Базис. Украина и геополитика

Лютик Бухлов, 2021

Книга о геополитике, ее влиянии на историю и сегодняшнем месте Украины на мировой геополитической карте.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Базис. Украина и геополитика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Уникальные события в геополитике

Подводя итоги истории, вышеуказанные геополитики проявили в своих работах четкие взаимосвязи между географией и многими историческими процессами. Место во многом влияет на государства и население территорий. Связь между местами государств и территорий — это коммуникации, которые можно рассматривать с точки зрения возможностей изоляции и коммуникации. Эти возможности влияют на жизнь территории, потому как можно ограничить или увеличить транспортные, ресурсные, торговые потоки, информацию, а значит науку и образование, движение армий и флотов. Все государства можно рассмотреть с точки зрения геополитики: их места, величины, платформы, опор, населения, ресурсов и коммуникаций.

Я родился, живу в Украине, здесь жило большинство моих предков. Поэтому в данном опусе информативная база подведена для понимания геополитического положения именно Украины. Но для этого необходимо понимать все основные аспекты геополитики, потому как они составляют базу и развивают глубину анализа этого вопроса. Чтобы рассматривать геополитическое положение современной Украины, нужно еще больше рассказать о геополитике.

Перейдем к уникальным событиям в геополитике. Почему уникальным? Потому, что они очень яркие, показательные и часто даже футурологические или пророческие.

3.1. Великий шелковый путь

Из истории мы знаем, что население планеты увеличивалось и концентрировалось прежде всего в тех местах, где были максимально удобные для человека территории развития. Фактор географии и климата, наличие рек и плодородной земли давали рост населения с точки зрения удобства и легкости его жизнедеятельности. Египет, Месопотамия, Инд, Китай, позже Средиземноморье с Грецией и Римом, Индия, Китай. Там формировались сначала очаги цивилизации, которые развивались в большие государственные образования. Вокруг этих очагов формировались региональные центры цивилизации: Европейский регион вокруг Средиземного моря, Среднеазиатский, Индийский, Китайский. С переменным успехом они существовали около тысячи лет и были ограничены географией, но не полностью замкнуты. Между ними шла торговля и обмен всем уникальным, чего не было у соседей. Эти отдельные региональные цивилизации связывал Великий шелковый путь до момента, когда навигация на море технологически стала выгодней на море в XV веке. Великий шелковый путь — это тысячелетняя дорога, трафик между цивилизациями Евразии. Важность в том, что он был прежде всего сухопутный и прибыли от торговли оседали в государствах по его пути, в Евразии. По сути, это был путь, связывающий Запад и Восток Евразии — центрального и самого большого континента в мире. Он и сейчас такой. После XV века прибыли вместе с коммуникациями перешли к морским державам. Соответственно, чем меньше было морской парадигмы в стране, тем больше она теряла. Пока не был достигнут пик гегемонии морских держав в XIX веке, то есть все бонусы, как финансовые, так и торговые, транспортные, информационные, цивилизационные, перешли к морским державам. Сегодня эти бонусы более всего получают США, при этом не находясь на континенте Евразия. По сути, Евразия дает значительную долю экономики стране, которая не находится на самом континенте, а использует морскую мощь для контроля и отжима ресурсов с самого большого континента Евразии. Фактически США сегодня во многом контролируют (посредством моря) значительную часть ресурсов разделенной на противоречащие государства Евразии. Поэтому там лучше, чем здесь. И элиты об этом знают. Мы же читаем геополитиков.

Попытки вернуть товаропоток на континент велись множество раз со времен Средних веков. Но как показало время, это вопрос технологий. Как только 20-футовый (даже в названии английская система мер, как и правила ведения морской торговли) контейнер (TEU) массово, быстрее и дешевле из Шанхая достигнет Роттердама, мировая морская парадигма перевернется на сухопутную. А значит, Евразия вернет себе прибыли от трафика грузов. Трубопроводы, дороги, линии электропередач и прочие коммуникационные структуры уже ослабили гегемонию морских держав. Это сегодняшний факт. Но всё равно первенство, а соответственно, и прибыли от торговли вокруг Евразии во многом еще питают морские державы.

Кстати, одним из самых амбициозных проектов Гитлера по преодолению просторов Евразии, направленным также на преодоление морской силы Великобритании, было создание линии железной дороги с широкой колеей. Цель — транспортировать в одном железнодорожном составе количество грузов, равное среднему торговому судну. Это связало бы империю фюрера коммуникативно и позволило бы ему перевозить по суше быстрее, чем морем, бо́льшие грузы по территории рейха. Нацисты, исходя из возможного единения континента под своей властью, понимали важность сухопутных транспортных артерий.

Так разрабатывалась новая железная дорога (проект по личному приказу Гитлера «с») с трехметровой колеей, которая в условиях технологий 30-х годов позволяла помещать двенадцать 40-футовых или двадцать четыре 20-фу-товых контейнера (500 т.) в грузовой вагон и транспортировать его со скоростью 200 км/ч. То есть поезд с 60 вагонами мог транспортировать сразу 720 шт. 40-футовых контейнеров или свыше 1400 шт. 20-футовых. Всего 30000 тонн разовым проездом поезда, что уравнивало поезд со средним и самым распространенным кораблем по перевозке грузов. Разовое перемещение такого количества контейнеров по суше с высокой скоростью (за неделю из Шанхая в Амстердам) уже само по себе создает значительную угрозу гегемонии контроля торговли на морских коммуникациях, если не ставит смысл ее под вопрос со всеми исходящими. Представьте себе, как повлияет на мировую экономику то обстоятельство, если значительная часть грузов вернется к сухопутной транспортировке с большей скоростью без учета глубин, осадок, муссонов и множества других рисков. И это исходя из технологических разработок нацистов 1930-х годов.

Современные технологии в принципе также позволяют достичь таких целей еще дешевле и эффективно, но главнейшей проблемой являются межгосударственные преграды пути следования. Автобанами Гитлер связал Германию, а проектом с железнодорожной сверхширокой колеей хотел объединить всю Европу и Евразию.

Сегодня, когда отношения России и Китая более строятся на экономическом базисе и отошли от идеологического, такой проект мог бы связать Европу и Китай, положив конец гегемонии морских держав. К этому, кстати, предрасполагает сама гигантская евразийская платформа. Вместе с остальными современными технологиями трубопроводов, дорог и прочего реализация такого проекта смогла бы восстановить экономическое равновесие в Евразии и вернуть ей прибыли, которая она теряет на море. Также это помогло бы объединить Евразию экономически вместо вывода за океан средств, которые США, ранее имевшие эти бонусы, тратили на себя, а не на реальное продвижение объединения мира в условиях нарастания проблем цивилизации. Новый «Шелковый путь» в стезе современной доктрины Китая «Один пояс — один путь».

В любом случае Евразия будет вынуждена реализовать такой проект геополитически, потому как существует необходимость улучшения транспортных коммуникаций и к этому предрасполагает география.

3.2. Римская империя и Карфаген

Все геополитики обращают внимание на Римскую империю, которая просуществовала дольше всего в истории и стала основой Европейской цивилизации. Более всего они обращают внимание на причины столь длительного и успешного (в историческом плане) существования. Конечно же, геополитики, которые видят успех только с точки зрения морской парадигмы развития, называют ее морской и доминирующей державой Средиземноморья, отсюда выводят стремления к гегемонии морских держав. Но мне кажется, что вопрос, прежде всего, в уникальности случая — один из ярких и единичных примеров в истории, когда морская и сухопутная парадигмы объединились в одном государстве-регионе. Это объединение создало новый мир, новую цивилизацию, влияние которой мы испытываем и сегодня. Кстати, оно очень показательно и может быть транспортировано на историю в будущем, конечно, прежде всего геополитически.

Рим вырос из города-государства на четко очерченной геополитической платформе Апеннинского полуострова. Опорой этой платформы была береговая линия самого Апеннинского сапога-полуострова, а с севера его ограничивала и защищала одновременно гряда высоких Альп. Этот полуостров находится в центре внутреннего Средиземного моря с соответствующим субтропическим климатом, а сама метрополия, столица Рим — в центре полуострова на реке Тибр, которая впадает недалеко в это же Средиземное море. Место! Центр в центре с возможностью развития территорий на платформе до закрепления на ней и дальнейшей экспансии. Так выглядит геополитическая предрасположенность развития. Спокойное внутреннее море служит изоляцией для слабо организованных набегов, но и коммуникацией для своих кораблей. Рим развился на своей небольшой платформе в центре большего региона. Связав дорогами весь Апеннинский полуостров, город-государство Рим в центре этой платформы основал стабильное государство, прикрытое геополитическими опорами. Именно дороги увязали Рим-город с Римом-Италией. Это было оценено элитами, которые получали прибыль и возможность перебрасывать значительно быстрее армии по всему полуострову. Дороги стали коммуникативной опорой Рима и позже. И сегодня многие восхищаются сетью древнеримских дорог.

Сформировав государство в Италии, Рим жестко связал части этого полуострова-геополитической платформы. Важно то, что Рим при объединении Апеннинской платформы был качественно сухопутным государством и использовал для контроля своей платформы именно дороги. Сохранившиеся до наших дней участки Аппиевой дороги и некоторых прочих возведены в ранг музейных предметов истории в современной Италии, подчеркивая их значение и технологический прогресс для античности.

После этого Рим уперся в доминирование морской державы Карфагена. Карфаген в это время занимался морской торговлей среди множества своих и не своих городов-колоний, разбросанных по всему Средиземному морю.

Также Карфаген не имел такой платформы, как Рим — достаточной для того времени, удобоваримой и осваиваемой. Карфаген находился в Африке, и его географическое положение было ограничено плодородными территориями нынешнего Тунисского залива, а сам залив и море были всего лишь его опорой. То есть геополитическая платформа Карфагена была значительно меньшей римской, а основой его могущества были морские коммуникации и колонии, разбросанные в выгодных местах по Средиземному морю. Римская апеннинская геополитическая платформа уперлась в ограничение Карфагена на море.

Пунические войны стали результатом противостояния сухопутного Рима и морского Карфагена. При этом оба государства находились в центре Средиземноморья. Но Рим имел бо́льшую базу в виде апеннинской платформы, связанной дорогами, чем Карфаген, который был более мощным на море. Что это означало? Что у сухопутного Рима имелось больше ресурсов, как природных, так по численности населения. При этом данные ресурсы были связаны на самодостаточной платформе дорогами. Рим полностью контролировал циркуляцию ресурсов на своей большей платформе. А Карфагену приходилось коммуницировать со своими городами-колониями через море со всеми исходящими. И всё это происходило в маленьком, относительно всего мира, цивилизационном регионе.

Для победы над морским Карфагеном Рим на базе своей платформы создал мощный военный флот, который разрушил морские коммуникации Карфагена и подчинил море Риму. А сухопутный поход Ганнибала через нынешнюю Испанию и Францию в Северную Италию продемонстрировал значение величины растянутых коммуникаций. Каким бы ни был гениальный Ганнибал, он не смог преодолеть растянутости коммуникаций и достигнуть победы. Потому как большее всегда значимее меньшего при остальных равных. Потери Ганнибала половины армии в пути показывают значимость коммуникаций и геополитических опор (Альп). Это значение по фактору влияния растянутости коммуникаций можно сравнивать с походами Наполеона или Гитлера в Россию и многими прочими неудавшимися походами в истории (вроде причерноморских походов Петра Великого и др.). Поражение Карфагена было предопределено геополитически.

В Пунических войнах Рим объединил морскую и сухопутную парадигму впервые в истории как единственный пример этого единения до сегодняшнего дня. После Пунических войн изначально сухопутный Рим объединил в себе сухопутную и морскую парадигму в отдельно взятом историческом регионе мира. И находясь в центре этого исторического региона мира, находясь на самой большой центральной населенной платформе этого региона, на основе полного контроля над коммуникациями создал цивилизационную империю, которая подчинила весь геополитически доступный регион. Римская платформа как геополитический центр региона подчинила окружающие и менее заселенные и развитые территории этого региона: бывший Карфаген, Грецию, Испанию, Галлию (Францию), часть Великобритании до сужения береговых опор (Валы Адриана и Антонина), нынешнюю Венгрию до Карпат, Причерноморье до Дуная, упершись в Дикую степь, Боспорское царство (Крым), Малую Азию (Турцию), Иудею (Израиль), Египет. В центре империи лежала апеннинская платформа и морская мощь коммуникаций Средиземного моря. Это предрасположенность, выросшая из геополитики, суши и моря, большего и меньшего, платформ, изоляции и коммуникации и произрастающих из этого технологий.

Кстати, падение Римской империи тоже было предопределено геополитикой, географией в произрастании мира (общего роста мирового населения и расселении в других регионах) от отдельного региона к большему и утратой значения апеннинской платформы как центра.

Римская империя — это уникальный эпизод в истории, который объединил морскую и сухопутную парадигмы геополитики в отдельно взятом историческом регионе. Главную роль здесь сыграл геополитический фактор места и времени. Многие позже пытались повторить блестящее значение Рима, но всегда безуспешно. Потому как к этому не было геополитической предрасположенности. Никому в мире больше не удавалось добиться такого же цивилизационного скачка Рима и объединить морскую и сухопутную парадигмы.

Политики прошлого, как и современные геополитики, пытаются обосновать исходя из геополитических предрасположенностей будущее мира. Мэхэн и прочие геополитики видят Рим морской державой, сухопутные политики Евразии, вроде Наполеона, Гитлера или даже Ивана Грозного, стремились подогнать Рим под кальку исключительно сухопутных держав. Да, история повторяется, но повторяется на новом цивилизационном витке технологий и знаний. Сегодня геополитики морских стран пытаются обосновать геополитически доминирование гегемона США в мире как державы, которая может объединить в себе морскую и сухопутную составляющую. Этим они обосновывают стратегию США (по кальке с римской), с их точки зрения, морской империи, для «вырывания» и контроля регионов Евразии. Но по кальке «Рима» он был сначала сухопутной державой в центре того мира на самой большой и центральной геополитической платформе, а не в Испании или Великобритании. А после стал морским, после Пунических войн. Но не просто морским: сухопутные коммуникации имели в нем уравновешивающее значение. Поэтому на роль Рима США не подходят, ведь они относительно меньшие и не в центре мира, они больше морские, нежели сухопутные и т. д. Но и думать о том, что, собравшись в единое пространство, Евразия станет Римом для мира, мне кажется, тоже слишком наивно и просто. Для футурологического интереса: как ни странно, будущий Рим во всем мире (красиво звучит) предсказан еще древними с центром где-то в Израиле и на Синайском полуострове. И основой для этого служат, конечно, не предсказания, а географическая карта мира, умноженная на образование масс и новые идеологические ценности.

3.3. Смена парадигмы с сухопутной на морскую и наоборот

Многие обычные люди даже понятия не имеют о существовании парадигм в геополитике, да и о самой геополитике слышали не больше слова. Хотя это один из самых значимых факторов, которые влияют на их жизнь. Как уже говорилось выше, на то, как выглядит человек биологически, во многом повлияла география. Чернокожие не могли сформироваться в Якутии, а индийцы в Скандинавии. Китайцы и индийцы по разные стороны Тибета разные. Точно так же география влияет на всё.

Важнейшим и основополагающим понятием цивилизации и общества является коммуникация между людьми. Именно благодаря ей изначально человек может передавать свои знания другому, а не умирать вместе с ними. С коммуникации начинаются образование, технологии и дальнейшее цивилизационное развитие.

Геополитика дает понять, как на коммуникации между группами влияет география, к чему она предрасполагает. Но для развития этого понимания, для видения причинно-следственных связей необходимы образование и знания. Невозможно без образования, без знания хотя бы общей истории мира сопоставить ее с географией. Поэтому большинство населения, которое в сегодняшнем мире становится избирателями, является слепым и управляемым только из-за того, что они крайне недостаточно понимают влияние географии на их жизнь и государство, в котором они проживают. Причем геополитику невозможно изучать в школах, потому как она слишком сложна и требует значительных и постепенных базовых знаний. Дайте прочитать эту книжечку человеку с посредственным средним образованием, и он начнет зевать и засыпать, потому как будет неспособен к построению причинно-следственных связей в провалах своих знаний. Почему речь об этом? Потому, что уровень образования дает возможность понимать геополитику и то влияние, которое она скрыто оказывает на миллиарды людей. И эти миллиарды голосуют, выбирают фактически вслепую. Поэтому такие выборы — это во многом фикция лишь удовлетворения ими своей гордыни значимости, биологического фактора доминирования в группе. Без достаточного образования невозможно сделать качественный выбор, и будущее в демократии будет привязано именно к образованию. Хотя и сейчас двухпалатные парламенты, системы выборов с «выборщиками» и различными прослойками лишь допущенных к власти партий (например, в США, да и во всех продвинутых странах) — скрытая форма изоляции малообразованных людей, склонных к популизму, изоляции от принятия решений. Вообще, образование — фундаментальная основа государства, потому как оно дает возможность видеть свое место как в жизни, так и на географической карте, со всеми исходящими. Это — лакмусовая бумага, глядя на которую можно сказать, куда движется страна. К сожалению, про мою родную Украину возможно сказать сегодня, что образование за последние тридцать лет, после падения Совка, деградирует семимильными шагами, но это тема отдельной книжки. Причем данный вопрос не столько затратной части, а прежде всего организационной. Образование — фактически оборотная сторона медали восприятия геополитики и коммуникации между группами. Изоляция и коммуникация. Только в информационном плане, в образовательном, а далее и в прочих. Какие коммуникации более быстрые или медлительные? И как они увязываются с транспортируемой массой?

Коммуникации — основа товарооборота и обмена всем, чем только возможно. Это артерии, которые разносят грузы между группами. Данному управлению посвящена целая совокупность организационных и технологических процессов под названием «логистика». Она охватывает все сферы перемещения грузов и информации. Из бизнеса и логистики мы знаем, что в стоимости любого сырья, конечного товара и в промежуточных процессах везде и всегда заложены затраты на их транспортировку. Задумайтесь: в стоимости любого перемещенного предмета всегда есть затраты на его перемещение. В глобальном масштабе в деньгах это триллионы затрат. Одновременно человек всегда будет стремиться к моментальному перемещению больших объемов и масс. Таково природное эволюционное стремление получить то, что он хочет, сразу, моментально. Поэтому скорость перемещения объема и массы всегда будет наращиваться в сторону моментальности этого получения. Дальше включается физика сопротивления перемещению. Всё это обуславливает развитие технологий перемещения и смены основных типов перемещения. Суша, вода и воздух были основными средами перемещения. До XV века суша доминировала в перемещении больших объемов, после каравелл в XV веке главным трансфером стала вода и до сих пор является главной средой перемещения грузов на дальние расстояния между отдаленными географическими объектами. Потому как по воде перемещаются самые большие объемы и массы. Но развитие цивилизации, ее эволюция постоянно вырабатывают различные технологии перемещения — трубопроводы, провода, беспроводная связь, интернет и прочие. Всё это отбирает и уменьшает значимость воды как среды транспортировки. А значит уменьшает стоимость, прибыли тех, кто ранее зарабатывал триллионы на старых типах перемещения, и заставляет их переориентироваться на новые среды контроля за перемещением исходя из новых технологий. Поэтому мы сегодня наблюдаем новых миллиардеров из интернета — они зарабатывают на перемещении информации и создании платформ для ее хранения. Своего рода электронная виртуальная «геополитика», но без географии. Но в то же время основа всего этого материальна и требует перемещения сырья, материалов, производственных мощностей. Сервер — материальный продукт. И чтобы его сделать, необходимо добыть ресурсы и переработать их, разместить и проч. А чтобы переместить, нужно по старинке воспользоваться тремя средами: сушей, морем или воздухом. Пока другого не придумали. Море хотя во многом ослабло из-за новых технологий, всё равно является доминирующей артерией. Остановите корабль с рудой, и вы не получите процессоров, винчестеров, плат и корпусов. Остановите танкер или нефтепровод, и сразу забудете о пластмассах. А вся транспортировка осуществляется пока в трех средах: суша, море и воздух. И это «пока» будет длиться до того момента, пока не появится кардинально новая технология транспортировки. Технологии, эволюция меняют среды транспортировки, ослабляют или увеличивают их значение. И так будет продолжаться еще очень долго. На среду перемещения влияет география, поэтому геополитика будет оставаться еще длительное время основополагающей в распределении ресурсов Земли. Суша, море, воздух и география.

Если в XV веке море отобрало у суши значимость дальних коммуникаций, то сегодня технологии отнимают у моря значимость контроля и прибылей, перемещая их в другие сферы транспортировки. Суша увеличивает свою значимость. Она является срединной между морем и воздухом и будет оставаться ею еще долгое время, пока не появится существенная технология глобального преодоления земного притяжения под большим конкретным объектом размером в супертанкер. Поэтому экономики морских держав, которые имели больший профит от моря, будут склонны к проседанию, а государства суши — к росту. И этот процесс мы уже наблюдаем. Начинает происходить смена парадигм, которая в свою очередь будет сглаживаться технологиями. Но это сглаживание будет происходить значительно дольше, чем сама смена. Сегодня можно точно сказать, что в ближайшее столетие (возможно, и далее) возможно перетекание профита коммуникаций от стран моря к странам суши. Далее здесь будет играть роль величина этой суши, и чем большая, тем она лучшая: по принципу «большее притягивает меньшее». То есть ближайшее будущее за Евразией. Во всяком случае, до появления кардинально новых технологий или смены уже цивилизационных парадигм, но это опять-таки вопрос массовости образования и поднятия общего уровня интеллекта, идеологии цивилизации.

3.4. Великобритания

Для того чтобы больше раскрыть значение геополитических процессов и то, как они влияют на абсолютно все стороны жизни человека, немного углубимся в историю становления самой большой из существовавших империй человеческой цивилизации — Британской империи. Этот пример очень показательный, потому как демонстрирует важность влияния геополитики и использования мощи существующей географической парадигмы коммуникаций.

Во времена Римской империи остров Великобритания был задворками, провинцией, притом далеко не самой значимой как по экономическим факторам, так и по прочим. То есть с позиции величины Евразии это просто очередной кусок суши на окраине. Со всеми исходящими отсюда факторами — слабой экономикой, низкими информационными коммуникациями. Греция, Иудея, Испания, Египет, Галлия или Дакия были более значимыми провинциями Римской империи, чем Британия. Просто потому, что они находились ближе к метрополии и их большее население пребывало в более комфортных условиях климата и прочих факторов. Достаточно сказать, что Римская империя владела островом до геополитической опоры сужения береговых линий на нем. «Свободная», не имперская, часть острова была отделена от империи валом (Вал Адриана и Вал Антонина) во избежание набегов горных племен Каледонии и создания буфера из «пустошей» перед ними. Для более качественного представления: население Римской империи в эпоху рассвета по самым грубым оценкам составляло 100 млн человек. В Риме как столице насчитывался 1 млн человек. А в Лондиниуме, центре провинции, — до 50 тыс. человек. С разложением и падением Римской империи остров также пришел в упадок. То есть при доминировании в мире сухопутной парадигмы значение острова было не бо́льшим, чем остальных провинций.

Рост Великобритании, а, соответственно, и значение постепенно начались с момента развития технологий навигации и преодоления моря. Относительно неглубокое Северное море, которое в Ледниковый период частично было сушей, и пролив Ла-Манш облегчали тогдашнюю навигацию, а поэтому и коммуникацию. В Средние века рисковые жители (они были поставлены в эти условия более тяжелым фактором проживания) Скандинавии (известные как викинги-норманны) научились преодолевать это море. Их экспансия закончилась тем, что Вильгельм Завоеватель закрепился на острове (вторая половина XI века). Экспансию он проводил с ближайшего побережья континентальной Франции (Нормандия). Властвование им над этим ближайшим побережьем само по себе уменьшало риск других нападений на остров. Захват Нормандией равнинной части Великобритании сам по себе знаковый и показательный, потому что ярко демонстрирует соотношение и паритет сил с точки зрения географии в сухопутной парадигме (в сегодняшней морской парадигме захват Нормандией Великобритании это нонсенс). Вильгельм Завоеватель подчинил себе равнинную часть о. Великобритания, разместив замки как точки контроля местных коммуникаций. Взяв под контроль самую коммуницирующую с островом часть моря, он размещением замками-оплотами в выгодных местах острова подчинил его себе. И основал на острове будущее государство. Всё это происходило в период, когда еще не было каравелл, но уже викинги нарастили опыт преодоления неглубоких морских акваторий на своих небольших драккарах и кноррах. Вообще, экспансия викингов по Европе первой продемонстрировала мощь моря в Средние века. Даже небольшие суда, уверенно преодолевающие неглубокие внешние морские акватории, показали новые возможности морских коммуникаций — быстро доставлять уже значимый груз на длительные расстояния вдоль береговой линии. Викинги, по сути, технологически перенесли как массовый опыт древнюю навигацию по Средиземному морю на внешние моря Европы.

Образно можно сравнить навигацию по морю со становлением воздушных полетов, потому как она более сконцентрирована по времени. Корабли античности — с самолетом братьев Райт и цепеллинами. Корабли викингов с деревянными самолетами-этажерками Первой мировой войны, каравеллы и другие корабли XV века — с появлением цельнометаллических самолетов, современные корабли периода XIX века по сегодняшний день — с появлением самолетов высокой грузоподъемности.

Основанное Вильгельмом Завоевателем государство на острове развивалось в ожидании новых технологий морского мореплавания, которые появились в XV веке. Естественно, эти технологии первично возникли там, где находились тогдашние геополитические и культурные центры цивилизации, государства-обломки постримского мира и где эти центры коммуницировали с большими океаническими акваториями, потому как там был значимый запрос на них. Если итальянские купцы вели торговлю по внутренним Средиземному и Черному морям, их устраивало состояние технологий мореплавания, то в государствах Пиренейского полуострова, значительная часть береговой линии которого приходится на Атлантический океан, был запрос на развитие технологий преодоления этого океана. Они первые и начали массово применять технологии навигации и мореплавания по океану. Испания и Португалия с помощью данных технологий вырвались на передовые позиции в мире. Открылись континенты и острова. Посредством мореплавания они захватили и подчинили огромное количество заморских территорий. Латинская Америка, Филиппины и прочие земли до сих пор демонстрируют влияние этих событий. Началась эра морских держав — доминирование морской парадигмы.

Открывшиеся для тогдашнего мира территории озолотили свои страны-открыватели. Относительно небольшая испанская метрополия наполнилась несметными по тем временам богатствами от грабежей новых территорий и выгод торговли. Но эти же богатства законсервировали развитие элит и общества метрополий. Сперва открытых земель хватало на всех. Основные богатства свозились в метрополии Пиренейского полуострова, а меньшие куски добычи доставались дальним странам от тогдашних морских коммуникаций. Испанию устраивала добыча, но она же и консервировала ее развитие, делала элиты гедонистическими, спесивыми и уверенными в своей исключительности, в своем положении. Но другие страны, которые из-за своей географии включились позже в эту гонку за богатствами, ресурсами и прибылями торговлю, тоже желали получить свой куш. Португальцы. Голландцы, до этого торговавшие по всему бассейну Балтики и Северного моря. Англичане. Французы. Хватало всем, но только сначала, а далее возникло соперничество. Португалия, как меньшая на Пиренеях, попала в зависимость от большей Испании.

В борьбу с Испанией включились вторые по морской мощи Нидерланды и Англия. Эти две страны были более мобильными в своем внутриполитическом развитии и менее закостеневшими от насыщения золотом. Элемент торговли в них был более высок, чем в откровенно-захватнической тогда Испании. Или, можно сказать, элемент насыщения богатствами в них был ниже, соответственно, они стремились его удовлетворить.

С момента вступления в гонку за морское доминирование Англия всегда уничтожала первейшего своего конкурента. Набрав же морскую мощь, всегда истребляла второго в мире после себя. И так продолжалось до середины XX века, пока она не передала этот вымпел США, своему прямому продолжателю. Со времен утверждения морской парадигмы Англия исторически и геополитически шла и превращалась в Британскую империю, а позже передала эту империю США с точки зрения экономики.

Политика Британии по отношению к материковой Евразии всегда исходила из тезиса: чем более раздробленные и меньшие страны на глобальном материке, тем легче с ними взаимодействовать, их контролировать, вывозить сырье и продавать товары, получая дополнительное благосостояние для себя. «Уничтожай второго после себя».

Все европейские империи пали в результате противостояния и войн, лишь Британская империя самостоятельно и постепенно переформатировалась в Британское Содружество, или Содружество, в которое вошли почти все ее колонии, доминионы и протектораты. Фактически она уже в XX веке трансформировалась из классической империи в экономическую. Большинство остальных, равных ей в XIX веке, империй этого сделать не смогли, пав под влиянием ее политики по отношению к материковой Евразии.

Первой начала длительное падение Испанская империя (после гибели испанской Непобедимой армады в 1588 г. в серии войн и заканчивая Испано-американской войной 1898 г.). Англия успешно использовала центробежный фактор испанских колоний и Нидерландов. Нидерландская революция (Восьмидесятилетняя война 1566–1648 гг.) во многом оказала влияние на Английскую корону, которая лавировала в конфликте между Испанией и ее владением. Именно с «Золотого века Нидерландов» 1588–1672 гг. Англия вынесла первые уроки либерализма и успешной экономики — Питера де ла Кура, предвестника Адама Смита[5]. Именно в первой «демократической» Голландии зародились основы современного капитализма — биржа (Антверпенская и Амстердамская фондовая биржа, 1602 г.) и первое акционерное общество «Голландская Ост-Индийская компания» (1602 г.), образованное посредством нескольких похожих компаний (вроде «Ван Верре» 1594 г.) по колонизации территорий акватории Индийского и Тихого океанов. Англичане на государственном уровне скопировали суперуспешные начинания тогдашних голландских торговцев и образовали свою Британскую Ост-Индийскую компанию (1600 г.). Даже учитывая мощное давление и войны Испании за возврат под контроль Нидерландов, а также конкуренцию с англичанами, Голландская Ост-Индийская компания просуществовала, опираясь на небольшую метрополию в Европе, 196 лет (1602–1798 гг.). На пике могущества (1669 г.) она стала самой богатой частной фирмой в истории (пропорционально тогдашнему населению и капиталам планеты), располагала флотом свыше 150 коммерческих судов и 40 военных судов, 50 тыс. служащими и частной 10-тысячной армией. Конечно, со временем Голландская Ост-Индийская компания уступила Британской Ост-Индийской компании, которая опиралась на более мощную островную метрополию в Европе, а также на более агрессивную колониальную политику. Сейчас мало кто вспоминает, но британская колониальная политика в Индии унесла, по разным оценкам, около 40 млн жизней. Только во время голода 1769–1780 гг. в Бенгалии, спровоцированного новой британской налоговой политикой, погибло 7-10 млн человек[6]. И этот голод в Бенгалии повторялся в 70-х и 80-х годах XVIII века, — он унес еще несколько миллионов жизней. На самом деле сложно посчитать жертвы колониальных войн, которые велись против «туземцев» и на основе которых возникло могущество Великобритании (см. таблицу колониальных войн Великобритании, с. 73). За XVII век очень мало достоверных данных о колониальных войнах как войнах, ведь тогда граница между войной и военно-торговой экспансией была слишком размыта. В таблице «Основные колониальные войны Великобритании в XVII–XVIII вв.» перечислены только основные колониальные конфликты, названные в классической истории войнами. Колониальные войны Великобритании как самой большой существовавшей колониальной империи дают общее представление о том, насколько важны были колониальные захваты для Британии, как создавалась и чем руководствовалась империя в создании «британского мира» или «англосаксонского мира».

После ослабления Испании, в том числе руками голландцев, у Великобритании в XVII веке возник новый главный геополитический соперник — Франция. Эта страна также проводила активную колониальную политику. Но основным отличием от Великобритании было геополитическое расположение Франции на континенте. Она имела большую океаническую береговую линию, которая вдавалась в морские коммуникации между Атлантикой и Балтикой. Но Франция не была морской державой-островом и должна была значительное внимание уделять сухопутным границам, а соответственно, тратить большие средства на кровопролитные войны с соседями на суше. Великобритания — остров, высадка и проведение сухопутной операции на котором уже сама по себе огромная проблема, плюс месторасположением перекрывает связь между Атлантикой и Балтикой, контролируя морскую коммуникацию вплоть до самого нынешнего Санкт-Петербурга. На фоне ослабления Испании и Нидерландов к концу XVII века Франции всё же удалось стать второй колониальной державой и главным конкурентом Великобритании. Пришедший к власти Наполеон был самым опасным врагом Великобритании за всю ее историю. Хотя в то же время благодаря Наполеону и его захвату Испании, ослаблением ее влияния на свои колонии Великобритании удалось закрепить первенство морской державы. Великобритания села на качели между Францией и Испанией, уже поддерживая Испанию в восстании 1808–1814 гг. Но главным соперником уже стал Наполеон. Недаром одна из главнейших площадей Лондона — Трафальгарская с памятником адмиралу Нельсону. Интересна и показательна в этом свете борьба между Великобританией и Францией, из которой явствует то, что само по себе геополитическое островное положение Великобритании придает ей значительный приоритет даже над всей покоренной Наполеоном Западной Европой именно из-за связующей силы морских коммуникаций, предоставивших доступ к колониальным ресурсам и торговле.

Особо интересна «континентальная блокада», устроенная Наполеоном Великобритании. Гений Бонапарта не смог преодолеть геополитически значимого в парадигме моря географически-коммуникационного фактора. При полной блокировке Наполеоном портов и побережья континентальной Европы контрабандисты доставляли сюда жесточайше запрещенные императором английские товары. Экономика, предоставляемая морскими коммуникациями, была более интересным стимулом населения, чем всё остальное. Об этом глубочайшие исследования академика Е. Тарле.

Контроль над морем и прагматичное (вспоминаем Уильяма Питта) использование на суше союзнической на время России и ее сил позволили Великобритании устранить главного тогдашнего противника — Францию. Максимальные выгоды от падения Франции на Венском конгрессе в 1815 г. получила Великобритания, хотя основные «убытки» из-за разорения страны и человеческих жизней понесла императорская Россия. Повторюсь, российский император Александр I хоть в военном плане больше всех вложил в военном плане в победу Наполеона, но из-за своей «благородной гордыни» и деспотической формы правления, по результатам дипломатического Венского конгресса, упустил почти все выгоды в пользу британцев. А еще ранее Британия произвела максимум усилий, чтобы разорвать союз Наполеона с Павлом Первым и заключить союз с Александром Первым.

Вспомним, как буквально сразу после фактической победы над Наполеоновской Францией Британия переключилась на уничтожение нового главного конкурента в мире — Россию. Уже в 1817 году в Великобритании выходит книга Роберта Томаса Вильсона «Очерк военной и политической власти в России: в 1817 году»[7], военного атташе Великобритании в штабе Кутузова. Она становится политическим бестселлером в Великобритании и на столетие прогнозирует роль России как главного соперника. Кроме того, работа определяет риски Великобритании от России в Центральной Азии и угрозу Индии — колониального бриллианта в короне Британской империи. На секундочку, по разным оценкам, ВВП этой колонии, куда входили современные Пакистан, Индия и Бирма, тогда составляло свыше 20 % от мирового ВВП. И Британия посредством Ост-Индийской компании проводила жесточайшую выкачку ресурсов из этих территорий, несмотря на многие кровопролитные восстания и войны.

Так, примерно за два столетия Британия, воспользовавшись Нидерландами, ослабила Испанию. В трех Англо-голландских войнах (Первая Англо-голландская война (1652–1654), Вторая Англо-голландская война (1665–1667), Третья Англо-голландская война (1672–1674)), а также, воспользовавшись союзнической Францией, ослабила Нидерланды. По результату войн торговая элита Голландии частично переместилась в Лондон. После Нидерландов следующей становится Франция, которую уже далее помогла уничтожить Россия. С 1815 года только что союзническая Россия становится главным конкурентом, и, как аксиомно принято считать в британской политике, врагом номер один.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Базис. Украина и геополитика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Pieter de la Court. Interest van Holland ofte Gronden van Hollands-Welvaren. Amsterdam, 1662.

6

Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. М., 1979.

7

Robert Thomas Wilson. Sketch of the Military and Political Power of Russia in the Year 1817. London, 1817.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я