Когда психолог приходит работать в школу ему чаще всего не понятно, как будет выстроена его работа. Эта книга — помощник, она создаст опору и поддержку начинающему специалисту, предложит полезные материалы и размышления о первом годе работы. Автор книги — Мария Рыжкова, психолог, преподаватель психологии, исследователь — поделится личным опытом, раскроет творческий взгляд и отметит ценность даже одного года работы в школе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4 «Первые вопросы»
Оказавшись в роли школьного психолога впервые — возникает множество разных вопросов об особенностях данной работы. Давайте рассмотрим часть из них.
Некоторые из этих вопросов были заданы мне студентами на лекции, посвященной обсуждению работы школьного психолога.
Кто такой школьный психолог?
«Школьный психолог — это специалист, работающий в образовательном учреждении, деятельность которого направлена на психологическое сопровождение учащихся». Следующее определение еще лучше отражает суть работы. «Школьный психолог — это специалист, работа которого очень ответственна и эмоционально нагружена». Работа школьного психолога — это очень сложная работа, так как вы ответственны за психическое благополучие сотни детей. Вы идете в школу и не знаете, что ждет вас сегодня, у кого из этой сотни сегодня может что-то случиться.
Почему школьного психолога называют педагогом-психологом?
Школьный психолог — это сотрудник образовательной организации, который работает с детьми, используя знания и психологии, и педагогики. Однако у школьного психолога и педагога совершенно разные роли. Педагог — учит, психолог — помогает душе. Гораздо лучше отражает идентичность специалиста наименование именно «школьный психолог».
С кем взаимодействует школьный психолог?
Взаимодействие происходит не только с детьми, но и с их родителями, иногда бабушками и дедушками, порой с опекунами. Школьный психолог также постоянно взаимодействует с обширным педагогическим коллективом, в том числе с работниками школы. Нельзя пройти мимо и взаимодействия с директором школы, завучами.
В каких учреждениях работает школьный психолог?
Школьный психолог может работать в школах, лицеях, гимназиях, образовательный центрах, школах-интернатах, коррекционных школах и других учреждениях.
Каков спрос на школьных психологов сейчас?
Спрос очень высок, в каждом, особенно крупном городе найдутся десятки вакансий.
Сколько психологов может работать в одной школе?
В школе может работать как один психолог, так и несколько. Встречаются и школы, где работает по 7 специалистов психологического профиля. Также несколько психологов могут составлять психологическую службу школы.
Можно ли работать в школе после освоения бакалавриата?
Школьный психолог должен обладать высшим психологическим образованием, без требований к опыту работы. Согласно профстандарту педагога-психолога специалист должен обладать седьмым уровнем квалификации. Это означает наличие образования уровня бакалавриата и магистратуры. Обладание только уровнем бакалавриатом — это уровень 6. Однако, на данный момент в школах работают специалисты, обладающие разными уровнями, и не всегда это уровень магистра. Поэтому пока картинка не изменится — в школах можно работать и после получения классического бакалавриата.
Сколько часов работает психолог? Какой у него график?
Нагрузка школьного психолога составляет 36 часов в неделю. Из них 18 часов — методическая работа (работа с документацией, литературой, поиск и подбор материала). И 18 часов — очная работа (консультирование, диагностика, профилактика и другое). Например, график может выглядеть таким образом — с 9:00 до 16:00, либо с 8:00 до 15:00. Вы также можете обсуждать особенности вашего графика с руководством.
Какая зарплата у школьного психолога?
Ответ на этот вопрос не обрадует начинающего специалиста. И это одна из причин высокой текучести кадров среди школьных психологов. Но не спешите расстраиваться! Давайте рассмотрим этот опыт не с точки зрения оплаты, а с точки зрения ценности для вас и вашего профессионального пути.
Говоря об оплате труда, важно отметить, что предложения работодателей на сайтах вакансий часто отличаются от реальных зарплат (предлагают больше, чем есть на самом деле). В среднем зарплата начинающего школьного психолога в среднестатистических городах России 15000—20000 тысяч рублей. Приблизительная средняя зарплата школьного психолога в Москве — около 40000 тысяч рублей. В частных образовательных организациях зарплаты выше, чем в государственных.
В чем заключается работа школьного психолога?
Задача психолога — заниматься психологическим сопровождением детей. Работа направлена на решение нескольких задач. С одной стороны, помощь ребенку на пути школьной жизни, помощь в обучении, решении конфликтов и трудностей. С другой стороны — это помощь в познании себя и других, в развитии и реализации творческого потенциала. Это ваши непосредственные задачи, но у вас могут быть и свои желания.
Психология в школе — это обязательно?
При поступлении ребенка в школу его родители или законные представители могут как согласиться, так и отказаться от психологического сопровождения ребенка. Для этого они подписывают согласие, либо отказ, которые и собирает педагог-психолог. Особенно это касается детей, чей возраст ещё не достиг 15 лет. До этого момента решение о психологическом сопровождении должны принимать лица, ответственные за ребенка. При прохождении диагностики или любого иного вида деятельности школьного психолога ученик всегда имеет право отказаться, а значит психология — дело добровольное.
Как другие сотрудники школы относятся к психологии?
По сути психолог — единственный специалист в школе, изучавший психологию больше, чем кто-либо еще (помимо коллег-психологов), у него сформировался определённый образ психологии, профессиональные ценности. У людей, не обладающих сведениями о работе психолога часто можно наблюдать мифы, в результате чего психолога могут недопонимать или накладывать нереализуемые ожидания и обязательства. Но есть и те, кто относится к психологии положительно, даже тянется к ней. Это и дети, и учителя, а иногда и родители. В школе найдутся и те, и другие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других