пирамиды и мастабы Египта

Со времени первых династий именно погребальный ритуал имел основное значение в жизни. Как это ни парадоксально, но вся жизнь была направлена на подготовку к смерти, а точнее, к загробному существованию.

Обнаруженные погребения додинастической эпохи в Египте не имеют принципиальных отличий от захоронений в других регионах. Как свидетельствуют данные археологии, чаще всего умерших хоронили в небольших овальных ямах в скорченном виде на боку, с небогатым инвентарем; иногда рассекали тело на части.

Но со времени первых династий погребальный ритуал ощутимо меняется, и, прежде всего, для фараонов. Могилы-гробницы постепенно становятся более обширными и сложными, поднимаются над уровнем земли. Сначала их делают в форме невысокой каменной платформы — мастабы или пер-джет — «дом для вечности».

В ней было два уровня: наземный и подземный. Причем мумия хранилась внизу, а статуи умершего — наверху. В эпоху Древнего Египта в наземной части делали ложную дверь — это портал, через который могли войти душа или бог.

Начиная с 3-й династии гробницы принимают форму пирамиды. Если Вы думаете, что их было всего 3 или 5-10, то ошибаетесь. Таких построек уже найдено больше ста.

Самая древняя из сохранившихся — это шестиступенчатая пирамида Джосера, построенная в XXVII в. до н.э.

Ее архитектором считается высший царский сановник Имхотеп, который за свое искусство, с VIII в. до н.э. был объявлен полубогом и сыном Птаха.

Это сооружение, как и ранее мастабы, предназначалась для всей семьи. Позднее пирамиды стали индивидуальными.

Для пирамиды Джосера впервые были использованы камни, а не кирпич-сырец. Каменный саркофаг внутри этого сооружения имеет круглое отверстие с затычкой и тем самым напоминает дольмены. Он стоит на обломках более древнего мраморного сооружения, украшенного резными звездами. Происхождение его пока ученым не ясно.

Наверное, самые известные в мире сооружения, о которых вы знаете или хотя бы слышали — это пирамиды в Гизе: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Минкаура).

Строились они вместе с малыми пирамидами-спутницами с XXVI-XXIII вв. до н.э.

Самая большая и самая первая — пирамида Хеопса — единственное из Семи чудес Древнего мира, сохранившееся до наших дней. Ее высота ок. 137 м, длина стороны основания ок. 230 м. Строилась она почти 20 лет племянником фараона — зодчим Хемиуном. Это сооружение, как и пирамиды Хефрена и Микерина, состоит из больших плит весом от 2 до 3 тонн. На ее строительство потребовалось их 2 миллиона 300 тысяч штук, причем они очень плотно пригнаны друг к другу.

Если почитаете в книгах или других источниках, то узнаете, что пирамиды находятся в 25 км от центра современной столицы Египта — Каира. Однако, оказавшись на месте, Вас обязательно удивит то факт, что пирамиды рядом с городом, т.е. это практически его окраина.

В эпоху Среднего царства пирамиды стали гораздо скромнее по размерам; а позднее их вообще перестали строить, заменив гробницами, высеченными в скалах, поскольку уже в первый период раздробленности Египта пирамиды были разграблены, а, значит, оказались непригодными для обеспечения сохранности мумий. Поэтому, после захоронения фараона внутри скальной гробницы, вход в нее засыпался, чтобы запутать грабителей.

Пирамиды и мастабы — это лишь малая часть искусства древнего Египта, значит пора перейти к другим формам.

2.9 Секреты египетских храмов

Крупнейший храмовый комплекс древнего Египта расположен в Карнаке. Старейшее из сохранившихся зданий комплекса относится к XX в. до н.э. — это Белая капелла, построенная по приказу фараона Сенурсета I.

Большой гипостильный зал — самый большой в мире каменный зал с перекрытием, площадь которого 5000 кв.м. Крыша до наших дней не сохранилась. Центральные колонны зала выше остальных — 24 м и 10 м в окружности. Он создавался по приказу нескольких фараонов.

Пилоны и обелиски строились тоже правителями разного времени. Например, царица Хатшепсут, поставила 4 обелиска и планировала еще один — самый большой — высотой 41,8 м и весом примерно 1200 т. Часть его сохранилась.

Ее пасынок Тутмос III поставил два обелиска и приказал создать рельеф с изображением флоры и фауны Египта и завоеванных им территорий.

Огромная гранитная статуя жука скарабея установлена при Аменхотепе III.

В 2 км от Карнакского храма находится Луксорский, посвященный богу Амону, богине Мут и их сыну Хонсу. Его начали строить при Аменхотепе III. Карнакский и луксорский храмы соединены аллеей бараноголовых сфинксов по которой в праздник бракосочетания Амона и Мут, несли барки с изображениями этих богов и их сына из Карнака в Луксор.

Еще одна грандиозная постройка Древнего Египта — храм в Абу-Симбеле XIII в. до н.э., посвященный победе фараона Рамзеса II над хеттами. Его фасад украшают четыре 20-метровые сидящие статуи богов Амона, Ра, Птаха и самого фараона. Два раза в год, в день рождения (22.02) и в день коронации фараона (22.10) в 6 утра, можно было наблюдать, как луч солнца проникает внутрь храма по 65-метровому коридору и освещает по очереди статуи богов Амона и Ра и лицо Рамзеса II.

Рядом с этим храмом находится храм его жены — Нефертари в образе богини Хатхор.

В 60-х гг. XX в. эти сооружения перенесли. Вот так вот взяли два огромных храма и подвинули метров на 200. Дело в том, что из-за строительства Асуанской плотины и разлива озера Насер здания бы пострадали. Был придуман грандиозный проект, по разделению храмов на блоки по 20 — 30 тонн, переносу на новое место с последующей сборкой.

Богине Хатхор посвящен храм в Дендере, построенный уже во время правления Птолемеев, которое длилось с IV по I вв. до н.э.

Кроме изображений самой богини, есть несколько святилищ Осириса на крыше, в одном из которых он изображен в редкой позе — лежащим на животе. Там же находился знаменитый дендерский зодиак. Египтяне создали точные каталоги звезд и карты звездного неба, а также предположили, что днем звезды остаются на своих местах, просто их не видно из-за яркого света солнца.

Еще храм известен изображениями необычных предметов, похожих на лампы накаливания. Египтологи говорят, что это изображения бога, прорастающего как цветок.

Загадочные барельефы найдены в храме фараона Сети I в Абидосе, построенного в XIII в. до н.э., они напоминают изображения летательных аппаратов.

Храм в Эдфу, посвященный богу Гору является вторым по размерам после Карнака — 137 метров в длину, 79 — в ширину, высота пилонов 36 метров. Он существовал с древнейших времен. Позднее, при Птолемеях, был отстроен по древним планам. На стенах храма множество иероглифических надписей на разные темы, в том числе рецепты благовонных мазей.

По приказу Хатшепсут, одной из 5 женщин-фараонов за всю историю Египта, был построен заупокойный храм в начале XV в. до н.э. архитектором Сенмутом. Храм расположен на фоне скал, он состоит из трех огромных платформ, соединенных пандусами (наклонными площадками). Вероятно, раньше они были в зелени.

На самой верхней площадке стоят, возвращенные сюда архитекторами, поврежденные изображения самой царицы в образе бога Осириса. Дело в том, что Хатшепсут была назначена регентшей при своем пасынке после смерти мужа, но в итоге правила больше 20 лет. Поэтому, когда Тутмос III, после смерти мачехи, наконец, добрался до власти, он приказал уничтожить изображения Хатшепсут. Это была страшная месть, ведь так наступала окончательная смерть без возможности попасть в загробный мир.

2.10 Как и на чем писали в древнем Египте

Египетская письменность возникла в IV тыс. до н.э. как пиктографическое, т.е. рисуночное письмо, а к началу III тыс. до н.э. появляется иероглифическое письмо. Это что-то вроде схематичного рисунка.

Для ускоренного написания используют упрощенные знаки, так возникает иератическое письмо, когда знаки становились более округлыми. А в I тыс. до н.э. появляется скоропись — демотическое письмо. Египтяне писали справа-налево, а новый абзац начинали красной краской. Отсюда происходит выражение"Писать с красной строки".

Дешифровал египетскую письменность француз Жан-Франсуа Шампольон, опираясь на данные Розетского камня написанного иероглифами, демотическим письмом и греческим.

Иероглифы использовались для монументальных надписей. Для других текстов применяли иератическое и демотическое письмо.

Писали древние египтяне на папирусах — это вид бумаги, используемый с III тыс. до н.э.

Его делали из растения папирус, который как сырье называли — библ. Его ствол разрезали на полоски, раскладывали по форме готового листа сначала вдоль, потом поперек. Затем отправляли под пресс, доставали, отбивали молотком, промазывали клеем и высушивали на солнце.

Кстати, из папируса еще строили лодки для плавания по Нилу и, как доказал эксперимент Тура Хейердала, по морю.

Для имен фараонов был особый способ записи: их вписывали в специальную форму. Наиболее распространенный вид — картуш (или шену) — это овальный контур с линией. Если овал вертикальный, то линия горизонтальная, а если горизонтальный, то линия — вертикальная. До картуша был серех, который украшался фасадом и планом дворца.

Письменности покровительствовал бог Тот. Он же отвечал и за счет: египтяне знали сложение, вычитание, умножение и деление, пользовались десятичной системой. Древнейшие математические тексты относятся ко II тыс. до н.э.

Бог Тот разделил время на дни и месяцы и ввел летоисчисление. В Египте был календарь на 365 дней, он делился на три сезона: ахет — время разлива, перет — время посева, и шему — время жары. В каждом было по четыре месяца.

2.11 Как спасти мумию

Я уже рассказывала, для египтян было важно сохранить тело как можно дольше, потому что только так душа могла жить в загробном мире. Именно для этого придумали обряд мумификации. Но одно дело сделать и совсем другое — сберечь от уничтожения.

Для сохранности готовых мумий, сооружали сначала мастабы, а потом и пирамиды. Когда же стало ясно, что пирамиды не справляются со своей задачей, потому как их грабили, перешли к захоронениям в скалах. Вход в такую гробницу засыпался и найти его было гораздо сложнее.

Сохранность мумии умершего обеспечивали не только гробницы, но и саркофаги. Самый полный набор саркофагов и ковчегов сохранился в известной гробнице фараона Тутанхамона. Это внешний прямоугольный саркофаг из цельного куска красного кварцита с гранитной крышкой, в нем — деревянный с позолотой, потом еще один деревянный с позолотой, а последний — из золота. Каждый из трех — антропоморфный, т.е. выполнен в форме человека.

Но это еще не все: саркофаги находились внутри четырех ковчегов (ящиков).

Обычай мумификации давал возможность изучать анатомию человеческого тела, что позволило египтянам разработать учение о кровообращении и понять, что сердце — главный орган этой системы. Древнеегипетский"Трактат о сердце"(часть"папируса Эберса" — сборника знаний по медицине), создан более IV тыс. лет назад.

Египтяне заметили, что повреждения головного мозга влекут за собой расстройство функций различных частей тела. По большому количеству найденных при раскопках хирургических инструментов, археологи сделали вывод, что в Древнем Египте была широко развита хирургия.

Еще одним оберегом, защищающим умершего были росписи гробниц. Если Вы хоть раз видели изображения древнеегипетской живописи, то заметили странный способ показывать людей. Это специфический канон, когда лицо и ноги — в профиль, плечи — в фас, глаза — увеличены и подчеркнуты. Мужчина нарисован красной краской и зачастую — выше, женщина — желтой, дети еще меньше ростом, но изображались как маленькие взрослые, а младенцев рисовали голыми.

Затронув тему изобразительного искусства, нельзя не сказать о сфинксах. Если Вы думаете, что он был один, то ошибаетесь. Это достаточно распространенный мотив древнеегипетского искусства: существа с телом льва и головой человека, сокола или барана. Последний символизировал бога Амона. Аллеи таких скульптур сохранились около Карнакского храма. Сокол — это воплощение Гора. Таких сфинксов можно увидеть на стенах храмов, посвященных этому богу.

Человеческая голова была портретом знатного человека. Самый большой из египетских сфинксов находится рядом с тремя пирамидами в Гизе и, предположительно, является портретом фараона Хефрена. Он высечен из целой скалы, его длина более 73 м. Это древнейшая из сохранившихся монументальных скульптур.

Еще две скульптуры, на которых я хочу остановить Ваше внимание, это гигантские статуи фараона Аменхотепа III, созданные в XIV в. до н.э. и расположенные недалеко от храма царицы Хатшепсут. Когда в результате землетрясения I в. н.э. один был поврежден, то на восходе солнца стал издавать звук. Вероятно, его причиной была резко испаряющаяся роса. По этому звуку настраивали музыкальные инструменты. За это скульптуры получили второе греческое название"поющие колоссы Мемнона", в честь мифического царя, сына богини утренней зари — Эос. Однако после реставрации, проведенной по приказу римского императора Септимия Севера в конце II в., звуковой эффект исчез.

В заключении немного о музыке, которая была разножанровой: военной, религиозно-обрядовой, развлекательной, народной и т.д.

Среди музыкальных инструментов самый древний — арфа, придуманная в Египте. Еще играли на тамбуре, лире, тамбурине, флейте, трубе, барабане, систре, менате и др. Два последних — это погремушки, которые имитировали шорох зарослей папируса.

На этом наше путешествие по древнему Египту завершается. Надеюсь вам было интересно со мной? Тогда в путь. Следующая остановка: культура Месопотамии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я