Москва. Автобиография

Группа авторов

Этот город за восемь веков своей истории повидал немало. Об этом городе говорили, что он стоит, подобно Риму, на семи холмах, что церквей в нем сорок сороков, что он хлебосолен и радушен – а еще не верит слезам... Именно с этого города после избавления от татаро-монгольского ига началась история государства Российского, и именно этому городу было суждено стать столицей. В этом городе жива память о прошлом, и все же он всегда современен. Этот город – Москва.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Москва. Автобиография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Новоиерусалимский монастырь и патриарх Никон, 1660-е годы

Августин Майерберг, Себастьян Главинич, Иоанн Шушерин

В 1652 году патриархом Московским и всея Руси был избран Никон, вокруг которого объединились сторонники «реформации» в Русской православной церкви. Церковный собор 1654 года одобрил реформу Никона, которая заключалась в частичном изменении обрядности: двуперстие заменялось троеперстием, земной поклон — поясным, вместо «Исус» полагалось писать «Иисус», а также менялись некоторые каноны и правила богослужения. Никон добился исправления церковных книг, старые церковные книги и иконы, как и иконы, написанные «не по-нашему», то есть по европейским образцам, подлежали уничтожению, а приверженцев старины (старообрядцев) предали анафеме и отлучили от церкви.

Однако стремление Никона вмешиваться в мирские дела изрядно раздражало царя, между владыками духовным и светским произошел разрыв, и Никон, отказавшись от патриаршества, удалился в Воскресенский монастырь на Истре — тот самый, который также известен под именем Новоиерусалимского.

А. Майерберг писал:

Было время, когда патриарх Никон, которого царь любил больше всех, казался у него всемогущим, но, свергнутый силою постигшей его судьбы придворных, уже шесть лет скрывается в построенном им монастыре, бросив всякую надежду на свое возвышение при дворе, но возвышаясь благородством духа. Этот монастырь называется (Новым) Иерусалимом и находится в 40 верстах от Москвы и только в 300 шагах от прежней обители.

Монастырь был основан в 1657 году в селе Воскресенском, которое Никон приобрел из «государевых земель». Причем в селе уже имелась, как сообщал на соборе 1666 года стольник Р. П. Боборыкин, «деревянная церковь во имя Воскресения Христова с приделы… а в той церкви была служба вседневная».

Спутник А. Майерберга капеллан С. Главинич также упомянул о Никоне и Новом Иерусалиме в своей записке.

Глава Русской церкви, патриарх Никон, сын протопопа, или архипресвитера, человек тонкий и по природе острого ума, хоть и не знает никакой другой письменности, кроме греческой, отведанной им в самой скромной доле, и вполне кирилловской, держит, однако ж, при себе сведущих в обоих языках людей из Греции.

Обыкновенное его пребывание в селе Иерусалиме, где он выстроил великолепный монастырь для себя и неподалеку тоже для монахинь в 8 немецких милях расстояния от Москвы. Этот город обыкновенное местопребывание других патриархов, но упомянутый Никон, уже больше 10 лет тому, изгнан оттуда по заговору, составленному против него придворною знатью. Некоторые сказывали ту причину, что он оказался первым зачинщиком войны, предпринятой против поляков; другие, что он главный виновник чеканки медных денег, из-за чего многих привел в бедность; а некоторые утверждали, что большой был охотник управлять царским двором единственно по своей только мысли.

Существует легенда, будто бы Новым Иерусалимом этот монастырь назвал сам царь Алексей. Автор «Известия о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона» о. Иоанн Шушерин, ученик Никона, писал:

И во оно время святейший Никон патриарх купил себе в Иверском монастыре село Воскресенское, от царствующего града четыредесят пять поприщ, у некоего Романа Боборыкина, в строение во Иверском монастыре, и начал многажды шествовать туда, соглядая села того, и абие пришла ему мысль, еже бы построить во оном месте монастырь, пришествия ради своего, дабы ему приходить в монастырь, а не в село.

И так, со благоволением великого государя, начал строить Воскресенский монастырь, лес секли и церковь строили и келии.

Когда же приспело время быть освящению церкви, тогда святейший патриарх призвал на освящение храма самого великого государя, и так благочестивый государь царь побывал в Воскресенском монастыре, возлюбил место оно и, отъехав мало, написал писание святейшему патриарху Никону своею рукою сие: «Яко благоволи Господь Бог исперва место сие предуготовать на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму».

Святейший же патриарх Никон, получив писание оно с радостью, и положил его в среброкованном ковчежце под святым Престолом, и повелел по царскому писанию званием именоваться Воскресенский монастырь Нового Иерусалима.

По сем послал в Палестину, во святый град Иерусалим Живоначальной Троицы Сергиева монастыря келаря старца Арсения Суханова, дабы ему восприять (подобие) с Иерусалимской великой церкви Святого Воскресения, кою церковь создала во Иерусалиме исперва благоверная и Христолюбивая святая царица Елена, мати святого царя Константина; той же келарь вскоре во Иерусалим шествие сотворил и повеленное исполнил.

Святейший же Никон патриарх повелел в Воскресенском монастыре, со оного подобия Иерусалимской церкви, святую церковь созидать великую зело и пространную, каковой церкви во всей России и во окрестных государствах в настоящем времени нигде не обретается, ибо и оная Иерусалимская святая церковь от озлобления турок во многих местах разорена бысть, и иными неправославными верами по своим обычаям исперепорчена; и тако блаженный строил оную церковь.

Известно, что в 1649 году константинопольский патриарх Паисий подарил Никону модель Иерусалимского храма, выполненную из кипариса и инкрустированную перламутром. В том же году в Иерусалим был послан старец Суханов за описанием и обмерами святыни. По его возвращении и началось осуществление грандиозного замысла Никона. При этом Никон не стеснялся«улучшать» оригинал, о чем свидетельствует, например, надпись на стене Новоиерусалимского собора: «…в самом углу Иерусалимского Храма церковь Пресвятой Богородицы невелика и темна и низка… зде же, на том месте, церковь Пресвятой Богородицы, нарицаемая Успения, изряднейшая и светлейшая и пространная, яко же зрится всеми».

На соборе 1666 года, лишившем Никона патриаршего сана и отправившем его в ссылку, в числе прочих обвинений опальному патриарху предъявили и следующее: что он самовольно присвоил Воскресенскому монастырю имя «Новый Иерусалим». Вопреки утверждению о. Иоанна Шушерина и стихотворной «летописи» Новоиерусалимского монастыря (любопытно, что последняя приписывает царю Алексею не только наименование монастыря, но и установку «Елеонского креста» на месте, где произошло наречение), это обвинение ныне считается обоснованным: царь лишь согласился — в письме — на такое наименование обители.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Москва. Автобиография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я