Краткий путеводитель по мировой культуре. Часть 1

Наталья Викторовна Теренкова, 2021

Приглашаю вас отправиться вместе со мной в увлекательное странствие по древним государствам и религиям, храмам и дворцам, мифам и историям. Я кандидат культурологии, а книга – сборник информации по культурологии, но не в форме учебника, а в виде туристического путеводителя только по древности. В нем собраны наблюдения, впечатления и исследования, которые мной сделаны не только на основе литературных и научных источников, но и в результате личных путешествий.

Оглавление

Глава 1. Первобытная культура

1.1 Анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и магия

Важной частью культуры человечества на протяжении ее развития являются верования и мифы.

Здесь я хочу обратить Ваше внимание, на то, что первобытная культура синкретична, т.е. взаимосвязана. В современном мире художник рисует картины, т.е. занимается чистым творчество. Но в представлениях человека традиционной культуры мир не делится на сферы, он целый, а у рисунка есть практическая польза. Например, для тренировки меткости или для выполнения мистического обряда который сделает охоту удачной.

К ранним формам верований относятся:

1. Анимизм (от лат."анима" — дух, душа) — это вера в существование души у человека и у других природных объектов. По мнению английского этнографа Эдварда Бёрнетта Тайлора, который ввел в науку это понятие, представления о душе возникли у древних народов в результате попыток понять разницу между сном и бодрствованием, а также желанием объяснить, что такое галлюцинации и видения.

Тайлор считал анимизм самым древним верованием, которое лежит в основе любой религии. Однако сейчас известны его предшественники: аниматизм — безличное одушевление природы в целом, дологический мистицизм и магия. В наше время анимизм распространен в Африке, Америке, Океании, Азии. В России анимистами остаются нанайцы, саамы, ханты, якуты, манси, ненцы и др.

2. Магия (от греч."мегея" — волшебство) — вера в то, что на объект можно воздействовать при помощи особых потусторонних сверхъестественных сил. Джеймс Джордж Фрезер, английский исследователь истории религии, разделял магию подобия и магию заражения:

— магия подобия. Например, делаем фигурку человека. С помощью сверхъестественных действий связываем ее с конкретным человеком, потом втыкаем булавку в сердце и ждем, когда вам расскажут, что у того случился сердечный приступ;

— магия заражения. Берем предмет, который принадлежал вашему недоброжелателю достаточно долгое время, например, топор, набедренная повязка, а еще лучше волосы или ногти, особым образом на них воздействуем и ждем, когда побежит к жрецу за лекарством.

В современном мире магию практикуют всем известные колдуны вуду, но не только. К такой магической практике, как гороскоп прибегают очень многие. Еще верят в наведение порчи и сглаза, обращаются за помощью к колдунам. У вас наверняка есть знакомые, которые трижды стучат по дереву и плюют через плечо — это магические ритуалы.

3. Тотемизм (от сев.-инд."ототем" — его род) — чаще всего это вера в происхождение человека от какого-то животного. Им поклонялись, в большинстве случаев их запрещалось убивать и есть, хотя периодически могло совершаться ритуальное убийство и поедание. Также тотемом мог стать: ветер дождь, голова черепахи или стебель маиса. Дж. Фрезер считал, что именно тотемизм стал причиной для одомашнивания животных и окультуривания растений. Выращивали рядом с собой тотемных предков, время от времени совершая заклание. Тотемизм, оказал большое влияние на формирование более поздних религиозно-мифологических представлений, особенно, на культ предков. Сейчас тотемизм сохранился в Австралии, Америке, Африке.

4. Фетишизм (от фр."фетише" — волшебство) — поклонение неодушевленным предметам с особыми сверхъестественными свойствами. Это амулеты, обереги: кусок камня, лапка кролика, зубы акулы. Можно сказать, что сказочная волшебная палочка — это тоже фетиш. Религиозный фетишизм сохранился и сегодня. Так для привлечения удачи нужно надеть украшение с подходящим камнем. Почитание мощей в христианстве и буддизме и Черного камня в исламе, тоже фетишизм.

5. Шаманизм (от эвенкийского слова"шаман") — это способ общения с потусторонним миром посредством особенного человека, обладающего способностью к такому общению. Ритуальные действия шамана — это камлание, в результате которого либо духи вселяются в тело шамана, либо его душа отправляется в мир духов для решения насущных проблем. Сейчас шаманизм есть на Алтае, в Бурятии, Якутии, Корее, Мексике, Перу и др.

1.2 Первобытные верования: история возникновения

Каковы были мифы у народов в первобытную эпоху, мы можем судить по данным археологических раскопок. Анализ погребений дает нам возможность предположить, какими были представления о посмертном существовании души в загробном мире. Картину дополняют этнографические исследования народов, находящихся на первобытной стадии развития.

В эпоху позднего палеолита на планете уже обитали Homo sapiens и, параллельно с ними существовали, неандертальцы, которых некоторые ученые относят к Homo sapiens, а другие — к Homo, но иного вида. Неандертальские погребения — предмет дискуссии. Есть гипотезы о том, что сначала сформировалась вера в наличие души и ее загробного существования, а потом сложились погребальные обряды и другие верования и культы. Возможно, у неандертальцев была боязнь самого трупа, т.е. они предполагали наличие необычных сверхъестественных, а значит, пугающих свойств.

По другой версии, неандертальские погребения — это забота об умершем как о больном, без понимания разницы между мертвым и живым, а значит, еще до появления веры в наличие души, т.е. неандертальские способы обращения с умершими возникли раньше религиозных представлений. Эти способы аналогичны инстинктивным действиям свойственным животным: стремлению избавиться от гниющего трупа (инстинкт опрятности) и стремлению сохранить его вблизи себя (инстинкт социальной привязанности).

Возможно, возникшая у неандертальцев традиция захоронения умерших, стала одним из факторов, повлиявших на развитие религиозных представлений у Homo sapiens.

При жизни сравнительно небольшими группами, в которых все друг друга знали, и каждый вносил свою лепту в благополучие племени, смерть одного из членов разрушала гармоничное существование всего коллектива. Даже не понимая принципиальной разницы между мертвым и живым, первобытные люди осознавали (чувствовали, ощущали): что-то произошло с их родичем. Гниющий труп, оставленный в племени, приносил болезни, а за ними и новые смерти. Значит, умершего нужно сделать безвредным для живых. Для этого, прежде всего, и служили погребальные обряды. Однако, избавление от одного из членов, нарушает гармонию существования всего племени. Как быть? Древние люди нашли решение этой задачи — они пришли к необходимому им компромиссу: нужно изолировать, т.е. похоронить, но на территории, принадлежащей племени.

Возможно, именно вопрос о том, что же произошло с родичем, почему он не может проснуться, ведь смерть похожа на сон, и породил представления о духе/душе — субстанции, которая отделяется от тела, и о том месте, куда она уходит, т.е. о загробном мире. Здесь я не буду разбираться с понятием"душа", но обязательно вернусь к нему в будущем.

У народов, находящихся на самом раннем этапе развития определяется только направление, в котором уходят души умерших. Есть верования предполагающие разные судьбы для душ особых людей, таких как вожди, жрецы, колдуны и всех остальных. Первобытные представления фиксируют возможность для душ умерших вселяться в живых людей, и, не обязательно, со злым умыслом. Так, у эскимосов существует следующее интересное поверье: душа умершего предка вселяется в тело родившегося в этой семье ребенка, но находится там только до тех пор, пока его собственная душа не окрепнет.

Древнейшие мифы, говорящие о загробном мире, отображают его как копию земного, где душа человека продолжает вести такое же существование, как и на земле. Поэтому душа нуждается там в еде, питье, одежде, орудиях труда и предметах быта. С этими представлениями связаны как похоронные обряды, во время которых нужные предметы помещаются в могилу умершего, так и различного типа обряды, проводимые позднее в местах захоронений живыми родственниками умерших.

Практически у всех первобытных народов зафиксирован страх перед умершими, которые могут возвращаться на землю и вредить живым. В связи с этим, «забота» об умерших, как во время похоронных обрядов, так и позднее, обусловлена, в первую очередь, не любовью и привязанностью к близким людям, а опасениями за собственное благополучие. У многих племен зафиксированы обряды, мешающие покойнику вернуться на землю.

У первобытных племен существуют мифы, согласно которым смерть не является естественным завершением жизни, а есть результат чьей-то ошибки, обмана или злого умысла. Идеи такого же типа обнаруживаются и в мифах ряда народов, создавших цивилизации Древнего мира.

Некоторые первобытные народы верят в то, что каждый человек обладает несколькими душами с различной посмертной судьбой, т.е. одна душа может оставаться в могиле вместе с телом, другая уходить на небо, или еще куда-нибудь. Такие идеи получили развитие во многих национальных религиях Древнего мира.

Многие религиозно-мифологические представления, которые появились уже в первобытную эпоху, сохранились в более позднее время, вплоть до сегодняшнего дня. Переходя от культуры к культуре, мы проследим их присутствие и трансформацию.

1.3 Первобытное искусство. Палеолитические венеры

Первобытное общество — это древнейший период истории человечества, а значит, и культуры.

Все началось с первого примата, который не только использовал камень и другие подручные материалы для своих нужд, но и приберег его для другого подобного случая. Произошло это примерно 3 млн. лет назад.

Кстати, современной науке известны животные, которые поступают подобным образом. Это и вороны, достающие насекомых при помощи палочки, и обезьяны раскалывающие орехи камнем, еще каланы (морские выдры), которые для таких же нужд носят камень с собой, или некоторые осьминоги, таскающие ракушки для защиты. Человек же умеет применять многоразово разные подручные средства. Условно можно сказать, что страсть к накопительству функциональных вещей — это один из факторов, который сделал человека человеком.

Первобытный период делят на: каменный, медный, бронзовый и железный. Однако, все эти термины достаточно условны. В каменный пользовались не только камнем, медный относят к переходным и в некоторых классификациях включают в следующий — бронзовый. Он характеризуется появлением сплава из меди и олова. Считается, что бронзовый длился до I тыс. до н.э., однако в Америке железный век не наступал до конца XV в., а в Австралии и Океании до XVII в.

Каменный век делится на: древний — палеолит, средний — мезолит и поздний — неолит. Последний начинается"неолитической революцией" — переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Случилось это примерно 10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке в районе"Плодородного полумесяца".

И это сложный вопрос первобытной культуры, поскольку до сегодняшнего дня нет единой теории, объясняющей зачем люди поменяли свой образ жизни.

К позднему неолиту относятся и древнейшие образцы искусства.

Современные находки в Марокко, ЮАР, Израиле и других странах, возможно, поставят под сомнение это утверждение, но пока это только гипотезы.

Первобытное искусство было открыто в XIX веке.

Самым древним видом искусства признана скульптура. Особую роль здесь играют статуэтки так называемых"палеолитических венер".

Первой в 1864 г. обнаружили Венеру Распутную во Франции.

А старейшая из них, можно сказать"бабушка" — это Венера Швабская, найденная в Германии. Ее относят к периоду 35 — 40 тысяч лет назад.

Пусть вас не смущает красота"дамочек". Исследователи пока спорят о предназначении подобных фигур, но основная версия предполагает, что они символизируют собой"плодородие", поэтому у большинства широкие бедра, большие живот и грудь, достаточно четко обозначенная вульва, но маленькие или отсутствуют голова и руки.

Самая известная из палеолитических венер — Венера Виллендорфская, найденная в Австрии.

Обратите внимание: голова у нее есть, а вот с лицом не повезло. Но у меня есть версия. Возможно, это просто шрамирование — тип татуировки шрамами. Как на этих фото.

Можно предположить, что она лысая и по всей голове покрыта шрамами, глаза закрыты, а намек на рот — маленькое отверстие.

Подобные фигурки были найдены в Италии, Чехии, России, в том числе, и на Зарайской стоянке в Московской области, и в других странах.

Конечно, первобытное искусство не ограничивается только палеолитическими венерами, есть еще как минимум наскальные рисунки и огромные архитектурные сооружения — мегалиты. Об этом в следующем параграфе.

1.4 Стоунхейндж и другие загадки первобытной эпохи

В конце 19 века археолог-любитель де Саутола вместе с дочкой буквально набрел на пещеру Альтамира в Испании.

Одиннадцатью годами ранее местный охотник обнаружил вход в пещеру, когда освобождал свою застрявшую собаку. Его рисунки не заинтересовали, а вот археолог вместе с другом раскопал пещеру и датировал рисунки палеолитом. В настоящее время их относят к позднему палеолиту.

Позднее было найдено еще много подобных пещер по всему миру. Самая ценная и знаменитая из них — Ласко во Франции, потому что в ней почти 2 тысячи сохранившихся рисунков. Их датируют периодом 15-18 тысяч лет назад.

Эту пещеру, кстати, тоже нашли случайно четверо мальчишек в 1940 г. Упала сосна, в которую попала молния, образовалось отверстие, дальше историю вершило юношеское любопытство, а после него долгий труд археологов.

Больше всего будоражат воображение исследователей и обычных людей объекты первобытной архитектуры.

Это мегалиты — сооружения из огромных камней, которые появляются в III-II тыс. до н.э. по всему миру. Их назначение до сих пор вызывает споры.

Среди них выделяют менгиры — вертикальные камни, высотой более 2 метров.

Одна из версий предполагает, что такие глыбы — аналог современных стел, устанавливаемых как погребальные или памятные знаки. Их датируют неолитом, медным и бронзовым веком.

Дольмены — относительно небольшие сооружения, сложенные из больших камней. Возможно, это погребальные строения. Они встречаются по всему миру. На территории России их много в Адыгее и Краснодарском крае, относящихся к III — II тыс. до н.э.

Но есть и более древние, например, Creu Cobertella в Испании датируют IV тыс. до н.э.

Кромлехи — круговые ограды из вертикально стоящих менгиров. Тут масса версий использования: календарь, храм под открытым небом, модель Солнечной системы и др.

Самый известный кромлех расположен в Англии — это Стоунхендж.

Его создавали в три фазы в IV — III тыс. до н.э. Он состоит из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков по 25 тонн, 5 огромных трилитонов — сооружений из трех камней, весом до 50 тонн и так называемого"алтаря"в центре, весом 6 тонн.

Кромлехи встречаются по всей Евразии, но больше всего их на Британских островах и полуострове Бретань во Франции.

Из-за большой удаленности от нас во времени первобытного периода, сложно реконструировать все сферы жизни людей.

Для того, чтобы компенсировать этот момент, ученые наблюдают за представителями"традиционных культур". Такой термин используют для обозначения культур народов, продолжающих и в наше время жить на первобытном уровне. По аналогии с подобными культурами можно предположить, что у первобытных были такие виды искусства как музыка, песни, танцы и др.

Вероятно, причиной возникновения искусства стали религиозно-мифологические представления, которые на протяжении всей истории человечества играли очень важную роль.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я