Армада 2

Андрей Меньшутин, 2012

86 рублей 90 копеек. Столько стоила моя мечта детства – японский двух кассетный магнитофон с отстегивающимися колонками! Главная мечта конечно была стать моряком, но так как в СССР образование было бесплатным, то эта мечта – сбылась даром… А собственно двухкассетник, в 1989 году стоил эти самые 86 рублей и 90 копеек! Правда сумма эта оплачивалась в не привычных большинству из нас купюрах, а в чеках ВТБ СССР, да еще и с якорем на них. Были когда-то кроме известных магазинов «Березка» еще и магазины «Альбатрос», в основном в портовых городах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Армада 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. “Река — Море”

Интересные теплоходы получились «Балтийские» и «Сормовские» «Волго-Балты» и «Амуры» «Омские» «Волги» «СТК» «Морские» «Сибирские». Потом повысили класс регистра «Волго-Донам» и «Волжским» и тоже стали их подальше в море выпускать…

Много их было и других проектов и названий — строили сериями по 50-100 а то и 200 судов. Да и строили по всей стране и заграницей тоже. Калининград Рыбинск Нижний Новгород и Волгоград. Чехословакия и ГДР Финляндия и Португалия Болгария и Румыния…

Многие участвовали в проектировании создании и развитии постройке судов смешанного «река–море плавания». Многие тысячи речников-моряков проработали на этих теплоходах почти всю свою жизнь…

Десятки РЭБ (ремонто-эксплуатационных баз флота) и судоремонтных заводов выполняли на них средний и капитальный ремонты. После развала СССР когда большая часть морского флота осталась не в России именно за счет судов «река-море» обеспечивалась значительная доля грузовых перевозок по всей Западной Европе и средиземноморскому побережью Африки.

В Министерство речного флота РСФСР входило больше двадцати речных пароходств и практически в каждом из них были суда — нового и перспективного типа. В каких то пароходствах их были считанные единицы или в лучшем случае десятки в наиболее крупных — сотни и больше.

Сейчас — больше половины всех этих шустрых и юрких, пронырливых сухогрузов нефтерудовозов и танкеров типа «река-море» проданы заграницу списаны разрезаны или пущены на «иголки» — как говорят на флоте. А раньше это была почти “великая армада река-море”. В России около трех миллионов рек и озер было. Да и сейчас почти столько же и осталось только флот почти исчез.

Первым моим сухогрузом — на практике в должности матроса-моториста стал «Балтийский 69» проекта 781 Э.

Сухогрузы этого проекта были пожалуй самыми надежными и мореходными из всего многообразия проектов «река-море»… Правда были они короткими — 96 или 98 метров длинной и бросало их на волнах как щепку.

В морях — после двух мировых войн осталось огромное количество мин… их до сих пор правда все реже и реже… после сильных штормов — выносит на поверхность.

В шестидесятых годах — мин на Балтике попадалось на порядок больше… на одну из них и напоролся «Балтийский 5». Взорвалась она — в районе бака и корабль стал тонуть… экипаж быстренько спустил мотоботы и попрыгал в них. Отошли подальше от тонущего сухогруза — чтоб не затянуло вместе с ним на дно.

Но Балтийский не хотел тонуть — и зарывшись развороченным носом в воду так и остался на плаву. Экипаж вернулся на борт — запустили главные двигатели и дошли самостоятельно до ближайшего порта. Эта одна версия — действительно имевшего место события… рассказали мне ее как-то после вахты во время очередного много часового чаепития.

По другой версии — на выручку подоспел боевой корабль ВМФ СССР — посланный как раз на поиск и уничтожение этой самой мины. Вояки немного обалдели — такой мелкий пароход и не утонул после столкновения с морской миной — обычно сразу отправляющей на дно суда с водоизмещением в десятки раз больше чем этот «Балтийский».

По этой версии — сухогруз отбуксировали в Ленинград без помощи экипажа удравшего на мотоботах и приварили нос от другого похожего теплохода Предварительно конечно отрезав — развороченный взрывом мины старый и родной нос «Балтийского 5».

Добавляли еще, что именно после этого случая — все суда типа река-море зачислили на случай войны во вспомогательный флот ВМФ СССР. Это уже явный перебор — все грузовое — что могло двигаться и не только по рекам и морям зачислялось и ставилось на военный учет еще чуть ли не на стадии проекта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Армада 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я