Да! Вы можете быстро выучить любой язык, научиться эффективно учиться и обучать

Михаил Шестов, 1997

Эта книга – не самая первая, написанная М.Шестовым, но, пожалуй, самая необычная. Родилась она в рекордно короткие сроки, даже для него – обладателя четырех мировых рекордов скоростного письма на 27 языках и лингвиста-полиглота. А именно: в течение нескольких часов беседы автора – известного педагога-новатора и "отца-основателя" популярной системы обучения иностранным языкам (в Америке известной под именем системы SupremeLearning Шестова-Robertson) Михаила Шестова – с журналистом и редактором данной книги Олегом Поповым.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Да! Вы можете быстро выучить любой язык, научиться эффективно учиться и обучать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***
***

При вступлении в переходный возраст скорость обучения замедляется

Повзрослевшие школьники начинают чувствовать себя взрослыми и действовать по принципу"я же не ребенок — зачем мне быть белой вороной, никому не позволю меня поправлять! Не буду имитировать — так только малыши делают!"А преподаватели прекращают постоянную корректировку действий ученика, предпочитают идти на компромисс, не желая наталкиваться на сопротивление растущих обучаемых. У взрослых студентов понятие «хороший преподаватель» также четко ассоциируется с образом педагога, который не придирается (даже если обучение у него не дает никаких результатов). И начинается странная игра: учитель делает вид, что учит, а ученики делают вид, что воспринимают материал. И все остаются довольны друг другом.

Таким образом, если вы — взрослый человек и не желаете, чтобы вас мелочно поправляли, а пытаетесь все воспринять только"на слух", да ещё и побаиваетесь прямо сказать учителю:"Я не понял, повторите, пожалуйста!" — шансов усовершенствоваться в языке у вас нет. Если ваши"комплексы взрослого"сочетаются с неумением (или нежеланием) рядового преподавателя терпеливо исправлять все ошибки студента (это так утомительно!), изучение или совершенствование вашего уровня английского превращается в столь же мучительный, сколь и неэффективный, процесс.

Два основных метода преподавания

А теперь попробуем классифицировать"традиционных"и"интенсивных"преподавателей. По моему мнению, существуют два основных педагогических метода, которых упорно придерживаются практически все преподаватели иностранных языков. Ни первый, ни второй, к сожалению, не обеспечивают ни гармоничного развития, ни развития способностей к общению на интеллектуальном уровне, ни выхода на жизненно необходимый элементарный уровень адаптирования индивидуума к жизни в зарубежном обществе.

МЕТОД ПЕРВЫЙ:

изучение языка по"детскому"типу, представителями которого и используется"суггестопедия"/гипноз. Эта группа методов, как правило, основана на прослушивании, просматривании или на повторении за диктором (без всяких вводных упражнений, направленных на восстановление утерянных в детстве способностей учиться или постановку произношения),"километровых"записанных на аудионосители примитивных или адаптированных текстов. А вторая часть"обучения"основана или на общении с учеником, которое фактически перекладывает ответственность за конечный результат обучения на плечи ученика. На этом самом втором этапе «обучения» преподаватель предлагает странные упражнения, типа:"А теперь, дружок, пойдите куда-нибудь и обсудите только что пройденный материал"или"научите себя писать сочинения".

Касательно"общения", то есть"разговорной практики". Преподаватель, следуя непонятно какой логической схеме, навязывает ученику быстрый темп ведения разговора, при этом позволяя допускать миллионы ошибок, на которые"не следует обращать внимания", но которые никто и не исправляет ("в будущем скорость разговора останется, а ошибки — исчезнут [!?]"). Это приводит к формированию в мозге ученика (как это уже произошло у самого преподавателя) безусловного рефлекса"ошибка ничего не значит"…

А я вам открою маленький секрет: ребенок произнес фразу неправильно — взрослый её поправил — у малыша осталась в памяти — непроизвольно! — только правильная форма. А у взрослого — всё наоборот! Поэтому все"устные"курсы неэффективны. Механическая память мышц рта и мозг автоматически трансформируют в"павловский рефлекс"первый, неправильный (не исправленный), вариант! Повторите фразу или слово в улучшенном виде после такого закрепления хоть двадцать раз — не поможет.

Вот и делайте выводы относительно постоянно и повсеместно навязываемой"гениальной"педагогической установки:"Продолжайте практиковаться! Набирайте"грязную"скорость разговора… В недалеком будущем (как бы само по себе!?) ошибок станет меньше, а темп речи, так необходимый вам в современном"нервном"обществе, останется"…

Где же логика? Количество любых упражнений, выполняемых быстро и некачественно, никогда не перейдет в качество. Даже если подросток просидит 15 лет у пианино, занимаясь периодически с преподавателем, который не только не слышит его ошибки (уши ведь — уже не те…), но и не знает, как правильно ставить пальцы (в нашем случае — произношение), а также"занят"и чтением газет, и разговорами по телефону — ничему несчастный подросток не научится! Сколько бы он не пытался"с листа"осилить произведения Рахманинова.

Длительность подобных, назовем их устными, курсов, как правило, варьируется от"интенсивных"двух недель до шести месяцев. Хотелось бы лишь добавить, что если учителю не удалось быстро поставить взрослому человеку хорошее произношение, восстановления или развития имитационных способностей не наблюдается — ученику, определенно, потребуется, как минимум, 10 лет каждодневных аудиторных занятий, чтобы"заговорить, как американец/испанец/русский/француз".

Естественно, на изучение в классе правил грамотного составления фраз и предложений у"интенсивщиков"времени просто не остается (а может, они их сами не знают?)."Заняты мы", мол,"обучаем народ говорить…"Что получает ученик в результате? Увы, не много. Ведь при простом прослушивании текстов (не подкрепленном записью или проговариванием части учебного материала вслух, причём с хорошим произношением), объем"удержания пройденного"в голове взрослого не превышает одного-двух процентов даже на следующий день, когда человек может ещё что-то вспомнить и употребить, а через пару дней дорожки, «протоптанные» нейронами, «зарастают» — и все возвращается на круги своя.

***
***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Да! Вы можете быстро выучить любой язык, научиться эффективно учиться и обучать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я