Когда психолог приходит работать в школу ему чаще всего не понятно, как будет выстроена его работа. Эта книга — помощник, она создаст опору и поддержку начинающему специалисту, предложит полезные материалы и размышления о первом годе работы. Автор книги — Мария Рыжкова, психолог, преподаватель психологии, исследователь — поделится личным опытом, раскроет творческий взгляд и отметит ценность даже одного года работы в школе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 9 «Кабинет психолога»
Кабинет психолога — место, где происходит большая часть работы, куда приходят дети и родители, иногда педагоги за помощью. Каким станет это место — зависит от многих факторов:
— финансовые возможности школы;
— отношение руководства школы к значимости обустройства кабинета психолога;
— время, приложенные усилия и фантазия самого психолога.
Психологический кабинет может выступать определенным инструментом в работе, оказывая влияние на психоэмоциональное состояние ребенка или взрослого. Кабинеты бывают разные: встречаются специально оборудованные современные кабинеты с разными технологиями, а также маленькие помещения, совершенно не предназначенные для деятельности школьного психолога. Однако давайте попробуем рассмотреть кабинет с точки зрения того, каким он должен быть.
Основные требования к кабинету:
— безопасность — ключевой и самый значимый фактор (это должно быть место, где возможно соблюдение конфиденциальности разговора);
— спокойствие и комфорт (место должно быть тихим, где можно укрыться от школьной суеты и расслабиться);
— функциональность (в кабинете важно наличие мебели и других предметов, способствующих осуществлению профессиональных задач, например, для диагностики нужен стол и стул, для методических материалов — шкафы и ящики и т.д.).
Большую роль играет зонирование кабинета. Как минимум должно быть три зоны в кабинете:
— зона консультативная;
— зона рабочая;
— зона хранения материалов.
К ним можно добавить по возможности зону ожидания, диагностическую зону; релаксационную зону; зону для групповой работы. Каждая зона отвечает своим задачам.
Консультативная зона
Место, где происходит разговор психолога с ребенком, взрослым или педагогом. Консультативная зона должна располагаться в зоне уединения, где вас не услышат посторонние люди. Здесь можно расположить кресла, диван или стулья, а также журнальный столик. Важно создать располагающую обстановку. Для стен используются пастельные тона.
Рабочая зона
Рабочая зона связана с организационно-методической работой психолога — планирование диагностических, просветительских мероприятий, анализ результатов диагностик, написание отчетной документации и т. д. Поэтому для данной зоны необходимо наличие письменного стола, стула, компьютера, канцелярских принадлежностей и оргтехники.
Зона хранения материалов
В зоне хранения могут располагаться:
— основная рабочая документация психолога (планы, отчеты);
— диагностические материалы (бланки, инструкции);
— результаты диагностических обследований;
— личные дела учеников;
— предметы творческой работы (карандаши, бумага);
— игрушки.
Важно отметить, что часть документации (например, личные дела учеников, результаты диагностик) должны храниться строго конфиденциально в специальных шкафах или ящиках под замком, без общего доступа к ним у посторонних лиц. Если информация хранится на компьютере, необходимо также позаботиться о надежном хранении данных (например, установить пароль при входе в учетную запись психолога).
Не у каждой школы есть возможность оборудовать следующие зоны.
Зона ожидания
Зону ожидания может представлять небольшой холл с лавочками или стульями, где можно подождать время своей консультации или занятия с психологом. Интересная идея — повесить в зоне ожидания стенд или расположить на столиках буклеты и иные раздаточные материалы о психологии, тем самым зона ожидания будет выполнять и просветительскую функцию.
Диагностическая зона
В данной зоне основная задача — проведение диагностики, поэтому важно оборудовать ее столом и стульями, канцелярскими принадлежностями. Можно добавить вспомогательные материалы для диагностики — картинки, игрушки, фломастеры, карандаши, краски и т. д.
Релаксационная зона
Зона релаксации может представлять собой сенсорную комнату, живой уголок. Здесь могут находиться аквариум, растения, мягкие кресла-мешки, диванчик, бассейн с шариками, мягкие поверхности пола и стен, и другие предметы, способствующие расслаблению. В этой зоне приглушенный свет, легкие природные звуки, на стену могут выводиться изображения воды, леса или неба и т. д. Цель зоны релаксации — способствовать снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния, созданию ощущения покоя и отдыха.
Зона групповой работы
Групповая работа (тренинговая работа, работа в мини группах) подразумевает под собой наличие пространства, большое количество стульев, которые можно расположить кругом.
Кроме того, в кабинете, либо за его пределами можно расположить стенд психолога. Стенд психолога — это отличная возможность:
1) привлечь внимание учащихся, родителей, педагогов к психологии;
2) создать атмосферу психологического комфорта, уюта (если стенд в кабинете);
3) отразить ценности психолога, работающего в школе;
4) затронуть значимые темы.
В верхней части стенда хорошо расположить крупную надпись-приветствие или заглавие: например, «Психологическая служба», если стенд в кабинете — «Добро пожаловать в кабинет психологии».
Какую информацию можно расположить на стенде?
— контактные данные психолога (ФИО, телефон);
— график работы психолога;
— планируемые мероприятия на год;
— плакат «Кто такой психолог?»
— мифы о психологах;
Пример материала, размещаемого на стенде
— краткое изложение принципов этического кодекса;
— возрастные особенности детей;
— различные рекомендации родителям и педагогам.
Стенд привлечет внимание, ознакомит человека с необходимой информацией о психологе и об особенностях психологической работы.
Таким образом, кабинет необходимо разделить на несколько зон, где каждая соответствует определенной задаче. Если кабинет психолога недостаточно оборудован, необходимо поставить перед собой цель — стремиться к улучшению кабинета. Сделать это можно двумя способами: своими собственными силами (если это представляется возможным) или обратившись к руководству. Перед тем, как идти к директору школы с просьбой, важно тщательно подготовиться:
— обосновать причины обустройства кабинета, прописать для каких целей и задач необходимо то или иное оборудование, какие результаты будут достигнуты, какая работа планируется проводиться с детьми в данном кабинете;
— создать проект с планом кабинета, где схематично изображены зоны кабинета с необходимой для этого мебелью;
— при необходимости, подготовить смету и приложить ее к проекту кабинета.
Главное в этом деле — четко обосновать для чего и зачем обустраивать кабинет. Важно помнить, что кабинет психолога — это инструмент, необходимый для выполнения качественной работы. Для реализации ваших должностных обязанностей должны быть созданы определенные условия, в главе 13 будет рассмотрен один из документов, в котором можно найти следующее утверждение — «Права педагога-психолога — требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места…» (см. должностную инструкцию). Поэтому позаботиться о кабинете очень важно. Заниматься кабинетом желательно в начале устройства на работу, так как чем больше времени проходит, тем сложнее обосновать — почему теперь понадобились другие условия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других