Бизнес-анализ от а до я: гид для начинающих

Михаил Бахрах, 2023

Книга предлагает всестороннее исследование профессии бизнес-аналитика ИТ, основанное на 100% практическом опыте автора, реальных сценариях и решениях. Автор, опираясь на десятилетний опыт работы в качестве бизнес-аналитика ИТ, делится исключительными знаниями, основанными на личных успехах.Роль бизнес-аналитиков ИТ объясняется простыми словами, что делает ее доступной не только для профессионалов в этой области, но также для тех, кто вне мира ИТ и стремится попробовать себя в бизнес-анализе.В отчете LinkedIn за 2020 год навык ИТ бизнес-анализа был классифицирован как пятый по популярности и востребованности.Независимо от того, начинаете ли вы свой путь в качестве бизнес-аналитика ИТ или ищете новые идеи для профессионального роста, эта книга обещает захватывающее путешествие!

Оглавление

Первая история о трудоустройстве в ИТ компанию без ИТ опыта.

Карьеру в ИТ я начал, наверное, поздновато, но определенные плюсы в этом тоже были. К своим 30 годам я успел поработать ведущим инженером по инженерным системам, менеджером по продажам и руководителем филиалов компаний в моем городе, как я упоминал ранее. Я знал, как работают инженерные процессы, как работают продажи, как функционирует компания и бизнес в целом в любой компании, которая продает товары или услуги. Какие основные структуры компании, какие основные бизнес-процессы существуют, как главные показатели влияют на успешность компании, и так далее. Я работал в компаниях занимающихся дистрибуцией продуктов и знал «от и до» цепочку получения прибыли компании с момента заключения договора с производителем товара и до момента оплаты счета конечным покупателем. Я рос по должностным позициям, готовый выполнять любую работу лишь с одной мотивацией — “заработать побольше денег”. Мне было не важно чем занимается компания, чем буду заниматься я главное были деньги. Я прыгал между компаниями ища новые места работы с более финансово интересными предложениями в моем городе. И в один прекрасный момент вдруг внезапно “сошлись звезды” и я оказался а) без работы и б) демотивированный и уставший от поиска бизнес руководящих позиций, где везде была очень прямолинейная цель и задачи “заработай денег и много”. При собеседовании тебе могли рассказывать, какая комфортная рабочая среда и какие прекрасные условия даёт работодатель, но в итоге всё сводилось в конце месяца к “нужно чтобы твой офис принес ХХХХХ денег в следующем месяце”. И вот я решил сесть за стол в свой прекрасный нерабочий день, помедитировать (не какая-то специальная медитация, а просто глубоко задуматься), и определить, какую мне выбрать мою следующую работу. Я взял карандаш и записал на самом верху листа “Зачем я хочу выбрать себе работу в новом направлении?”. А действительно — зачем мне нужно выбрать работу? Ведь по идее разных вакансии много. Я вспоминаю свой опыт работы последних нескольких лет и стараюсь серьезно не задумываться и написать первое, что приходит в голову (по факту быстрые импульсы-мысли из подсознания): «чтобы не работать ради денег», «чтобы не просили выполнять планы по продажам», «чтобы не руководить», «чтобы я мог применить свои инженерные навыки и ум», «чтобы получать удовольствие от работы». Думаю, я набросал этот список за минуту-две, и он мне понравился.

После этого я просмотрел список наиболее востребованных вакансий на сайтах о работе. Мое внимание привлекли вакансии, связанные с растущим спросом на ИТ специалистов. Я видел множество разных ИТ позиций, но наиболее понятная мне была позиция бизнес-аналитика. Я отправил своё резюме в несколько ИТ компаний и мне естественно везде пришли отказы, так как у меня не было ИТ опыта. Время шло и в один прекрасный день я встречаюсь со своим братом и делюсь своими мыслями про ИТ мир, в который всё-таки видимо закрыты для меня двери. И вдруг, он сообщает, что его друг по школе сейчас по чистой случайности (вот это совпадение!)работает бизнес-аналитиком в ИТ компании и что он с ним поговорит. Признаюсь честно, в целом, я всё равно настроен не очень позитивно, так как мне везде отказывают в ИТ компаниях, даже если я согласен на любую позицию стажера. Через несколько дней брат звонит и сообщает, что договорился со своим школьным товарищем, что-тот посмотрит моё резюме. И подбадривает меня “У нас всё получится — можно устроиться в любую компанию, если настроится на успех типа “я хочу, я смогу!”

Из хороших психологических мотиваторов, которые описывают миллион писателей в мотивирующей литературе у меня всегда в голове хранится только один. Хотя может он и не из книг-мотиваторов (не очень я люблю эти книги, так как они носят исключительно кратковременный эффект). Смысл в следующем: когда у тебя возникает мысль что-то сделать/предпринять, чтобы достичь какой-то цели и ты начинаешь сомневаться стоит ли начинать вообще, то всегда представляй два варианта развития событий:

Первый вариант — ты что-то сделаешь и: а) у тебя не получится и б) у тебя получится.

Второй вариант — ты ничего не сделаешь и это вариант, по сути, равен варианту “б” из первого варианта. Из чего следует простое логическое заключение, что второй вариант бессмысленно выбирать, если он уже включен в первый вариант. Вот я и двигаюсь по первому варианту — всегда попробую и смотрю результат, делаю выводы и пробую дальше.

Я отсылаю резюме и жду ответа. Через некоторое время мы созваниваемся, и друг брата сообщает, что есть два главных замечания по резюме — первое это то, что в моем резюме отсутствует какое-либо упоминание факторов, по которым мной вообще могут хоть как-то заинтересоваться в ИТ компании. Должен быть какой-то якорь — что-то, что зацепит человека, который смотрит резюме в плане навыков. Пусть не вся информации из резюме, но хотя бы ее небольшой кусочек. Чтобы появилась пусть небольшая, но причина (возможно) пообщаться представителю компании с кандидатом. Это может быть его личный опыт в формате “я в свободное время пишу программы” или например, опыт в каком-то бизнес домене как Например, “я детально знаю какие бизнес-процессы существуют в компаниях”. И второе замечание — это то, что резюме — это “лицо” кандидата — когда ты отсылаешь резюме в любую компанию, то твоё резюме является абсолютно первым контактом с компанией. И соответственно первым впечатлением о тебе. Соответственно, моя первая версия резюме не выглядела как привлекательное “лицо”.

Вот всю неделю я и занимался обновлением резюме и перебором пунктов резюме, которые показали бы мою полезность для ИТ компании. Я присылаю резюме еще раз, и он говорит, что теперь “резюме можно уже показывать коллегам в компании” и что поговорит со своим руководителем, чтобы организовать собеседование со мной. Прошла неделя мне назначили собеседование через неделю с руководителем отдела ИТ Бизнес-аналитиков в моем городе. Вот это новость!

Итак, мне нужно подготовиться к собеседованию и разобраться: что за компания куда я трудоустраиваюсь, чем она занимается, чем я буду заниматься если меня возьмут на роль Бизнес-аналитика и как я смогу применить свои текущие навыки/опыт. До собеседования я готовлюсь и изучаю компанию и специфику моей будущей и пока только еще возможной работы. Даже если у меня нет практического опыта в этой профессии, то все равно я должен понимать, что, как и зачем делает ИТ бизнес-аналитик. На любом собеседовании тот, кто проводит собеседование, постарается проверить практический опыт кандидата, а если его нет или он не соответствует требуемому уровню, то этот человек всегда проверит знания и понимании навыка через практические вопросы с воображаемыми сценариями. И вот тут пригодится понимание границ ответственности в должности, на которую я иду и что за обязанности у меня будут — только в этом случае я смогу понять задачу и хотя бы попытаться на нее правильно ответить.

Неделя проходит в подготовке и ожидании дня собеседования. И кстати, часть этой подготовки занимает постоянная и само-утверждающая интенсивная бомбардировка сознания мыслями, создающими по крайней мере личную убежденность, что моё трудоустройство обречено на успех. Обречено на успех, потому что: я именно тот кто нужен этой компании сейчас; я именно тот кто знает бизнес процессы, которые помогут в создании ИТ продуктов; я готов пройти собеседование так, чтобы показать себя в максимально полезном свете; я готов ответить на любые вопросы и практические задачи, которые мне могут задать на собеседовании. Я подготавливаю себя психологически что «всё пройдет успешно!» так как для того, чтобы «победить», у меня должно быть внутреннее правильно состояние как «я уже победил» ну или «я иду оформляться на новую работу (как будто собеседование уже прошло). Не должно быть не одной мысли в ячейке мозга с названием «собеседование» в формате «попробую может повезет» или «начну рассказывать, а там как пойдет» или «ну если не пройду то поищу еще вакансии» или «это не конец жизни не пройти это собеседование» или что-то похожее. Да — естественно мы понимаем, что при прохождении собеседование основной акцент или вес занимает оценка профессиональных навыков, но в дополнение к этому важную роль играет стержень успеха «я тот кто нужен», который скажем так должен исходить от кандидата психологически — в формате его разговора, тона голоса, языка тела, степени уверенности (сейчас это уже стандартный процесс и с онлайн именно видео собеседование в наш постковид время!). Довольно часто из моего опыта именно «я тот, кто нужен» факторы добавляли дополнительный плюс кандидату при собеседовании, которое проводил я. И этот плюс влиял на создание общей картины о результатах собеседования.

Ну вот и наступил март 2013 года и день собеседования. Погода просто отличная — на улице еще прохладно, но в солнечный день уже чувствуется наступление весны, когда греет солнце, и какая-то теплая свежесть ощущается в воздухе и легкость настроения. Но только не для меня именно в этот день. Уже с самого утра у меня включен «режим опасности» в организме. Очень полезный, но нервно-истощающий режим для мозга, который активируется у любого существа на планете, я думаю, когда он чувствует опасность и все рецепторы восприятия обостряются и нервные окончания становятся очень чувствительными — это состояние не связано со страхом неудачи. Так как жизнь большинства людей не связана с реальной угрозой для жизни в своей повседневной жизни, то у людей это психологическое состояние возникает часто по другим причинам, которые влияют на нормальный ход жизни и ценности жизни. Мой пример: если я знаю, что трудоустройство на работу напрямую влияет на благополучие моей семьи, то естественно для меня это ведет к активации состояния опасности. Мысли постоянно крутятся в голове только о предстоящем собеседовании, ладони потеют, во всем теле внутреннее напряжение, небольшая нервозность. Я сконцентрирован только на собеседовании, которое будет через 2–3 часа.

Вот и время собеседования. Я захожу в новый бизнес-центр в нашем городе на 12-й этаж и меня приглашают в комнату для собеседования. В комнате меня встречает руководитель ИТ бизнес-аналитиков в офисе этого города. Само собеседование мне уже нравится с первой минуты, потому что оно похоже больше на диалог двух заинтересованных бизнес-сторон, а не собеседование в формате «а ты это знаешь?» или «а вот это ты делал?». Очень приятен факт того, что мы как бы обсуждаем мои знания, которыми я делюсь и представитель компании оценивает, насколько эти знания и где можно применить в той деятельности, которую бизнес аналитики выполняют в данной компании. То есть он не ищет путей задать мне такой вопрос, на который я не смогу ответить — хотя это было бы сделать очень просто, так как я имею никакого БА практического опыта в данный момент. Например, я не знаю ничего о цикле разработки программного обеспечения (приложений). Зато я знаю всё о бизнес цикле и процессах ведения клиента от первого контакта до завершения сделки с ним. И моя ключевая польза в этой компании как раз связана с тем, что есть направление разработки компонентов ИТ системы, которые будут отвечать за управление жизненным циклом отношений с клиентом. В конце проверяются мои знания английского языка, который естественно необходим бизнес-аналитику. Я не носитель английского языка и у меня эти знания только теоретические, так как всю жизнь я работал в местных компаниях моего города, не связанных с интернациональными проектами/клиентами. Мой уровень английского плох в плане коммуникации, но базово достаточен для начала работы бизнес-аналитиком, который не будет общаться с клиентами. Как итог собеседования, так как это было собеседование уже с руководителем отдела, он мне сообщает сразу, что мне готовы сделать оффер ( offer — предложение о работе) и готовы взять на работу на определенных условиях контракта и мы заканчиваем собеседование. Я выхожу из офиса компании в таком парящем воздушном настроении/состоянии. И это больше не от результатов собеседования, а от факта окончания задачи/активности. Внутреннее нервное напряжение исчезает, как и мысли о подготовке и самом собеседовании естественно. Почему-то именно после собеседования я иду домой без каких-либо мыслей о самом оффере — видимо мозг отдыхает.

А вот когда я прихожу домой и сажусь на кровать с хорошим настроением, но безработный — вот тут я уже начинаю размышлять обо всех «за и против» того оффера, который мне сделали в новой ИТ компании и его перспективах. Перед принятием какого-либо решения нужно проанализировать даже не «за и против», а «за и риски», так как «за и против» нужно оценивать еще на этапе первого контакта с потенциальным работодателем.

В «за» у меня на самом деле мало что записать — главный «за» это то, что я очень-очень хочу сменить кардинально сферу рабочей деятельности. Дополнительные «за» это то, что мне в общем понравилась специфика должности, которую мне предложили. И понравился сам формат компании — большая, международная и как мне показалось перспективы профессионального и карьерного роста внутри компании довольно стабильны. И на этом всё.

Более серьёзные мысли у меня были о рисках. Для любого человека (и тем более семейного) вопрос уровня зарплаты является приоритетным, при трудоустройстве после определенного времени без работы. Зарплату мне предложили на 40% меньше, чем я получал последние 2–3 года. С одной стороны новая область очень интересует, но есть и обратная сторона медали — это вопрос самому себе «а пойдет ли у меня это направление и насколько успешно?» — ведь я никогда не работал в этом домене и даже приблизительно не могу оценить свой потенциал. И понравится ли мне этот вид активности?

В итоге, как обычно — чем больше загружаешь голову противоречивыми мыслями или взвешиванием возможных решений, тем больше сомневаешься в правильности принятия какого-либо решения. И я принимаю, как мне кажется, единственное правильное решение — лечь спать и завтра утром на свежую и пустую от мыслей голову быстро спросить самого себя и мгновенно интуитивно ответить себе, что я решил!

Я просыпаюсь утром, смотрю на потолок и думаю про свою новую возможную работу и решаю, что я точно хочу попробовать эту новую работу ИТ бизнес-аналитиком. Я захожу в почту на моем ноутбуке и отписываю письмо компании, что я принимаю предложение и готов выйти на работу. Я ощущаю себя очень легко и спокойно — обычно так бывает, когда принимается какое-либо решение сознательное, которое полностью совпадает с решением подсознательным(интуицией). И даже прилетающие после этого, в течение дня мысли/размышления о новой работе волнующие и нервные — они все равно создают атмосферу интригующего ожидания чего-то абсолютно нового!

На следующей неделе я выхожу на свою абсолютно новую работу. Это очень волнующе, так как я не знаю абсолютно ничего о моем новом рабочем месте и обязанностях в деталях. Вот и мой первый день в моей первой ИТ компании. Я одеваюсь, как всегда, в мои первые дни в любых компаниях — рубашка, брюки и туфли (хорошо хоть галстук не одел). Я ненадолго захожу в HR отдел и получаю информацию, где будет мое рабочее место и на каком этаже. Руководитель команды аналитиков сидит на том же этаже, что и я поэтому я сначала подхожу к нему поздороваться и заодно он мне показывает, где я буду сидеть. Обстановка рабочего пространства мне нравится — это так называемое “открытое пространство” (open space). Весь этаж без стен, кроме комнат для совещаний. Несколько рядов столов, где работают коллеги. Руководитель кратко меня представляет коллективу — на моём этаже работает большинство бизнес-аналитиков. Что мне не привычно это то, что все одеты кто как хочет — кто в джинсах, кто в майке, а кто вообще в шортах. В следующие дни я быстро привыкаю к этому свободному формату одежды (дресс коду), способствующему комфортной работе, которая в основном связана с персональным компьютером (по крайней мере в офисе). Что мне очень нравится в мои первые дни это то, что у меня сразу же появляются реальные задачи. И в эти дни я сразу же погружаюсь в удаленный/распределенный формат работы. А происходит это потому, что компонент ИТ системы «Системы по поддержке бизнеса», участвовать в котором и взяли меня на работу, не имеет проектной команды в офисе в моем городе. Поэтому мне определяют проектного ведущего БА и одновременно моего наставника (ментора) из другого города. И последующие 2 или 3 года я работаю со своим ментором полностью удаленно — не разу не увидев его вживую. С первого знакомства я интуитивно чувствую, что мне попался очень хороший ментор в прямом смысле этого слова — тот человек, который может помочь и существенно ускорить усвоение необходимых БА навыков и специфики работы на проекте. Никакой теории — он сначала мне показывает, чем он занимается сам: анализирует бизнес требования, потом создает функциональные требования, общается с коллегами по проекту, общается с клиентом, чтобы прояснять детали о требованиях к системе. Он кратко описывает свои обязанности, но, естественно, я эти активности делать не буду. Мне он сначала дает очень примитивные/простые задачи, но именно те, которые должны поставить меня на “рабочие рельсы”. И на этих простых задачах я следующие несколько месяцев оттачиваю одни из ключевых навыков любого бизнес-аналитика, такие, как анализ и документирование функциональных требований для системы, последовательность, структурированность и логичность написания, простота и понятность написания, эффективное переиспользование форматов/шаблонов и частей уже существующих требований. И я очень четко понимаю, что это обязательная база и я рад, что мой ментор мне не дает никаких более сложных и разнообразных задач. В этом просто нет смысла, так как любая профессия всегда имеет градации уровня владения профессиональными навыками. И главное в любой профессии, это идти поэтапно к повышению своей квалификации и обязанностями. А теперь взгляд немного в другой плоскости на тему трудоустройства БА в ИТ компанию — меняем моё лирическое жизнеописание на более практическое повествование. Добавлю мои рекомендации и полученные уроки (lessons learnt) в условиях текущей реальности.

Итак, есть два основных и логичных сценария трудоустройства: 1) без какого-либо опыта в ИТ сфере 2) с опытом в ИТ как БА. Я не рассматриваю здесь дополнительный сценарий «человек с опытом не-БА работы в ИТ хочет стать БА» — так как для таких людей самый простой способ стать БА, это естественно сначала устроится в нужную компанию со своей текущей профессией, а потом уже внутри компании запланировать переход на БА должность.

Оба варианта очень похожи с процессной и подготовительной точки зрения. Что бы я выделил:

1. Мысле-построение, как база при создании настроения и принятия решений.

2. Планирование начала своего карьерного пути, включая план по трудоустройству.

3. Подготовка резюме, подготовка и прохождение собеседования.

Итак, про личный настрой (психологическая подготовка) и принятие решений:

Почему я решил подсветить именно этот пункт, как важный в плане трудоустройства? Тут всё просто — любая цепочка действий человека в любом направлении начинается с мысли. Сначала мысль только появилась и начинает формироваться, приобретать формы, границы. Я бы назвал эту мысль блуждающей. После этого появляется мысль-импульс. Эта мысль побуждает нас к различным действиям, которые могут материализовать мысль, но еще не очень понятно эти действия создадут то, что мы имеем в мыслях или нет. И вот последний вид мысли, которые я жду всегда это убеждающая мысль-цель. Это мысль или мысли, которые прочно оседают в моей голове и имеют полное согласие со стороны моего подсознательного «я» или назовем это например, «интуицией». Это касается разных сфер жизни, но здесь мы говорим естественно про процесс трудоустройства (поиск работы с конечной целью «я взят на работу»). И это действительно важная часть нашей жизни (большинства людей) — даже можно смело сказать наверное, что работа, как активность занимает основную часть жизни. И соответственно правильный выбор работы — очень ответственный и важный процесс.

Если привести краткий пример из того, что я описывал выше про свое трудоустройство, то я бы описал так: сначала у меня появилась блуждающая мысль «я хочу устроиться на работу куда-то в новую сферу». Потом появилась мысль-импульс «где, как, куда посмотреть работу, какой домен выбрать». И финальная мысль-цель была «я хочу устроиться бизнес-аналитиком вот в эту компанию». После того как мысль-цель появилась у меня в голове, я был готов и делал любые шаги, необходимые для достижения этой цели и самое главное для меня, что я не чувствовал внутреннего психологического/интуитивного сопротивления, когда я делал какую-либо активность для достижения этой цели. Вы наверняка знаете это ощущение внутреннего сопротивления, которое появляется в разных видах активностях. Например, тебя что-то просят сделать по дому или приглашают на какое-то мероприятие или предлагают какой-то план действий — и даже если ты с чем-то возможно соглашаешься, но внутри у тебя такой блокер и внутренний голос тебе говорит/нашептывает «не надо это делать, лучше откажись, скажи, что сделаешь попозже/завтра, просто мне не нравится этот план, и так далее». И это сопротивление никак не связано с принятием правильного или неправильного решения на основании чьего-то или общественного мнения. Нет, это исключительно сопротивление на основании твоего личного понимания, что есть правильно, а что нет.

Я занялся своей попыткой трудоустройства как БА именно с внутренней целью-мыслью. И я не говорю, что действия всегда могут привести к желаемому результату, нет. Я вполне предположу, что мои попытки могли бы закончиться негативно с финальным отказом — но я бы в любом случае дошел бы «до конца», сделал бы всё что мог.

Так же очень похожий концепт или логику мышления/умозаключений я применяю при любой активности по принятию решений в чем-либо. Если мне нужно принять решение, то прислушаюсь к себе есть ли у меня внутренние противоречие перед решением А, Б или С (и так далее). Если противоречий нет, то всё ок — но такое бывает редко. А вот чаще противоречия/сомнения есть и тогда я постараюсь декомпозировать (разложить что-то на меньшие составляющие) те решения, которые вызывают у меня сомнения/противоречия. Попробую определить критерии маленькими или не очень кусочками «а какие факторы могут влиять на мои сомнения?» и разберусь с этим критериями, которые могут существенно помочь принять какое-либо решение.

Например, как я выше писал — когда мне сделали оффер и мне нужно было принять решение, то у меня было внутреннее противоречие. Когда я сделал декомпозицию, то одним из пунктов был уровень зарплаты, который мне предложили. И я устранил это противоречие по этому критерию, с помощью построения приблизительного плана по моему карьерному пути, который в итоге приведет к увеличению уровня зарплаты. В противном случае ключевое решение я мог бы принять, но меня постоянно бы «точил» изнутри пунктик по зарплате и не давал бы нормально работать и даже вне работы. Рассказав коротко про свой пример, я как раз хотел бы перейти к более практической части/активности, которую я всегда делаю, когда планирую трудоустраиваться или менять место работы — планирование начала своего карьерного пути. Постараюсь дать побольше практически полезных деталей. Я опишу, какие пути могут быть попадания в хорошую ИТ компанию (естественно зависит от индивидуальных целей каждого), какие риски и нюансы нужно учесть при рассмотрении предложений (как часть плана), какие компании бывают, какие тенденции в последнее время, какие навыки могут быть плюсом при поиске работы на БА позицию. Чтобы правильно запланировать свой БА путь, для начала рекомендую определить ваши сильные стороны и, как и какие из них вы можете прокачать/улучшить.

Вот несколько критериев, которые важны и должны быть учтены, когда вы оцениваете свои шансы на успешное трудоустройство:

1. Знание определенного бизнес/операционного домена: почему это один из ключевых критериев? Тут все просто — абсолютно любой найм сотрудников в абсолютно любой компании является одной из многих активностей, направленных на одну цель — получение прибыли. И вот получают прибыль компании/люди/проекты всегда в определенном бизнес домене. И если, например, разработчику программного обеспечения может и не требуется знать в каком домене он работает, то вот бизнес аналитику уже даже исходя из названия его профессии — обязательно придется столкнуться с работой и спецификой в определенном бизнес, операционном или продуктовом домене. И не важно будет ли он работать в продуктовой компании или в сервисной компании. Когда компании нужен бизнес аналитик на продукт или проект, то в определенный домен. Бизнес домен — это определенная область товаров и/или услуг, с которой работает клиент. Например, банковский домен — компании банки или компании, которые создают ИТ продукты для обеспечения работы бизнес-процессов банка. Или телеком и медиа домен — к этой области относятся телекоммуникационные и связанные компании, которые поставляют клиентам телекоммуникационные услуги (связи, интернет, тв, медиа контент и так далее). Еще я всегда упоминаю операционные домены. Это определенная область в бизнес-процессах клиента. Например, есть логистические процессы, процессы продажи продуктов, финансовые процессы, процессы взаимоотношений с клиентами и так далее. И в контексте ИТ сферы естественно в нашем 21 веке все эти процессы построены, поддерживаются и управляются с помощью ИТ систем/приложений — никто уже не контролирует и не ведет процессы с помощью бумаги и ручки.

Для компании важно чтобы человек понимал специфику доменов по проектам и продуктам, с которыми ему нужно будет работать. И компания смотрит, какой практический опыт у кандидата имеется. Довольно часто в моей практике были случаи, когда при найме кандидата в компанию или на проект практическое знание бизнес домена играло ключевую роль. И кстати этот критерий был основным при приеме меня на работу в мою первую ИТ компанию — с одной стороны у меня были нулевые знания в ИТ домене, но с другой стороны у меня был опыт около 6 лет работы в различных компаниях по продаже инженерных продуктов. Я знал детально с практической точки зрения от начала до конца цикл продажи продукта и управления им и работы с клиентами в соответствующих ИТ системах. Интересный момент, что у меня так же был нулевой опыт работы в бизнес домене, к которому относилась компания куда я трудоустраивался — телекоммуникации. Но у меня был отличный практический опыт в операционном домене, который я мог использовать для создания системы по поддержке бизнес-процессов независимо от бизнес домена.

Подумайте в каком домене вы сильны? Сколько лет опыта у вас есть работы в этом домене?

Если у вас есть 3+ лет опыт в определенном домене, то вы должны чувствовать себя комфортно в нем, чтобы показать это как одно из основных (или единственное) преимуществ при трудоустройстве. Если у вас нет никакого доменного знания, то тогда нужно делать акцент на остальных критериях — нет смысла тратить годы на развитие доменных знаний только для того, чтобы потом запланировать трудоустройство в ИТ компанию как БА.

2. Знание языка (этот фактор не актуален для носителей английского языка или тех кто трудоустраивается в не международную компанию) — без знания английского языка сейчас я думаю трудоустроится не получится. Да — уровень владения языком может быть совершенно разный, но в какой-то базовой форме он точно должен быть. Я бы разбил для БА уровень владения на три уровня. Нет, не официальные уровни принятые в мире как а1, а2, б1 и так далее, а именно уровни, которые будут влиять на ваше трудоустройство, уровень позиции, на которую вас будут готовы взять и естественно вашу привлекательность для работодателя. В работе БА в контексте использования языка можно выделить три вида основных типов активностей:

1) подготовка и управление артефактами (документированные результаты задач, необходимые для выполнения проекта /продукта) и процессами — умение писать на необходимом языке любую документацию.

2) коммуникация с клиентом — умение вести свободно переговоры с представителями клиентов (под «клиентами» я подразумеваю тех, кто не является частью вашей проектной/продуктовой команды, а являются частью той команды, для кого вы делаете проект/продукт).

3) коммуникация с командой — умение общаться с командой в процессе создания продукта/проекта.

В зависимости от одного из этих уровней работодатель может определить, насколько вы подходите для открытой позиции. В моем практическом примере, когда я трудоустраивался в свою первую ИТ компанию, моего владения английским языком хватало только на первый уровень для написания документации. Но этого было вполне достаточно, так как я трудоустраивался в продуктовую компанию, где серьезный акцент был на разработке собственных продуктов и у многих БА коммуникация с клиентом вообще не входила в обязанности. Я думаю, в данный момент, у многих изучение английского языка начинается возможно еще даже с первого класса школы и довести уровень до одного из трех уровней не должно быть сложной задачей. Так же сейчас есть тысячи бесплатных курсов, программ, книг для изучения. И чтобы повысить свою привлекательность для работодателя, можно запланировать, мне кажется, в течение 2-3 месяцев достичь 1 или даже 2 уровня, а за 6-8 месяцев 3 уровня — т.е. свободного базового владения разговорным английском языком для коммуникаций. Этот критерий хорош тем, что нет никаких препятствий для его развития — всё полностью зависит от вас.

3. ИТ опыт — ИТ опыт звучит хорошо, так как есть прямая связь с ИТ системами и скорее всего с их разработкой. Но не всегда это критерий, который серьезно влияет на решение работодателя. Зависит от того насколько человек владеет знаниями и опытом по ИТ проектам и какая у него профессия в данный момент. Из моего опыта в основном на БА переходят с профессии разработчика или тестировщика программного обеспечения. Например, есть профессия разработчик программного обеспечения (или простыми словами девелопер/программист). Он хочет трудоустроиться как БА в компанию. И тут встает вопрос, а насколько уровень его знаний ИТ разработки продуктов глубок? Может быть сценарий, что человек имеет опыт 4 года работы по поддержке уже существующего продукта и он не знает ничего о цикле разработки продукта от самого начала до самого конца. В то же время может быть сценарий, что разработчик участвовал в полном цикле разработке и соответственно его главный плюс — это эти знания. Естественно, этот критерий не нужно развивать — он или есть (опыт в ИТ) или его нет.

4. Опыт в бизнес-анализе — остался самый естественный критерий это наличие опыта в БА профессии. Это самый выгодный критерий. Но опыт — это понятие растяжимое — и насколько ваш опыт соответствует ожиданиям работодателя тоже влияет несколько критериев. Первый критерий — это естественно сколько лет опыта у вас — больше чем 2 года, я думаю уже может рассматриваться позитивно. Но этот критерий идет обязательно в связке со следующими двумя. Второй это масштаб вашей работы — какие видами активностей вы занимались и уровень/масштаб проектов, над которыми вы работали, сколько проектов выполнили от начала до конца. И третий это масштаб ИТ компании, в которой вы получали БА опыт — нужно понимать, что если трудоустройство идет в более зрелую в плане ИТ компанию, то и ее стандарты к найму БА (и не только) будут более высокими. Как пример: человек работал в ИТ компании, состоящей из 15 человек над одним проектом по разработке одной из 100 функций системы в течение 2 лет. При трудоустройстве в компанию масштаба 10000+ человек опыт этого человека может рассматриваться как очень низкой. Ведь вероятность получения серьезного БА опыта в компании, где есть всего один, два БА — очень маловероятен. Но с учетом громадного количества материалов/статей и книг в интернете о БА профессии я считаю, что этот критерий/навыки БА всегда можно самостоятельно развить до нужного уровня в любой компании и за 3–6 месяцев подготовится/получить нужный практический и теоретический опыт. Но для тех, у кого нет практического опыта в БА, я бы так же рекомендовал прокачать этот критерий пусть и только с теоретической точки зрения — это будет довольно полезное дополнение к вашим остальным критериям, если вы пройдете курс/изучите материалы о бизнес-анализе в ИТ.

Исходя из оценки этих критериев можно предложить какие правильные временные рамки планировать для старта активностей по трудоустройству в компанию, в которую вы хотите попасть. Это важно — нужно планировать трудоустройство именно в компанию, в которую вы хотите попасть, на основании своих личных критериев:

А) трудоустроится за 1-2 месяца: такое трудоустройство по моей оценке возможно при следующих критериях:

1. У вас есть хороший опыт в БА профессии (простой сценарий, что вы решили сменить место работы) или

2. У вас есть отличный опыт в каком-либо из бизнес/операционных доменов и отличный английский и возможно теоретические знания о бизнес-анализе и/или ИТ бекграунд.

Б) за 3-6 месяцев:

1. Ваш БА опыт не достаточен/зрелый для трудоустройства в новую более зрелую компанию и этого времени хватит для изучения лучших БА практик.

2. У вас есть отличный доменный опыт и нужно прокачать английский и теоретические знания в БА.

С) за 12 месяцев: я добавил такой длительный срок на подготовку для специфичного сценария, но на мой взгляд важного, как для человека с БА базовым опытом, так и без БА опыта:

1. Человек без БА опыта, но который планирует трудоустройство в крупную компанию на хорошую позицию: чтобы трудоустроится в хорошую компанию можно увеличить шансы на успешное трудоустройство. Например, начав работать в небольшой компании с менее серьезными требованиями. За год (а может и два) активной работы можно получить необходимый практический опыт с нуля.

2. Человек с БА опытом, который планирует трудоустройство в крупную компанию на хорошую позицию: можно оценить/проанализировать свои уровень знаний в данный момент и понять, какие есть пробелы в опыте/знаниях и прокачать их практически в текущей компании (где можно расширить зоны своей ответственности, попробовать поменять проект/подпроект и так далее).

А вот какие у вас могут быть пробелы, на каком уровне и как улучшить/развить свои навыки — это как раз и будет описано в следующих главах. Одна из целей этой книги — помочь человеку без БА опыта или с БА опытом проанализировать свой текущий уровень или/и построить план личностного развития/роста в БА домене/навыках в кратко/средне/долго срочной перспективе.

Важный пункт для тех, кто только планирует войти в БА домен или например, работает как БА в компании, где интуитивно понимает, что не получает нужной экспертизы для перехода в другую. Этот пункт может так же изменить временные рамки на подготовку к трудоустройству. Я говорю о курсах подготовки БА. Сейчас громадное количество курсов по переквалификации из другой специальности в БА или просто повышение БА квалификации. Курсы естественно платные и цель любого курса в мире (и не только БА) — это заработать денег его организаторами — это понятно. В связи с этой логичной закономерностью я бы очень рекомендовал перед регистрацией на курс, внимательно изучить его программу и выбирать курсы, где практические занятия/задания занимают максимально большую часть курса. Почему? — потому что теорию вы можете сейчас бесплатно найти в интернете и изучить самостоятельно и на 80(или даже больше) процентов интернет-источники будут одинаковы с тем, что вы услышите на теоретических курсах. А вот практические задания, где вы вживую будет выполнять БА работу и так же смотреть как квалифицированные тренеры делают такие задачи — вот это очень полезный опыт. Вторая рекомендация — когда ищете курсы, то обращайте особенно внимание на курсы, которые организуют сами компании работодатели, а не отдельные организации. На таких курсах, как качество курсов, так и понимание, как работают БА в такой компании, будут очень полезны на долгосрочную перспективу, когда вы чуть позже запланируете устроиться в эту компанию. Например, громадная компания, где я сейчас работаю, часто организует даже не просто БА курсы, а так называемую БА лабораторию лучшие выпускники, которой получают предложения трудоустройства в компанию!

Как я кратко уже упоминал учитываем какого работодателя вы хотите выбрать. Будет ли это небольшая компания или крупная компания с серьезными требованиями. Выбор может влиять на успешность трудоустройства с учетом критериев, описанных выше.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я