Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум

Михаил Рыбаков, 2019

В книге дана пошаговая технология разработки стратегии. Выполнив практические задания, вы сможете ясно увидеть путь своего бизнеса из текущего состояния (точка А) в желаемое (точка Б) на основании: • понимания своих клиентов и их потребностей; • развития продуктовой линейки: товаров и услуг; • хорошего знания конкурентов; • понимания своих преимуществ и уникальности; • осознания трендов, угроз и возможностей; • умения привлекать клиентов и развивать отношения с ними; • реалистичной оценки своих ресурсов. Вы построите стратегию на крепком фундаменте миссии и ценностей. Поймете, как стратегия организации связана с ее архитектурой: бизнес-процессами, оргструктурой и пр. Сможете развивать культуру компании на основе ее стратегии, а также опираться на особенности культуры при развитии стратегии. Автор показывает, как воплотить стратегию в жизнь, чтобы она не осталась лишь на бумаге. Большое внимание уделено вовлечению команды в развитие бизнеса. Книга написана простым, доступным языком. Основана на опыте работы с управленческими командами в различных отраслях: девелопмент и строительство, всевозможные производства, услуги, торговля, ИТ, инжиниринг и т. д. От холдингов до среднего и малого бизнеса. Примеры, схемы и рисунки оживляют методику. Это система, которая будет актуальна десятилетия спустя, а не просто набор разрозненных фишек. Для собственников бизнеса и руководителей. Также книга будет полезна бизнес-консультантам и тренерам. Михаил Рыбаков (www.mrybakov.ru) – бизнес-консультант, модератор стратегических сессий, психотерапевт. Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры». В бизнесе с 1997 года. Автор двух деловых бестселлеров, фильма «От карьеры к свободе», сотен публикаций, организатор ежегодных бизнес-мероприятий в России и за рубежом. По образованию – системный аналитик (экономика, ИТ) и психотерапевт (гештальт). Помогает владельцам и управленческим командам частных рыночных компаний. Второе издание стереотипное.

Оглавление

Из серии: Порядок в бизнесе

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Рыбаков М. Ю., 2018

© Жураковская Н. Е., иллюстрации, 2018

* * *

От автора

Я не говорю о том, что такое свет.

Я просто помогаю вам открыть глаза, чтобы вы сами его увидели.

Будда. Алмазная сутра

Я очень рад, что наконец накопил достаточно опыта и написал эту книгу. Что появилось время на это — книга требует минимум года плотной работы, когда я реже отдыхаю, меньше вижу близких и путешествую. Но книги стоят того, ведь каждая из них — как ребенок: родной и близкий. Книга живет долгие годы на пользу людям и на радость автору.

Тема стратегии интересует меня давно. Мы затрагиваем ее почти в каждом разговоре с клиентами, прорабатываем на каждой сессии. Однако как-то неявно. Потому что сама потребность в ясной стратегии появляется у собственника бизнеса и его топов не сразу: до этого нужно дозреть.

• Обычно сначала стараются добиться высоких продаж, чтобы занять место под солнцем.

• Потом выстраивают производство (если оно есть), логистику и т. п.

• После этого постепенно разбираются в финансах.

• Как-то управляют персоналом.

• Некоторые доходят до осознанного управления архитектурой бизнеса: процессами, оргструктурой и т. д.

• И вот тогда есть шанс, что появится свободное сознание: подумать о стратегии, ценностях, корпоративной культуре и прочих «высоких материях».

Александр Межевов, сооснователь торгово-производственной компании Green Trees (новогодние товары и услуги), Коломна: Только 10 % компаний имеют стратегию и реализуют ее![1]

Марс Гимадеев, собственник и руководитель компании «Станнум» (производство и продажа мебели под заказ), Казань: Когда создаешь маленький бизнес типа «Рога и копыта», чтобы просто заработать какие-то деньги, нет возможности подумать об основательных, основополагающих вещах, фундаменте. Первые попытки планового развития компании приходят, когда натыкаешься на действительно неразрешимые проблемы на текущем уровне развития собственника и его бизнеса.

Осознанность в этом пришла к нам, когда мы несколько раз попробовали ставить цели на несколько лет. С каждой новой попыткой происходило созревание — изменение мышления, желаний, потребностей, убеждений, поведения — и приходил определенный опыт. Так что делать попытки и подходы нужно, пускай они будут поначалу не очень прямые и стройные.

Когда я только начинал продвигать технологию «наведение порядка в бизнесе»[2], на меня смотрели как-то странно: «О чем это ты?» Прошло десять лет, и для многих руководителей это стало понятным: например, от бизнес-процессов уже не шарахаются, многие стремятся отладить их в своих компаниях.

В книге я делюсь нашим опытом работы над стратегией в компаниях России и стран СНГ — от холдингов до среднего и малого бизнеса, в различных отраслях: девелопмент и строительство, всевозможные производства, услуги, торговля, ИТ, инжиниринг и т. д. Рассказываю о находках, успехах и трудностях. Вы изучите не только пошаговую технологию, но и живые примеры от владельцев и топов.

Надеюсь, книга получилась практичной и легкой в восприятии.

* * *

Честно говоря, у меня есть несколько личных целей написания этой книги.

• Во-первых, копнуть глубже, чем это обычно получается сделать на корпоративных сессиях и бизнес-лагерях. Для меня это особое интеллектуальное удовольствие. Каждой книгой удается продвинуть свою мысль, а также рынок и бизнес-сообщество в целом на несколько шагов вперед.

• Во-вторых, освободить сознание для новых пониманий. Так бывало и прежде: с проектным управлением (которому я посвятил несколько лет), с наведением порядка в целом, а потом отдельно — с бизнес-процессами и вовлечением людей в развитие бизнеса[3]. Когда выкладываю тему на бумагу, могу двигаться дальше: в углубление прошлых областей и новые сферы. Ведь мне интересно очень многое!

* * *

Возможно, вы хотите знать, связана ли эта книга с двумя предыдущими. Да, конечно! Я развиваю единую систему знаний и методик[4]. Систему, которая будет актуальна десятилетия спустя, а не набор разрозненных фишек, устаревающих за несколько лет.

В новой книге я подробно раскрываю темы, которых прежде касался лишь вскользь. Также я включил фрагменты статей, написанных за прошедшие годы. А главное — практический опыт и свое нынешнее понимание.

При отладке своего бизнеса рекомендую в комплексе использовать мои книги, а также книги коллег по команде[5]. Я часто делаю ссылки — это позволяет глубже проработать ту или иную тему.

По стратегическому управлению в мире написано много литературы. Моя книга не является компиляцией других источников, она описывает наш практический опыт работы с клиентами[6]. Я не претендую на полноту и окончательную истину — наверняка через несколько лет наработаю еще много всего, напишу об этом в статьях и / или новых изданиях книги[7]. В некоторых местах я ссылаюсь на других авторов, чьи мысли считаю ценными. Вы можете изучать их труды, сравнивать подходы, искать крупицы золота. Однако не стоит перегружать голову знаниями, особенно теоретическими: от их избытка в мозгах часто образуется каша. Осознанно выберите какой-либо подход и настойчиво следуйте ему на практике.

* * *

Я всегда открыт для общения и отвечаю на письма (хотя это может занять некоторое время). Пишите на info@mrybakov.ru.

Вы можете получить мои консультации по темам этой книги и не только. Обычно я консультирую через Интернет, реже очно (в Москве или во время поездок). Мы с клиентом обсуждаем текущее положение дел в бизнесе, его задачи и проблемы, намечаем пути решения. А также, если возникает потребность, можем подумать, как вам сделать свою жизнь более гармоничной: я не только бизнес-консультант, но и психотерапевт.

Как правило, мы работаем с управленческими командами компаний в режиме стратегических сессий, сопровождаем в ходе изменений. Летаем и ездим в разные города и страны. Для небольших компаний есть экономформаты.

Несколько раз в год мы проводим в России и за рубежом бизнес-лагеря, где собираются владельцы и топы разных компаний. Там мы детально прорабатываем подходы и технологии, описанные в наших книгах, на живых примерах из бизнеса участников. Туда съезжаются активные и светлые люди, нацеленные улучшать свой бизнес и окружающий мир. Это польза и отдых одновременно, обмен опытом, новые партнеры и друзья, заряд энергии и здоровья. Многие приезжают с семьями, с детьми.

Также мы проводим практикумы, мастер-классы и конференции.

Заходите на сайт www.mrybakov.ru — там много интересных и полезных материалов: сотни наших статей, видео и пр. В них продолжение наших книг, практические рекомендации по бизнесу, и не только. На сайте вы можете подписаться на бесплатную рассылку (она регулярно выходит с 2007 года), чтобы получать новые статьи и анонсы о мероприятиях.

Вы можете найти на Facebook меня, а также наши сообщества: «Как навести порядок в своем бизнесе» (советы по бизнесу) и «От карьеры к свободе» (вдохновение на каждый день).

Мне важна ваша обратная связь. Присылайте отзывы на книгу: благодарности, сомнения, критику. Пишите о своем опыте применения полученных знаний и о результатах, примеры в будущие издания книги.

А сейчас — в путь!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Информация с курса «Стратегическое лидерство» программы Executive MBA в ИБДА РАНХиГС.

2

Книга «Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум» вышла в 2010 году, прежде я несколько лет выпускал статьи. В последующих ссылках я называю эту книгу «Порядок…».

3

Книга «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум» родилась в 2016 году. В последующих ссылках я называю эту книгу «Бизнес-процессы…».

4

Многие идеи и подходы Питера Друкера были собраны в книге «Энциклопедия менеджмента». Надеюсь, когда-нибудь получится сделать что-то подобное и с моими работами.

5

См. «Литература».

6

«Чукча не читатель, а писатель». ☺

7

Так, в 2017 году я обновил «Порядок…», выпустил версию 2.0. Хотя мне легче писать новые книги, чем редактировать предыдущие.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я