Геополитика русской цивилизации

Леонид Ивашов, 2015

Автор придерживается классических определений и категорий геополитики как самостоятельного научного направления и политической стратегии государств, империй и цивилизаций. Геополитика русской цивилизации рассматривается как синтез энергии почти двухсот этносов, объединенных энергией огромных и разнообразных евразийских просторов. Исторические процессы в работе тесно увязываются с современностью, делаются прогнозы развития человечества в ХХI столетии, утверждается: Россия вновь должна сыграть роль «удерживающего», потому что ее божественно-космическая предназначенность в исторической судьбе народов мира – оберегать человечество от самоуничтожения. Интересен в труде доказательный вывод, отрицающий Запад как цивилизацию. Не менее интересно предложение о необходимости объединения религиозных и научных знаний для познания сущности Бога, человека и мироздания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Геополитика русской цивилизации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Ивашов Л.Г., 2015

© АО «Издательский дом «Аргументы недели», 2020

Введение в геополитику

Есть только одно благо — знание.

И есть только одно зло — невежество.

Сократ

Своими корнями геополитика уходит в глубину веков и даже тысячелетий. Но общепризнанным в научном сообществе считается, что геополитика как самостоятельное научное направление возникла на стыке ХIХ — ХХ веков. Ее родоначальником принято считать немецкого исследователя Фридриха Ратцеля с его трудом «Политическая география». К Ратцелю мы еще вернемся. Ряд специалистов утверждает, что геополитика стала самостоятельной наукой, выделившись из той самой «политической географии», автором которой и был Ф. Ратцель. Нет серьезных разногласий в геополитической среде по поводу причин и факторов рождения геополитики — завершение эпохи географических открытий, оформление государства в качестве основного субъекта политики, победа материалистического подхода в научных исследованиях. Не будем против этого принципиально возражать. Но сомнения все же сохраним.

Считается, что в лидерах геополитики стоят традиционно страны Запада: немцы, англосаксы, несколько позади французы. Россию в данную когорту почти не зачисляют, она плетется где-то в хвосте геополитической плеяды и якобы заимствует все чужое, лишь иногда высказывая свои комментарии и сомнения.

Основу западной научной теории геополитики составляет география и политическая деятельность человека, определяемая географической средой, прежде всего морем и сушей (океан vs континент). Главной категорией официальной геополитики является пространство, опять же морское и континентальное. И, естественно, Германия, во всех ее государственных вариациях, представляет континентальную геополитическую теорию и школу, англичане и американцы — морскую. Французы — между ними, в серединке. Одновременно геополитика выступает и как политическая практика государств и союзов государств в виде геостратегии и международной политики. И еще один принципиальный момент: история, культура занимают подчиненное положение по отношению к геополитике, а точнее, к географии. В том смысле, что география делает историю, культуру, формирует поведение человека. Ну а поскольку история и культура имеют тенденциозно западоцентричный характер, значит, и западный человек самый правильный, именно он вершил историю человечества так, как ему диктовала география и даже сам Господь Бог. И по сей день Запад пытается ее, историю, вершить по собственному разумению и от имени Бога. Кое с чем можно согласиться. Особенно что касается влияния географии. Ведь это признавали древние греческие и древнеримские мыслители Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель, Страбон и другие. Так, Геродот утверждал в своей «Истории»[1], во-первых, что история и география неразделимы, даже, наоборот, география — необходимый элемент истории; а во-вторых, что именно территория является источником развития народов и государств. Платон, Аристотель высказывали мысль, что культура, человеческие качества, характер, темперамент формируются географическими особенностями их стран. Страбон считал, что блеск, величие и могущество Рима связаны самым тесным образом с географическим положением Апеннинского полуострова и благоприятным климатом[2]. Интересны выводы Фукидида по результатам исследования противоборства Афин и Пелопоннеса: он вскрыл две противоположные стратегии действий сторон — моря и суши — и вывел формулу извечной борьбы «моря» (талассократии) и «суши» (теллурократии). То есть уже в древние века, а не в ХIХ столетии признается важность географической среды для истории, культуры, политического поведения государств, тогда же, в древности, закладываются основы геополитики. В те же века зарождается мысль, что пространство является важнейшим фактором (имея при этом в виду только географические территории), оказывающим решающее влияние на государственное устройство, хозяйственную деятельность, образ жизни и политическое поведение (стратегию) правящих элит. Так утверждается направление в геополитике под названием «принцип географической предопределенности» — «географических детерминант». И по сей день такой подход остается общепризнанным в геополитическом сообществе стержнем геополитики.

Итак, в геополитике тесно переплетены человек, география, история, климат, окружающая человека среда. Главный же субъект геополитики — человек, хотя и прочитывается сильное влияние природных факторов на его формирование, его образ (архетип) и его поведение. Но это если исходить из материалистических научных принципов и не брать во внимание такие достаточно весомые и воздействующие на человека аргументы, как религия, неизмеряемые (пока) энергия окружающей среды, энергия духа, памяти, сознания и т. д.

Но так как геополитика является наукой, значит, она имеет истоки, законы, закономерности, категории и методологию исследования. Должны существовать и различные школы, классики, теории, стратегии. (Западная версия геополитики, тесно привязанная к материалистической основе, не конечная и не единственная, а значит, для полноценного развития человечества необходимо существование и альтернативных взглядов.)

Мы имеем сегодня три сферы знаний, принципиально различающихся между собой и даже конкурирующих друг с другом: материалистическую науку, религию как систему знаний и эзотерический массив познания. Единого поля (банка) знаний человечество не имеет и создавать его не спешит. А поскольку геополитика призвана синтезировать в себе самые различные знания о человеке и среде его обитания, анализировать и учитывать историю самого человечества, мировые религии, опираться в своем анализе, прогнозе и предвидении на энергетику пространства, то она, геополитика, может и должна стать «наукой наук», только обладая основным массивом всех сфер знаний: научных, религиозных, эзотерических. К сожалению, сделать это проблематично, так как существует непреодолимый барьер между наукой и религией, заложенный в ответе на главный философский вопрос — что первично: материя или сознание. Но пока мы имеем следующее.

Наука адекватно описала неживую природу; обеспечила научно-технический прогресс через познание законов физики и механики; сформулировала собственную версию рождения Вселенной, объяснила зарождение и развитие живых организмов на планете Земля, создала малодоказательную теорию превращения обезьяны в человека; успешно постигает основы космического мироздания, научилась клонировать живые организмы, распознает генную инженерию и т. д.

В то же время наука отрицает божественные (сверхразумные) начала зарождения Вселенной, жизни на Земле, в человеке не признает элементы веры и религии; скептически относится к религиозным и эзотерическим аксиомам; не владеет адекватными знаниями о человеческом обществе (нет социальной теории); не обладает единой системой знаний, объединяющей все науки; объявляет свои законы законами природы, навязывая догматизм и непогрешимость; не может давать научное толкование и объяснения явлениям, выходящим за рамки материалистических (измеряемых) познаний; хранит знания в головах отдельных ученых, но не в единой системе.

Многие научные гипотезы и версии недоказуемы, слабо аргументированы (например, зарождение Вселенной в результате Большого взрыва, происхождение жизни на Земле, явление человека), опираются порой лишь на авторитетные имена и незыблемые теории.

Религия впервые сформулировала целостную картину мироздания, описала процесс возникновения жизни на Земле, предписала нормы культурного поведения людей, нарисовала образ идеального (первозданного) человека (архетип). Однако религия затормозила процесс научного познания мира, законсервировала собственные исследования, не создала механизм генерации новых знаний. Религия не сблизилась с наукой, прежде всего с физикой, она застыла в развитии, в догматике.

Эзотерика (каббала) синтезировала в себе религиозные и научные познания и даже перешагнула через догматы науки и религии; позволила вводить в картину мира новые знания, сформировала организационную форму коллективного интеллекта, явилась идейной основой масонства — главного инструмента управления миром. Эзотерика питает особую страсть к мифологии, сама создает мифы, принуждает веровать в них своих адептов, несет их в качестве знаний истины. Но эзотерика изолировала новые знания, структурируя их в иерархическом варианте посвященности (только для избранных) и жестко пресекая их распространение. В союзе с другими, закрытыми, прежде всего финансовыми и политическими, сообществами эзотерика являет огромную теневую силу, активно влияет на мировые исторические процессы. Безусловно, и религия, и наука также оказывают довольно сильное влияние на историю человечества, на геополитику. Взять тот же Ватикан: сочетание закрытости папского окружения, огромный финансовый капитал, интересы расширения католического ареала, а значит, и влияния делает западное христианство глобальной политической силой, порвавшей с учением и заповедями Христа.

Наиболее принципиальное расхождение существует между научным методом познания и религией. Наука отдает пальму первенства материи и на этом материалистическом основании пытается строить свою доказательную аргументацию. Религия первенство в мировоззренческой парадигме безальтернативно отдает сознанию, духу, а в целом — Богу. Автор, воспитанный как материалист до мозга костей, по первому высшему образованию физик-математик, считает, что ответ на этот вопрос кроется в совершенно иной плоскости, позволяющей примирить обе стороны — и научный атеизм, и религию: энергия, в том числе энергия духа и сознания, — первична; материя вторична. В авторской трактовке позиция будет звучать следующим образом: «Окружающий нас мир есть энергия, сконцентрированная в пространстве в различных видах и формах, включая энергию окружающей человека среды, разума, духа, сознания. Само пространство есть энергия. Она первична по отношению к материи». И я здесь далеко не оригинален, об этом говорят и пишут уже многие маститые физики. Гораздо ранее и профессионально масштабнее об этом же намекал и великий Макс Планк:

«Я изучал атом и могу сказать: не бывает материи самой по себе. Вся материя возникла и существует только благодаря силе, которая приводит в движение частицы и удерживает их в виде мельчайшей солнечной системы — атома… Но так как во всей Вселенной нет ни разумной, ни вечной энергии, то нам стоит предположить, что за этой энергией стоит Дух, обладающий разумом и сознанием. Этот Дух есть первопричина всей материи».

Макс Планк не дает ответа на вопрос: что есть Дух. Представляется, что Дух — это сочетание в едином поле энергии природной (окружающей) среды коллективной мысли, воли и эмоционально-чувственного потенциала человека (души). В вышеизложенной цитате М. Планка прочитывается «первичность энергии Духа по отношению к другим видам энергии». Согласимся с таким подходом.

Для глубинного постижения геополитики необходима единая система знаний, объединяющая религиозные, научные и эзотерико-мистические познания и объясняющая все аспекты и явления окружающего нас мира; отвечающая на вопрос о земном и космическом предназначении человека; возвращающая человека в гармонию природы и космоса; ориентирующая человечество в его выживании и развитии. Таковой пока нет, но попытаемся именно с этих позиций исследовать проблемы геополитики.

Интерес к геополитике сегодня огромен, и это не случайно. Расхожее в геополитической среде утверждение «Геополитика правит миром и определяет будущее» имеет под собой фундаментальное основание. Что есть геополитический процесс? Это зарождение геополитической идеи (мечты) народа, государства, цивилизации; научно-теоретическое обоснование и развитие идеи, стратегическое проектирование, практическая политика в рамках стратегии по реализации идеи. Если оглянуться в историю политического процесса, то будет очевидным, что, как правило, геополитические идеи и теории становятся основой реальной политики.

После распада Советского Союза и мировой социалистической системы, а также в связи с бурным развитием информационных технологий, интенсификацией экономической глобализации, падением роли государств в системе международных отношений и появлением новых, ранее не существовавших субъектов мировых исторических процессов исследователи от геополитики заговорили о постмодернистской геополитике, о несоответствии прежних представлений нынешним реалиям. На Западе возникло течение, именующее себя критической геополитикой, утверждающее, что традиционная (детерминистская, государствоцентричная) геополитика себя изжила. Возникновение сетевого пространства — глобальной паутины — якобы кардинально изменило сущность главной категории геополитики — пространства, а народы и цивилизации заменяются сетевым сообществом. Один из основоположников «критической геополитики» Мануэль Кастельс идет еще дальше, рассуждая, что «…набор независимых ячеек выступает ключевым для осуществления власти в информационный век… Коммутаторы, соединяющие сети, являются главнейшими инструментами власти… Сетевые администраторы есть власти предержащие»[3]. Позволим себе с этими утверждениями не согласиться, но тем не менее подчеркнем, что геополитика, как и все другие отрасли познания, никогда не стояла на месте и не просто развивалась применительно к изменяющимся условиям, но прокладывала путь изменениям в мировых и региональных процессах. Геополитика всегда конструировала мир, к сожалению далеко не всегда разумный.

Естественно, основное внимание в работе будет уделено становлению и развитию русской геополитической мысли и ее влиянию на реальную политику государства. Основная версия автора: человечество не едино в своей сущности, как и все живое на планете; племена, народы, расы — это разновидности людей, вписанные в условия природы для выполнения определенных задач и выживания, для чего каждому племени и расе задается соответствующий потенциал возможностей. Высшей формой единения народов по функциональной заданности и близости свойств индивидов являются мировые этнокультурные цивилизации, каждая из которых (как в живой природе — виды растений, животных) уникальна и самобытна. Общими для всех цивилизаций служат только признаки человеческой расы (разум, прежде всего) и потенциалы возможностей. Общечеловеческой цивилизации, живущей едиными помыслами, едиными идеями и целями, по единым поведенческим стандартам, не существует и быть не может. Система человечества, где ее образующими структурными конструкциями служат мировые цивилизации, более устойчива и прочна (поскольку цивилизации являются противовесом друг другу, балансируют друг друга, и если какая-то из них, например западная, потеряет разум — другие все равно спасут мир), придает человечеству многоплановость в развитии. Каждая из мировых цивилизаций живет в своем историческом времени, в своей системе ценностей, в своем энергоинформационном поле, под знаком культурно-цивилизационного кода.

«Цивилизация — главная форма человеческой организации пространства и времени, выражающаяся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип, — пишет выдающийся подвижник — исследователь русской цивилизации О. А. Платонов. — Каждая цивилизация представляет замкнутую духовную общность, существующую одновременно в прошлом и настоящем и обращенную в будущее, обладающую совокупностью признаков, позволяющих классифицировать ее по определенным признакам… Разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение на расы»[4]. Это емкое определение цивилизации мы возьмем за основу, рассматривая геополитику русской и других мировых цивилизаций. Подчеркну еще раз: каждая цивилизация выполняет в структуре человечества свою роль. У России также особая, может быть, самая выдающаяся роль в мировой истории первого и нового тысячелетия — не позволить антицивилизации (антихристу) привести человечество к краху или стандартизировать его по универсальному образцу, лишить уникальности и самобытности.

В работе над «Геополитикой русской цивилизации» автор сознательно ушел от множества исторических фактов и событий русской истории, а остановился лишь на наиболее значимых, серьезно повлиявших на выбор, становление и развитие русской геополитической мысли и геополитической стратегии государства. Исторический аспект русской геополитической школы фундаментально представлен трудами, изданными Институтом русской цивилизации, возглавляемым О. А. Платоновым, и его замечательным трудом «Русская цивилизация».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Геополитика русской цивилизации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Геродот. История: в 9 кн. М.: Ладомир, 1999.

2

См.: Страбон. География. Л., 1967.

3

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУВШЭ, 2000.

4

Платонов О. А. Русская цивилизация. М.: Алгоритм, 2010. С. 6.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я