Когда психолог приходит работать в школу ему чаще всего не понятно, как будет выстроена его работа. Эта книга — помощник, она создаст опору и поддержку начинающему специалисту, предложит полезные материалы и размышления о первом годе работы. Автор книги — Мария Рыжкова, психолог, преподаватель психологии, исследователь — поделится личным опытом, раскроет творческий взгляд и отметит ценность даже одного года работы в школе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 7 «Мифы о школьном психологе»
Попадая работать в школу молодой специалист может столкнуться с горой мифов о его деятельности. При этом он также способен постепенно избавляться от них. Развеивать мифы о психологии — важная задача, о которой заботится психолог, ведь это поможет ему устанавливать контакт с детьми и педагогами, выстраивать доверительные отношения, а также помогать в формировании реального представления о специалистах помогающей профессии.
Процесс установления доверия к психологу — это длительный процесс. Чтобы установить доверие иногда важен непосредственный контакт, общение с человеком, раскрытие его профессиональной позиции, обмен значимой друг для друга информацией.
Иногда доверие складывается без непосредственного контакта, оно формируется благодаря тому, что данный специалист транслирует вокруг себя, как он общается с другими, а главное, что вкладывает в содержание своих слов. Наблюдательные люди могут проникнуться доверием к человеку и без личного контакта.
Мифы могут охватывать сознание всех людей, вне зависимости от возраста — как дети, так и взрослые могут делать ошибочные предположения о сущности натуры психолога.
Рассмотрим распространенные мифы у взрослых и учеников.
Мифы взрослых
Взрослые люди в учебном учреждении — это администрация, педагоги, родители, а также иные работники школы. Наиболее печальна ситуация, когда мифами охвачены учителя, завучи, директор школы — в данном случае психолог может подвергаться необоснованной критике, нереалистичным требованиям и завышенным ожиданиям. Психолог может начать постепенно развеивать ложные представления, если человек, охваченный мифом, идет на контакт.
Мифы взрослых людей касаются непосредственно содержания профессиональной деятельности психолога. Рассмотрим несколько примеров:
Миф 1. «Зачем школе несколько психологов, достаточно и одного».
Данный миф связан с незнанием всей полноты нюансов организации работы психолога. Так, по нормативным документам, в школе должно быть не менее одного психолога на 500 детей. Кроме того, если присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья, то на одного педагога-психолога не более 20 детей. Соответственно имеются определенные основания — зачем школе два, три и более специалистов.
Миф 2. «Психолог ничего не делает, лишь сидит в кабинете».
В данном случае вновь из-за незнания особенностей работы психолога можно наблюдать искаженное представление о его деятельности. Находясь в кабинете психолог может проводить психологическую консультацию, индивидуальную диагностику, коррекционно-развивающее занятие, либо же выполнять методическую работу, на которую по нормативным документам у него выделено половина рабочего времени (18 часов из 36 часов — в неделю).
Миф 3. «Не вижу результатов работы психолога».
Результаты работы психолога прослеживаются постепенно, спустя время, накапливаясь из раза к разу. Этот процесс параллелен установлению доверия. Отсутствие видения результатов может заключаться в несовпадении желаемого с возможным. Учитель может предполагать, что одного или двух занятий достаточно для исправления ситуации, однако возможно ли изменить, к примеру, устойчивые особенности поведения личности за столь короткий срок? Иногда на это уйдут годы. Школьный же психолог является лишь помощником, сопровождающим ребенка на пути определенного этапа в жизни. Исправить некоторые моменты порой и просто невозможно в силу ряда причин. Об этом чаще всего люди, не обладающие психологическими знаниями, не догадываются.
Мифы учеников
Мифы учеников встречаются как среди самых младших, так и самых старших учащихся. Психологу гораздо легче развеивать мифы среди учеников, нежели чем среди взрослых, для этого достаточно провести несколько встреч — можно устроить своего рода «конференцию», где ребята смогут задать все интересующие вопросы, проникнуться доверием к психологу, понять его и познакомиться с ним ближе.
Миф 1. «Психолог — это страшно! Психолога нужно бояться!» (ученик младшего звена).
Возможно, такое представление может складываться из-за неудачного опыта взаимодействия с психологом. Это может быть как прямой контакт со специалистом, так и косвенный (по рассказам других). Другой причиной могут быть представления родителей, бессознательно или осознанно переданные ребенку. Однако, узнав психолога поближе дети могут развеять свои мифы и взглянуть на психолога другими глазами.
Миф 2. «Психолог поймет обо мне всё по мельчайшим движениям» (ученик среднего звена). Данный миф может встретиться и у взрослых, немного в другом варианте — «Психологов лучше сторониться, они могут прочитать человека, видят его насквозь».
Психолог же воспримет этот миф с улыбкой. Никого мы, психологи, не «читаем» намеренно, никого не стараемся познать насквозь, если же это не специальная задача, которой мы задались, к примеру, во время наблюдения в результате исследования или во время психологической консультации, чтобы лучше понять, что чувствует человек. Конечно, психолог видит больше, чем человек, не обладающий психологическим образованием, он может подметить что-то в поведении, но бояться его точно не стоит. Психолог профессионал никогда не станет использовать полученную посредством наблюдения информацию во вред другому, иначе он вредит сам себе, нарушая этические нормы.
Миф 3. «Психолог всё расскажет обо мне другим — родителям, учителям, ученикам» (ученик старшего звена) — это самый распространенный миф.
Психолог не имеет права распространять конфиденциальную информацию, за исключением случаев, когда имеется риск для чьей-либо жизни. В иных случаях сказанное психологу должно оставаться в тайне.
Достаточно много мифов психолог повстречает на своём профессиональном пути. Главная его задача заключается в том, чтобы тренировать в себе спокойное восприятие данных мифов, ведь другие люди зачастую не обладают теми знаниями, чтобы сформировать реальное видение профессии. Также задача психолога состоит в том, чтобы постепенно давать людям ту самую информацию, на которую они смогут опереться, формируя истинное понимание профессии, а также отношение к психологии в целом.
Личный опыт
За время работы в школе благодаря ученикам я собрала целую коллекцию мифов, утверждений, а также вопросов, которые ребята выразили с помощью анонимной анкеты. Благодаря ним можно представить, о чем думают ученики в отношении психолога:
— «Наверное, многие психологи сильно устают от своей работы?»
— «Если я пойду к психологу, то мне будет страшно, что об этом узнают окружающие, но если кто-то из моих друзей ходит к психологу по волнующим его вопросам, то я его поддержу».
— «Я хочу, чтобы в нашей школе были у каждого ученика занятия и тренинги с психологом».
— «Боюсь, и психологов, и психотерапевтов, потому что страшно, что кто-то узнает обо мне больше, чем должен. Когда я вижу школьных психологов моя тревога намного возрастает, и я стараюсь быстрее уйти».
— «Психологи все докладывают учителям или родителям, это не всегда хорошо для ребенка».
— «Я думаю, что обращаться к психологу можно, даже если просто проходишь тяжелый этап на работе / школе / отношениях, не обязательно идти с конкретными проблемами, думаю, что можно обратиться, даже если просто хочешь поговорить».
— «Мне всегда было интересно, рассказывает ли психолог родителям все, о чем они общались на приеме с ребёнком?»
— «Если я пойду к психологу, то я вряд ли смогу довериться ему, потому что сложно довериться незнакомому человеку. А может быть психолог осудит меня за мои действия и не станет помогать. Но я бы попробовала».
— «А действительно ли школьные психологи могут рассказать о проблемах ученика учителям (чтобы они как-то скорректировали своё поведение относительно этого ученика)? Ставят ли на учёт и в каких случаях?»
— «Несмотря на своё, так скажем, гибкое отношение к другим, я имею негативные ожидания из-за ряда неквалифицированных психологов в прошлом, с которыми мне довелось встретиться».
— «Когда я ходила к психологу мне было очень комфортно, я чувствую себя рядом с психологом максимально честной с собой и открытой».
— «Психологи часто (говоря о моем опыте) разглашают информацию, которой и так тяжело делиться».
Как мы можем увидеть большинство высказываний связано с темой конфиденциальности и страхами учеников о том, что о них что-либо узнают посторонние лица, кроме того, многие ученики делятся личным негативным опытом разглашения данных. Исходя из этого можно сделать вывод, что важно работать над установлением доверия с учениками, а также быть внимательным к принципу конфиденциальности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других