Да! Вы можете быстро выучить любой язык, научиться эффективно учиться и обучать

Михаил Шестов, 1997

Эта книга – не самая первая, написанная М.Шестовым, но, пожалуй, самая необычная. Родилась она в рекордно короткие сроки, даже для него – обладателя четырех мировых рекордов скоростного письма на 27 языках и лингвиста-полиглота. А именно: в течение нескольких часов беседы автора – известного педагога-новатора и "отца-основателя" популярной системы обучения иностранным языкам (в Америке известной под именем системы SupremeLearning Шестова-Robertson) Михаила Шестова – с журналистом и редактором данной книги Олегом Поповым.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Да! Вы можете быстро выучить любой язык, научиться эффективно учиться и обучать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***
***

Несколько других причин

Вкратце. (Более подробно о них — в других главах.) Итак:

а) неумение преподавателя наладить продуктивный диалог, в том числе особенно удручающие меня модные сейчас на Западе фамильярные отношения между"носителем информации"и её"получателем".

b) поголовное незнание педагогами"главной военной тайны"/стратегии обучения — как добиться того, чтобы ученик не только прослушал полезную информацию, но и смог её разместить в таком месте головного мозга, из которого он действительно мог бы её быстро извлекать и активно применять. Западную систему массового обучения можно образно охарактеризовать так:"Спасение утопающих — дело рук самих утопающих". Уплатил за курс — слушай и запоминай… Как сапожник без сапог, рядовой преподаватель не умеет ни сам запомнить, ни обеспечить запоминание учебного материала студентом.

c) неспособность ни американских, ни британских, ни"экспортированных"языковедов объяснить ученику:

1. зачем нужно пытаться заучивать наизусть лингвистические формулировки правил;

2. как это может им помочь в реальной повседневной стрессовой ситуации общения с незнакомцами или (будущими) коллегами и начальниками…

Становление преподавателя иностранного языка

Давайте ещё раз коснемся очень важной составляющей процесса совершенствования в языке — эффективного улучшения уровня произношения и доведения его до"почти идеального".

Пока уровень произношения не приблизился к эталонному хотя бы на 70%, словарный запас ученика практически не развивается.

Все достаточно просто: носитель языка произносит фразы и предложения, а вы пытаетесь их копировать (только не говорите, что вы лично этим заниматься не пытаетесь). Копирование собеседника — его интонации и ритма речи (при условии, что у него речь понятная, то есть нет ярко выраженных дефектов) — служит базой"хаотичного", но эффективного развития навыков устной речи у детей в возрасте примерно до 13, а иногда даже до 5 лет.

Как я уже упоминал, как только ребенок перестает имитировать взрослых, пополнение его словарного запаса существенно замедляется.

ТРИ основных способа"похожей"имитации звуков английского языка:

c полным применением всех доступных средств — более или менее точно следуя стандарту"эталонного"носителя языка. Это и правильные движения мышц рта, и — превратившийся в безусловный рефлекс — вдох перед началом каждой законченной фразы с постепенным выдохом по ходу её произнесения, и, соответственно, следование всем"обычным для образованного англосакса"мимике и жестам.

"грязное"подражание по принципу"как мне кажется правильным, так и произнесу — я ведь «стопроцентный американец» или «британец». Этот способ используется десятками миллионов необразованных носителей языка, среди которых, как ни странно, весьма часто встречаются профессиональные преподаватели английского!

"грязное"подражание — попытка воспроизвести английские звуки, но с русской, испанской, китайской или любой другой артикуляцией. Используется exclusively иностранцами.

Безусловное освоение беглого английского, следуя второму и третьему, не только представляется мне абсурдным, но и абсолютно бесперспективным. В дальнейших попытках"улучшить неулучшаемое"(усовершенствовать речь человека, твердо усвоившего"русифицированный"или"ломаный"английский) ученик и учитель, как правило, попадают в"сусанинский тупик". Выход из которого, как это мне представляется, есть лишь один — поставить произношение, ритм и интонацию заново.

Почему? В то время, когда дикторы телевидения, звезды кино или любой из ваших англоязычных собеседников пытаются с вами"общаться"(в первом случае вы просто слушаете, во втором вам необходимо поддерживать непринужденный разговор), вы стараетесь (мозг так устроен) им подражать. Но тот набор звуков, своего рода"какофония", который производится вашими речевыми органами, настолько далек от эталона, что ваш мозг (опять же подсознательно) не дает своему"Отделу по Усвоению Информации"команду:"Запомнить!"

Как художник-дилетант (вспомните гротескную фигуру сеятеля, созданную О.Бендером) не в состоянии качественно скопировать оригинал до тех пор, пока хороший Учитель/Мастер не сформировал ему технику рисования, так и даже весьма старательный ученик не в состоянии следовать канонам грамотной речи до тех пор, пока не поставлено произношение.

Так вот, значительная часть преподавателей, так же, как и — "в пажеских корпусах или академиях иностранных языков не обучавшихся" — учеников, к величайшему сожалению, освоила в средней школе посредственный (проще говоря, русифицированный) способ/стиль речи.

Как вы понимаете, речь идет об основной и очень стойкой, практически"незыблемой", базе знаний, используемой будущими учителями для дальнейшего совершенствования в языке — как бы долго оно не продолжалось в институте, при защите кандидатской или докторской диссертации и т.д. — или простыми"пользователями"языка. А от него избавиться, ох, как непросто! Переучиваться с нуля надо, как и всем"неспособным"ученикам…

Более того, многие из вас, наверняка, даже представления не имеют, что система транскрипции в словарях Мюллера, Смирницкого или в различных изданиях Оксфордского университета не имеет никакого отношения к американской и многие проблемы преподавателей и студентов возникли именно из-за бездумного «зазубривания» написанного в этих уважаемых изданиях.

***
***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Да! Вы можете быстро выучить любой язык, научиться эффективно учиться и обучать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я